Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ОАО «РЖД» готово к росту экспорта

Грузовые перевозки | Вторник | 14.03.2017 | 21:25
Проект модернизации БАМа и Транссиба сейчас реализуется при помощи господдержки и будет завершён в 2019 году
Проект модернизации БАМа и Транссиба сейчас реализуется при помощи господдержки и будет завершён в 2019 году | Грузовые перевозки
Максим Тюпиков/shutterstock.com/ТАСС
На заседании подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по морскому, речному транспорту и портовой индустрии заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский сообщил, что по заданию правительства рассчитаны потребности в развитии морских портов для экспорта до 2020 года. Значительный рост перевозок потребует от ОАО «РЖД» в ближайшие годы продолжить проекты расширения пропускной возможности инфраструктуры.

По словам Виктора Олерского, в ближайшие три года стивидорному бизнесу будет необходимо построить перевалочные терминалы общей мощностью не менее 64 млн тонн. Наиболее значительный дефицит наблюдается на азово-черноморском направлении – до 30 млн тонн. Далее идут балтийское направление и Северо-Запад – порядка 20 млн тонн. И остальное приходится на Дальний Восток. При этом наибольшие потребности в стивидорных мощностях по перевалке угля – 15–20 млн тонн.

Вторым грузом по экспортной востребованности является зерно, затем минеральные удобрения. При этом речь идёт не просто о недостатке перевалочных мощностей, а о конкурентоспособных терминалах. В том же Азово-Черноморском регионе достаточно небольших портов для перевалки зерна, но все хотят проехать в Новороссийск, потому что там самое современное оборудование и можно использовать крупные суда. Пока провозные мощности соответствуют возможностям портов, но в будущем они также должны вырасти вслед за ростом переработки на терминалах.

ОАО «РЖД» реализует проекты по расширению возможностей пропуска железнодорожной инфраструктуры в направлении Чёрного моря (обход Краснодарского железнодорожного узла) и модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Но, как пояснил Виктор Олерский, дополнительных возможностей на востоке (порядка 66 млн тонн) хватит на 3–4 года, а в направлении на юг, где в 2019 году добавится около 70 млн тонн, – только на 6–7 лет.

«Мы понимаем, что наши возможности, как и возможности наших экспортёров, ограничиваются портовой и железнодорожной инфраструктурой, – пояснил заместитель министра транспорта. – Если где-то и появляются дополнительные возможности по погрузке и подъездной инфраструктуре, они тут же заполняются увеличивающимся грузооборотом».

С тем, что недостаток пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры в будущем будет заметным, согласен заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский.
«При обсуждении проекта модернизации БАМа и Транссиба мы тесно взаимодействовали с РЖД и решили вопрос о расширении пропуска нашей продукции в порт Ванино, однако там рядом с нашим терминалом строятся два других, и на всех провозных способностей не хватит», – считает Денис Илатовский.

Впрочем, заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ») ОАО «РЖД» Юрий Чепуркин полагает, что опасения стивидоров и грузоотправителей по поводу пропускной способности железнодорожной инфраструктуры несколько преувеличены.

«Проект модернизации БАМа и Транссиба сейчас реализуется при помощи гос­поддержки и будет завершён в 2019 году, – говорит Юрий Чепуркин. – Но затем начнётся второй этап на период с 2020 по 2025 год, и никто завершать развитие железнодорожной инфраструктуры не собирается. Насколько нужно будет конкретно увеличить провозные мощности на втором этапе, будет ясно при оценке заявок грузоотправителей».

В ИЭРТе существует (и регулярно актуализируется) прогноз объёмов перевозок грузов железнодорожным транспортом до 2025 года. Цифры роста весьма значительны. К примеру, компания по базовому варианту прогноза ожидает прироста перевозок зерна по сравнению с 2016 годом на 61%, удобрений – на 32%, угля – на 21%. Экспорт в целом вырастет к 2020 году на 34%, а к 2025-му – на 36% до 569,7 млн тонн. Под эти показатели и существуют планы ОАО «РЖД» по увеличению пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры. При этом 64 млн тонн – это менее 8% грузооборота морских портов России в 2016 году.

Подкомиссия РСПП по морскому, речному транспорту и портовой индустрии в проекте решения, которое будет представлено в правительство, записала пункт о необходимости согласования строительства новых портовых мощностей с возможностями развития железнодорожной инфраструктуры.
Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ

Первые лица