Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Хлеб поедет за рубеж

Грузовые перевозки | Воскресенье | 04.03.2018 | 23:28
В начале марта 2018 года экспортная цена тонны российской пшеницы поднялась до $214 за тонну, что составляет максимум с 2014 года
В начале марта 2018 года экспортная цена тонны российской пшеницы поднялась до $214 за тонну, что составляет максимум с 2014 года
 | Грузовые перевозки
Depositphotos/Legion-media
Президент Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию РФ предложил продлить механизм субсидирования железнодорожных перевозок зерна на экспорт из удалённых от портов и погранпереходов регионов. Мера должна позволить увеличить производство зерновых в этих областях.

«Понятно, что у высокого урожая есть и обратная сторона. Цены снизились, возникли проблемы с хранением и транспортировкой, – отметил в своём выступлении 1 марта перед Федеральным собранием президент Владимир Путин. – Чтобы поддержать наших производителей, до 1 июля 2018 года предусмотрены льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге».

Нужно обязательно проработать продление этой меры на следующие зерновые сезоны, указал президент. Также, по его мнению, нужно предусмотреть дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удалённых от портов.

В декабре 2017 года правительство определило список из 13 регионов, цены закупки и объём квот, которые можно перевезти из этих субъектов на экспорт железнодорожным транспортом при государственной поддержке.

Общий объём вывоза составит 3,18 млн тонн, на субсидии выделено более 2 млрд руб. Как сообщает сайт Минсельхоза, на 26 февраля уже одобрены заявки на экспорт 756 тыс. тонн (24% от лимитов). В деньгах это составляет 701,5 млн руб. Наибольшую активность проявляют в Омской и Новосибирской областях. Там лимиты уже закончились, и стоит вопрос о выделении им дополнительных квот за счёт других субъектов. На вопрос об объёме реальных перево­зок в пресс-службе Минсельхоза не ответили.

В ОАО «РЖД» говорят о пока низкой активности именно физических перевозок зерна, хотя компания заинтересована в их увеличении. «За два месяца этого года мы за счёт правительственных субсидий пока перевезли зерна всего на 200 млн руб., – отметили в компании. – Но мы готовы перевезти весь объём, который определён в решении правительства». 

РЖД стали применять для перевозки зерна технологию «зерновых экспрессов», которая предполагает следование состава по графику, причём в каждом маршруте перевозится только определённый класс зерна. По данным аналитического агентства «Совэкон», в начале марта 2018 года экспортная цена тонны российской пшеницы поднялась до $214 за тонну, что составляет максимум с 2014 года. Последнее время цена растёт каждую неделю на один-два доллара за тонну. Скорее всего, экспортёры выжидают ещё более выгодной ценовой конъюнктуры.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский говорит, что заявочная кампания идёт по плану и решение правительства о субсидировании железнодорожных перевозок уже возымело видимый эффект: цены на зерно, которые начали обваливаться в конце прошлого года из-за большого урожая, стабилизировались и даже стали расти. По сравнению с сентябрём 2017 года в Западной Сибири цена тонны пшеницы увеличилась на 5–7%. Это поддерживает сельхозпроизводителей. Если бы господдержки не было, то аграрии не стали бы рисковать, засевая большие площади.
«Нам действительно необходимо создать долгосрочный механизм, позволяющий поддерживать определённый уровень рентабельности производства зерна в тех регионах, которые находятся далеко от экспортных рынков, – убеждён Аркадий Злочевский. – К примеру, без субсидирования в Западной Сибири это сделать невозможно: транспортное плечо из этих регионов и на восток, и на запад составляет порядка 5 тыс. км. Так же далеко до портов и из областей Урала».

По мнению эксперта, механизм поддержки даст возможность увеличивать объём производства. Конкретные финансовые показатели в него можно будет вносить исходя из ситуации в каждом сельскохозяйственном сезоне. 

Министр сельского хозяйства Александр Ткачёв после обнародования послания президента сообщил СМИ, что его ведомство намерено перевести субсидирование железнодорожных перевозок зерна, поставляемого на экспорт, на постоянную основу. 

«Будем закладывать деньги, это новая мера, и мы видим, что она эффективна, поэтому станет системной – из года в год», – говорит министр.
По его словам, вывоз излишков зерна на экспорт более выгоден, чем его закупка в интервенционный фонд, количество их при увеличении урожая всё возрастает. Закупки предполагают плату за хранение зерна (её должен оплачивать бюджет) и зависимость от конъюнктуры цен, потому что не всегда это зерно можно продать дороже (с учётом всех расходов на его хранение), чем оно было куплено у сельхозпроизводителей.

К примеру, осенью 2017 года после закупок у сельхозпроизводителей объём интервенционного фонда составил 3,9 млн тонн, а его обслуживание по стоимости выросло с 2 млрд руб. в 2016 году до 9,5 млрд в 2017-м, что стало серьёзной и постоянно возрастающей статьёй расхода федерального бюджета. Такие данные привела в октябре 2017 года Объединённая зерновая компания (ОЗК), которая является государственным оператором зерновых интервенций.

По данным Минсельхоза, у российского зерна есть хорошие перспективы для экспорта. Как говорит директор Департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Минсельхоза Анатолий Куценко, к 2025 году экспорт зерновых прогнозируется на уровне 60 млн тонн, притом что в этом сельскохозяйственном году он оценивается в 45–47 млн тонн.

Наиболее перспективные рынки – это государства Ближнего Востока и Северной Африки, где относительно небольшое расстояние для перевозок. Однако в Азии население всё больше переходит с риса на более дешёвое зерно, что создаёт хорошие возможности для российского экспорта. В конце прошлого года заметно увеличились поставки в Индонезию и Вьетнам, ОЗК ведёт переговоры о начале экспорта в Таиланд.

Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ

Первые лица