Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Железная дорога ищет союзников

Грузовые перевозки | Воскресенье | 04.06.2017 | 19:36
Контейнерные перевозки давно ожидают решения вопроса об электронном документообороте
Контейнерные перевозки давно ожидают решения вопроса об электронном документообороте | Грузовые перевозки
Максим Каширин / Пресс-служба ОАО "РЖД"
Благодаря использованию новых цифровых технологий железнодорожный транспорт становится всё более конкурентоспособным по сравнению с морским при перевозках грузов из Азии в Европу. Как отметили участники пленарной сессии «Транзитный потенциал России – новые решения для развивающихся рынков» на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, для увеличения и ускорения перевозок государствам необходимы единые принципы и правила.

«За последнее время морские перевозки между Азией и Европой увеличивались в среднем на 2–3% в год, а железнодорожные росли более чем в два раза, – заметил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Это говорит о том, что потенциал российских железных дорог полностью не использован и резервы в этом направлении огромные».Уже сейчас по некоторым видам грузов, учитывая скорость доставки, ОАО «РЖД» составляют реальную конкуренцию морским перевозчикам. В частности, это автомобильные комплектующие, дорогие виды электроники. Огромен на этом направлении и рынок электронной коммерции, который оценивается в $700 млрд в год. Железнодорожный транспорт при увеличении скорости перевозок вполне способен потеснить на нём и грузовую авиацию.

Правда, пока по итогам 2016 года грузооборот между Азией и Европой составил 22 млн контейнеров, а железнодорожным транспортом через Россию прошло всего 153 тыс. Но уже к 2020 году транзит может превысить миллион контейнеров.

Дальнейшее развитие транзитных перевозок связано с новыми технологиями в электронном документообороте, при котором значительно сокращаются время и затраты грузоотправителя при пересечении государственных границ, полагает Олег Белозёров.

Процесс обещает активно поддержать Федеральная таможенная служба (ФТС). Её руководитель Владимир Булавин говорит, что к 2020 году ведомство рассчитывает полностью отказаться от бумажных документов при железнодорожных перевозках между государствами Евразийского экономического союза. Это в несколько раз сократит время таможенного оформления. Уже сейчас, по его словам, по сравнению с 2014 годом время таможенной операции по одному транзитному составу сократилось в два раза, до двух часов в среднем.

В Минтрансе также полагают, что транзитные железнодорожные перевозки будут расти опережающими темпами. Но, как замечает заместитель министра транспорта Алан Лушников, преимущественно грузопоток идет из Азии в Европу, а обратная загрузка гораздо меньше, что создаёт дисбаланс грузопотоков. А это негативно отражается на окупаемости железнодорожных проектов.

«Министерство внимательно следит за тарифами на транзит, потому что у РЖД должны быть необходимые средства для инвестиций и поддержания инфраструктуры и доходы должны распределяться справедливо между участниками», – сказал Алан Лушников.
По данным Минтранса, представленным на сессии форума Минтранса, транзитные ставки являются льготными по отношению к базовым тарифам и скидки составляют порядка 50%. Обратная загрузка могла бы серьёзно улучшить экономическую составляющую проектов.

Тем не менее, председатель правления GEFCO Group Люк Надаль полагает, что проблема обратной загрузки вполне может быть решена. Обратный грузопоток из европейских стран в Азию уже существует, компания отправляет туда в контейнерах автомобили люксовых марок, горнорудное оборудование. Сейчас обратная загрузка на восток составляет примерно треть от той, что идет на запад.

«Чтобы создать сбалансированное долгосрочное предложение для грузоотправителей, критически важно знать, какова может быть реальная, а не субсидированная цена транспортировки у перевозчиков различных государств отдельно на запад и на восток, – отметил Люк Надаль. – В логистическом бизнесе информация не менее важна, чем сам груз. Я знаю, что в Европе есть достаточный спрос на перевозки в Китай, и сейчас наша компания сосредотачивает усилия на этом направлении».

В ближайшее время на конфигурацию международных грузовых потоков в Евразии способна повлиять такая большая страна, как Индия, которая приняла решение активно развивать транспортную сеть, в том числе и железнодорожную. Это позволит создать новые транспортные коридоры. При этом гибкость использования подвижного состава на большем числе маршрутов между крупными рынками заметно повышается.

«Россия, Китай, Индия – три крупные страны находятся на Евразийском континенте, но между ними нет общей железнодорожной связи, – заметил на сессии «БРИКС: новые подходы к экономической интеграции» первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. – Нам правильно было бы объединить все три страны железной дорогой».

Олег Белозёров полагает, что вскоре придёт время для создания крупных международных железнодорожных альянсов по аналогии с авиационными. Это необходимо для совместной разработки нормативных документов и формирования привлекательных условий для клиентов по доставке грузов.

«Железные дороги тоже подошли к созданию альянсов, – резюмировал Олег Белозёров. – Одним из примеров такой эффективной для всех интеграции стало создание ОАО «ОТЛК». Я думаю, этот процесс станет гораздо более глобальным в будущем».

Три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан - сумели оптимизировать свою железнодорожную инфраструктуру для работы совместной компании, что позволило значительно увеличить контейнерные перевозки из Китая в Европу и обратно.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1146:"В рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума ОАО «РЖД» подписало 16 соглашений.
Ряд из них (с компаниями «МегаФон», «1C» и Фондом развития интернет-инициатив) были направлены на развитие информационных технологий и программного обеспечения. Несколькими соглашениями предусматривалось сотрудничество в разработке и строительстве объектов инфраструктуры. В частности, по разработке проекта скоростной железной дороги Екатеринбург – Челябинск и грузовой Элегест – Кызыл – Курагино в Республике Тыва. С АО «Уралхим» заключено соглашение о долгосрочном сотрудничестве в определении объёмов перевозок. С Тульской и Московской областями подписано соглашение о комплексном развитии транспортной инфраструктуры. Новые проекты РЖД станут разрабатывать также совместно с Агентством стратегических инициатив, а соглашение с Открытым правительством направлено на выработку общих предложений по аудиту проектов. Вместе с Группой Синара и компанией «Сименс АГ» будет создана новая модификация поезда «Ласточка». В Индии РЖД подготовят технико-экономическое обоснование для модернизации железнодорожной линии Нагпур – Секундерабад.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ

Первые лица