Новости дня

Россия нарастила экспортные поставки угля на 17%

Грузовые перевозки | Среда | 31.01.2018 | 15:50
Всего за 2017 год по железной дороге было отправлено 358,5 млн т угля
Всего за 2017 год по железной дороге было отправлено 358,5 млн т угля | Грузовые перевозки
Руслан Казаков/ИД "Гудок"
Эксперты железнодорожного холдинга НПК «Объединенная Вагонная Компания» подготовили итоговый аналитический обзор грузовых перевозок в 2017 году.
Всего за минувший год погрузка на сети «Российских железных дорог» составила 1,26 млрд тонн. Это на 3,2% больше, чем в 2916 году, и является максимальным показателем за последние пять лет. В 2017 году грузооборот железнодорожного транспорта установил новый рекорд за всю историю России и достиг уровня 2,5 млрд т-км, что на 6,4% больше по сравнению с 2016 годом.
 
В 2017 году по железной дороге было отправлено 358,5 млн т угля, что на 9,1% выше уровня 2016 года и является рекордом для угольного сегмента за всю историю России. В декабре 2017 года перевозки угля также установили очередной рекорд и выросли до 32,6 млн тонн, что на 5,2% больше по сравнению с декабрем 2016 года.

Основной прирост перевозок произошел на экспортных направлениях. Поставки угля в другие страны выросли на 17% к уровню 2016 года, тогда как объем внутреннего грузопотока поднялся только на 1%.

Увеличение спроса на российский уголь обусловлено благоприятной конъюнктурой на внешних рынках на фоне восстановления мировых цен, что позволило угольщикам быстро нарастить добычу и сбыт, отмечается в исследовании НПК «ОВК». Так, лидером по приросту потребления российской продукции в 2017 году стал Китай — импорт на треть больше уровня годом ранее. Внутренние мощности угольной промышленности в КНР были сокращены на 150 млн т за счет мелких и неэффективных шахт, что привело к увеличению общего импорта угля в страну на 6,1% к уровню 2016 года.
На второе место по потреблению российского угля вышла Польша, которая в связи с истощением собственных месторождений вдвое нарастила поставки из РФ. По оценкам экспертов, такая ситуация сохранится в среднесрочной перспективе, до развития атомной энергетики. При этом строительство первой в Польше АЭС начнется только в этом году. Третье место занимает Турция. Экспорт российского угля в страну вырос на 80%, поскольку турецкие металлурги произвели рекордный объем стали. По оценке главы Турецкой ассоциации производителей стали Фуата Тосьяли, уровень производства превысил 36 млн т.

Дальнейший заметный рост экспорта российского угля ограничен портовыми мощностями, поэтому работа по их увеличению ведется уже сейчас. Так, например, с января 2018 года Морской торговый порт Усть-Луга отказался от работы с ро-ро-грузами и начал переваливать уголь на терминале «Юг-2». В планах МТП значится отгрузка 4 млн тонн угля в текущем году и строительство угольного терминала до 15 млн тонн — в перспективе.

В то же время «Востокуголь» договорился с группой ОТЭКО о создании хаба в порту Тамань по экспорту пылеугольного топлива, которое состоит из смеси некоксующихся углей и используется при доменной плавке чугуна, позволяя снизить расход дорогостоящего кокса. Угли будут поставляться с разрезов «Восточный» (антрацит, запасы — 182 млн тонн) и «Кийзасский» (марки Т и ТС, 209 млн т). Поставки начнутся уже летом с объемов 500 тыс. тонн в месяц и могут увеличиться до 1–1,2 млн т в месяц. На проектную мощность терминал может выйти к концу 2019 года, при этом к нему планируется допустить и других угольщиков.

При сохранении мировой конъюнктуры экспорт российского угля будет расти и дальше, однако из-за ограничений транспортной инфраструктуры темпы роста перевозок, вероятно, снизятся до 3-4% вместо 9-12% в 2017 году.

В начале 2017 года по железной дороге было отправлено 235,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что незначительно ниже, чем в 2016 году — на 0,2%. Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре снизилась на 0,9% и составила 21,3 млн т.
Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов по итогам года выросли на 3,5%, а экспорт снизился на 6%. При этом произошли изменения в структуре грузов: перевозки мазута сократились на 4,9 млн тонн, тогда как перевозки дистиллятов газового конденсата увеличились в 1,5 раза — на 4,6 млн тонн.

По оценке главы агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, перевозка нефтеналивных грузов в 2018 году сократится не менее чем на 2% из-за запуска нефтепродуктопровода «Юг», роста прокачки нефтепродуктов по трубопроводам и дальнейшего сокращения выпуска мазута.
Однако снижение может быть скорректировано за счет предложения более выгодных условий грузоотправителям со стороны ОАО «Российские железные дороги». В частности, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что Беларусь продолжит транспортировку нефтепродуктов через российские порты, начатую в декабре 2017 года, при сохранении экономической целесообразности.

По расчетам экспертов НПК «Объединенная Вагонная Компания», в 2018 году ожидается восстановление грузопотока в сегменте строительных грузов. В последний месяц 2017 года погрузка строительных грузов выросла к предыдущему году на 11,9% и составила 9,4 млн т, а цемента — на 7,7% до 1,4 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 132,9 млн т строительных грузов, что на 5,7% ниже по сравнению с 2016 годом, и 26,8 млн т цемента — на 0,6% больше, чем в 2016-м. Разнонаправленная динамика перевозок строительных материалов и цемента связана с нехваткой универсального подвижного состава, который переключился на перевозку угля.

По итогам 2017 года объем ввода жилья в России снизился на 2% относительно 2016 года, но все же достиг высокого результата — 78,6 млн квадратных метров. Глава Минстроя РФ Михаил Мень подчеркнул, что стабильный спрос на жилье в первую очередь связан с доступностью ипотеки, ставки по которой снизились до минимальных значений: на новостройки они опустились до 9,8%, на вторичном рынке — до 10%.

По оценке экспертов НИУ «Высшая школа экономики», уже к середине 2018 года российский строительный сектор выйдет из депрессии и перейдет к росту на фоне резкого снижения ипотечных ставок. А к концу года индекс предпринимательской уверенности в строительстве - ключевой показатель настроения инвесторов - вырастет на 11 п.п. до -4%. В результате в обозримом будущем индекс может выйти в положительную зону, что произойдет впервые с 2008 года.

Помимо восстановления жилищного строительства, по оценке экспертов, спрос на цемент подстегнет развитие строительства цементобетонных дорог (долговечнее асфальтобетонных в 5-6 раз) в связи с растущей нагрузкой на инфраструктуру.
Улучшение инвестиционной среды в строительстве, развитие жилищного сектора по мере повышения доступности ипотечного кредитования на фоне роста обеспеченности грузоотправителей подвижным составом уже в текущем году приведут к восстановлению перевозок строительных грузов и цемента.

В 2017 году по железной дороге было отправлено 73 млн тонн черных металлов, что на 2,8% выше уровня 2016 года. По данным Росстата, в 2017 года выпуск проката увеличился на 0,7%, чугуна — на 0,5%, труб — на 4,8%, конструкций из черных металлов — на 7,9%. По оценке участников рынка, производство удалось нарастить за счет увеличения спроса со стороны строительной отрасли, машино- и автомобилестроения, а также за счет увеличения экспорта. Наибольший прирост поставок черных металлов в 2017 году произошел в США — отгрузка в Штаты увеличилась на 800 тыс. тонн или на 40%.

Эксперты компании «Северсталь» считают, что мировые цены на сталь продолжат свой рост в 1 квартале 2018 года преимущественно за счет снижения экспорта Китаем, а спрос на внутреннем рынке увеличится на 3,4%.
Рост внутреннего спроса, а также высокие экспортные цены будут стимулировать умеренный рост перевозок черных металлов в 2018 году.

Погрузка руды в 2017 году составила 110,5 млн тонн руды, что на 0,9% выше в сравнении с 2016 годом. Внутренние перевозки руды выросли на 4%. Причина — в увеличении спроса со стороны российских металлургических заводов на фоне роста выпуска металлопродукции. При этом экспортные перевозки снизились на 11%, поскольку Китай сократил потребление российской продукции на 20% в связи с закрытием своих избыточных литейных мощностей. Кроме того, Украина также снизила потребление на 85% из-за падения выплавки украинских металлургов.
Увеличение выпуска металлопродукции заводами РФ, а также выход на новые рынки сбыта будут способствовать росту перевозок железной руды в 2018 году.

Погрузка лесных грузов составила 43,3 млн тонн, на 2,5% выше, чем в 2016 году. Внутренние перевозки лесных грузов выросли на 1,7%, тогда как экспорт — на 5,3%, преимущественно в Китай — на 13% и в Казахстан — на 40%.
По оценке представителей отрасли, перевозки могли быть и выше, если бы не неблагоприятные погодные условия: необычно теплое начало зимы привело к тому, что заготовленную древесину не смогли вывезти из-за распутицы на станции отправки. Другой причиной эксперты называют нехватку полувагонов, которая прежде в этом сегменте почти не ощущалась.
По мере роста обеспеченности грузоотправителей подвижным составом, а также реализации программы лесного комплекса ожидается умеренное повышение объемов перевозок лесных грузов в 2018 году.
Погрузка зерна по итогам года составила 22,1 млн т зерна, что на 16,4% больше, чем в 2016 году. Из-за обильного урожая потребность в зерне большинства российских регионов была удовлетворена за счет собственных посевов, в результате чего не возникла необходимость в доставке с традиционно плодородных земель.
Экспортные поставки выросли почти на 40%, преимущественно за счет двукратного увеличения объемов в Египет (более чем на 3 млн т).

Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в 2017-2018 сельхозгоду до 45-47 млн т. По словам министра Александра Ткачева, с начала сезона экспортировано 28 млн т, на 35% больше, чем в предыдущем году. При этом играют роль погодные условия в других странах - сельскохозяйственных лидерах. Низкая температура и отсутствие снега в ряде американских штатов создают угрозу для урожая озимой пшеницы в США, доля которой в структуре производства пшеницы составляет около 80%. Кроме того, засуха привела к снижению урожая в Австралии. Низкое производство зерновых ожидается и в Бразилии.

Запланированная государственная поддержка грузоотправителей, а также высокий экспортный потенциал РФ могут привести к дальнейшему росту перевозок зерна в 2018 году.

Перевозка удобрений в 2017 году выросла до 57,1 млн т, прирост по сравнению с 2016 годом составил 6,8%. В 2017 году перевозки росли как на внутренних (на 4,5%), так и на экспортных (на 9%) направлениях. Наибольший прирост поставок произошел в Китай (+10%), Бразилию (+15%) и на Украину (+30%).

По оценке экспертов группы «Акрон», экспорт удобрений будет расти и дальше. Так, например, в конце 2017 года в Китае произошла остановка производства карбамида на большинстве предприятий с использованием газа из-за нехватки топлива, направленного на другие приоритетные цели. В результате загрузка мощностей снизилась ниже 50%. Кроме того, правительство КНР заявило о планах по увеличению запасов карбамида в стране на 5,5 млн т до 10 млн тонн.

Дополнительно поддержать экспорт российского карбамида может ожидаемый спрос со стороны покупателей из США, которые будут осуществлять активные закупки для покрытия сезонного спроса.

Компания «Фосагро» заявила о планах в 2018 году открыть сбытовую компанию в Аргентине, потенциал рынка которой высок. В ближайшие годы латиноамериканская страна намерена увеличить потребление удобрений вдвое с текущих 3,6 млн т.
При сохранении тенденций развития сельского хозяйства и реализации экспортного потенциала в 2018 году ожидается дальнейший рост перевозок минеральных удобрений железнодорожным транспортом.


Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица