Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Железнодорожники предлагают создать координационный центр для перевозок зерна на экспорт

Грузовые перевозки | Четверг | 16.11.2017 | 23:01
Решающее значение приобретает вопрос эффективного использования парка вагонов грузоотправителями
Решающее значение приобретает вопрос эффективного использования парка вагонов грузоотправителями  | Грузовые перевозки
Depositphotos/Legion-media
Неэффективное использование вагонного парка грузоотправителями приводит к невозможности увеличить перевозки зерна на экспорт. Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО ОАО «РЖД») указывает, что исправить ситуацию могло бы ежедневное взаимодействие представителей всех компаний и служб, причастных к экспорту, в рамках координационного центра при Минсельхозе.

Рекордный урожай зерновых в России в этом году дал возможность серьёзно расширить экспортные возможности страны. ОАО «РЖД» в этих условиях наращивает объёмы перевозок зерна. С начала года перевезено на 2,34 тыс. тонн зерна больше аналогичного периода 2016 года. При этом объёмы перевозок последовательно возрастают в течение последних трёх месяцев и составляют в ноябре 81,4 тыс. тонн в сутки. В частности, растёт погрузка и в Сибирском федеральном округе. Так, в Омской области погрузка в октябре увеличена к сентябрю на 60,8%, в Новосибирской – на 72,1%, в Алтайском крае – на 25,3%.

«Сейчас решающее значение приобретает вопрос эффективного использования парка вагонов для перевозок зерна, – говорит начальник оперативного управления ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Саутенков. – Однако данные свидетельствуют, что на полигоне Западно-Сибирской железной дороги из 822 зерновозов на подъездных путях 281 вагон простаивает более двух суток, из них 221 вагон – от двух до пяти суток, 36 вагонов – от пяти до 10 суток и 24 вагона – более 10 суток».

Это во многом связано с прекращением работы грузоотправителей в выходные дни. В ноябре при средней погрузке по Западно-Сибирской дороге в рабочие дни 128 вагонов в выходные грузится лишь 50. По Омской области в эти дни погрузка снижается в три раза, по Новосибирской – в четыре.

Отдельно необходимо сказать о простоях на путях необщего пользования. У грузоотправителей Омской области, таких как ООО «Группа компаний «ЕВК», по станции Мариановка с погрузкой один вагон в сутки среднесуточный простой составляет 14,5 суток, ООО «Сибирский КХП» по этой же станции – 9,2 суток, по станции Омск-Восточный у отправителя ООО «Сибирские транспортные системы» с погрузкой два вагона в сутки каждый вагон простаивает 10,2 суток. И это далеко не все компании, допускающие задержку гораздо выше норматива. По Новосибирской области у всех грузоотправителей с погрузкой один и более вагонов в сутки вагоны простаивают от трёх до 9,5 суток.

Железная дорога могла бы больше грузить и везти зерна как на Западно-­Сибирской магистрали, так и по сети в целом. Пропускные возможности это позволяют.

Как полагает Сергей Саутенков, улучшить ситуацию и увеличить погрузку мог бы единый центр ответственности, который в ежедневном режиме осуществлял бы мониторинг использования вагонов, координировал работу элеваторов, зернотрейдеров, подразделений Россельхознадзора. Основной задачей такого центра являлось бы обеспечение системной работы по снижению простоев вагонов под грузовыми операциями и равномерному предъявлению зерновых грузов к перевозке в течение недели. Создать его можно было бы на площадке Минсельхоза.

Координация работы позволит создать календарный план погрузки и разработать расписание «Зерновых экспрессов» в направлении Чёрного моря. Такой вид перевозки исключает переработку составов в пути следования, сокращает время доставки, что и позволяет в целом увеличить экспорт.

Как пояснил «Гудку» член совета директоров АО «Русагротранс» Олег Рогачёв, опыт пиковых перевозок прошлых лет позволяет компании минимизировать простои, однако очень часто клиенты вынуждены тратить много времени на оформление документов: сертификатов Россельхознадзора, качества, ветеринарных разрешений и других бумаг.
«В целом же увеличением вагонного парка проблему перевозок большого количества зерна не решить, это приведёт лишь к дополнительным пробкам, – говорит Олег Рогачёв. – Нужно менять саму технологию работы. Должно быть единое окно, где можно было бы сразу получить весь комплект документов и быстро отправить маршрутный поезд».
Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ

Первые лица