Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Президент поручил продлить льготы на перевозку зерна по железной дороге

Грузовые перевозки | Пятница | 16.03.2018 | 11:59
Мера направлена на поддержку аграриев и позволяет нарастить экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли страны
Мера направлена на поддержку аграриев и позволяет нарастить экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли страны | Грузовые перевозки
Сергей Родин/ИД "Гудок"
Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации своего послания Федеральному Собранию. В частности, он поручил правительству обеспечить продление действия льготных тарифов на перевозку зерна железнодорожным транспортом и предусмотреть дополнительные закупки зерна в регионах, удалённых от рынков сбыта. Это должно быть сделано «в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей». Поручение должно быть выполнено не позже 15 июля.

Выступая с посланием Федеральному Собранию 1 марта, глава государства поблагодарил работников агропромышленного комплекса за рекордный урожай зерна за всю историю страны – 134 млн тонн. Он отметил, что у такого высокого урожая есть обратная сторона: «Цены снизились, возникли проблемы с хранением и транспортировкой».

«Чтобы поддержать наших производителей, до 1 июля 2018 года предусмотрены льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге», - напомнил он и предложил проработать продление этой меры на следующие зерновые сезоны, предусмотреть дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удалённых от портов, а также помочь тем, кто готов и хочет заниматься переработкой на месте.

В декабре 2017 года Правительство РФ определило список из 13 регионов, цены закупки и объём квот, которые можно перевезти из этих субъектов на экспорт железнодорожным транспортом при государственной поддержке.

Общий объём вывоза составит 3,18 млн тонн, на субсидии выделено более 2 млрд руб. Как сообщало Министерство сельского хозяйства РФ, по состоянию на 26 февраля одобрены заявки на экспорт 756 тыс. тонн, что составляет 24% от лимита. В деньгах этот объем оценивается в размере 701,5 млн руб. Наибольшую активность проявляют в Омской и Новосибирской областях. Там лимиты уже закончились, и стоит вопрос о выделении им дополнительных квот за счёт других субъектов, сообщала газета «Гудок». 

ОАО «Российские железные дороги» в январе-феврале за счёт правительственных субсидий перевезло зерна на 200 млн руб. «Но мы готовы перевезти весь объём, который определён в решении правительства», - сообщили «Гудку» в компании.

ОАО «РЖД» применяет для перевозки зерна технологию «зерновых экспрессов», которая предполагает следование состава по графику.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что должен быть создан долгосрочный механизм поддержки рентабельности производства зерна в регионах, находящихся вдали от экспортных рынков. «К примеру, без субсидирования в Западной Сибири это сделать невозможно: транспортное плечо из этих регионов и на восток, и на запад составляет порядка 5 тыс. км. Так же далеко до портов и из областей Урала», - сказал он «Гудку».

Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв после обнародования послания президента сообщил СМИ, что его ведомство намерено перевести субсидирование железнодорожных перевозок зерна, поставляемого на экспорт, на постоянную основу.

«Будем закладывать деньги, это новая мера, и мы видим, что она эффективна, поэтому станет системной – из года в год», – сказал глава ведомства. По его словам, вывоз излишков зерна на экспорт более выгоден, чем его закупка в интервенционный фонд, количество их при увеличении урожая всё возрастает. Закупки предполагают плату за хранение зерна (её должен оплачивать бюджет) и зависимость от конъюнктуры цен, потому что не всегда это зерно можно продать дороже (с учётом всех расходов на его хранение), чем оно было куплено у сельхозпроизводителей.

15 марта Александр Ткачёв на заседании Правительства РФ отметил, что субсидирование железнодорожных перевозок зерна сыграло позитивную роль на зерновом рынке. «Уверен, реализация этой меры на системной основе даст хорошие результаты, - сказал он. - Было бы, конечно, эффективно – и мы в этом плане продолжаем работать – льготировать не только железнодорожные тарифы, но и всю провозную плату, хотя бы для удалённых регионов Сибири. Считаю данную меру господдержки рынка зерна более эффективной, чем зерновые интервенции».

Также Александр Ткачёв сообщил о стабилизации цен на зерно. Например, пшеница 4-го класса в Сибири по сравнению с сентябрём подорожала на 5–7%. «Никогда из Сибири мы зерно в общем-то не продавали на экспорт, через южные порты. Конечно, это во многом не только будет стимулировать рост цен, делать их достойными, справедливыми, но и будет снимать лишнее зерно с рынка, что, естественно, благоприятно скажется в целом на ценах», - отметил министр.

В 2018 году экспорт зерновых культур может составить 45–47 млн тонн, в 2015 году - 60 млн тонн, прогнозирует директор департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков агропромышленного комплекса Минсельхоза Анатолий Куценко.

Наиболее перспективные рынки – это государства Ближнего Востока и Северной Африки, где относительно небольшое расстояние для перевозок. В Азии население всё больше переходит с риса на более дешёвое зерно, что также создаёт возможности для российского экспорта. В конце 2017 года увеличились поставки в Индонезию и Вьетнам. Объединённая зерновая компания ведёт переговоры об экспорте в Таиланд.
Тимур Бек

Cегодня в СМИ

Первые лица