Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Владельцы танкеров оспорят тарифное решение ОАО «РЖД»

Грузовые перевозки | Вторник | 07.02.2017 | 20:36
Участники рынка речных перевозок не хотят терять высокодоходные наливные грузы
Участники рынка речных перевозок не хотят терять высокодоходные наливные грузы | Грузовые перевозки
shutterstock.com/ТАСС
Подкомиссия по морскому и речному транспорту и портовой индустрии комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) приняла решение обратиться в правительство с просьбой отменить установленную ОАО «РЖД» скидку в 25% на перевозку мазута и дизельного топлива.

Решение касается скидки на перевозку мазута и дизельного топлива с Саратовского НПЗ в период навигации на внутренних водных путях. Заседание подкомиссии (входит в состав комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП) прошло в конце января под председательством главы ООО «Инфраструктурная корпорация «АЭОН» Романа Троценко. Он по совместительству является советником исполнительного директора компании «Роснефть» Игоря Сечина.

В Российской палате судоходства, президент которой также участвовал в заседании, уточнили, что основным вопросом заседания стала проблема обеспечения справедливой конкуренции между различными видами транспорта. Ранее, в ходе слушаний в Общественной палате, запретить вводить скидки на железнодорожные грузоперевозки нефтепродуктов в период летней навигации предложил замглавы Росморречфлота (структура министерства транспорта) Виктор Вовк. Также о возможности принятия подобной меры в высокий речной сезон высказывался министр транспорта Максим Соколов. Минтранс должен был сформулировать свои предложения до 15 января. Виктор Вовк отметил, что предложения переданы в правительство.

Поводом для столь представительной дискуссии стало решение правления ОАО «РЖД» от 19 января 2017 года, согласно которому в рамках действующих тарифов Прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ РЖД) установлен понижающий коэффициент 0,75 к тарифу на экспортные железнодорожные перевозки дизельного топлива и мазута со станции Нефтяная и Князевка Приволжской дороги. Фактически новые тарифные правила касаются операторских компаний, обслуживающих Саратовский НПЗ, входящий в «Роснефть».
Дисконт действует с 1 февраля до 30 ноября.

Понижающий коэффициент действует при условии выполнения в 2017 году суммарного гарантированного объёма экспортных перевозок дизтоплива и мазута с указанных станций в размере не менее 2,08 млн тонн, а также общего гарантированного объёма перевозок всех нефтяных грузов с указанных станций в объёме не менее 4 млн тонн.

Правление ОАО «Российские железные дороги» действовало в соответствии с приказом ФСТ России «Об установлении ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий», а также «Правилами и условиями применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов», утверждёнными приказом ФСТ России.

«Понижение тарифа вызвало глубокую озабоченность работников речного транспорта, поскольку серьёзно снижает конкурентоспособность внутреннего водного транспорта. Это приведёт к вытеснению речников с рынка перевозок нефтепродуктов, что, в свою очередь, и может стать причиной банкротств множества судоходных компаний, особенно тех, кто реализовал программы по обновлению нефтеналивного флота и имеет в связи с этим значительную долговую нагрузку», – говорится в официальном сообщении РСПП.

Перевозка одной тонны мазута из Самары в Керченский пролив речным флотом стоит около $30–40. Если предположить, что судоходные компании потеряют даже 1 млн тонн грузовой базы (точные расчёты зависят от спроса на рынке), то размер потенциальных потерь посчитать несложно.

В агентстве Argus предполагают, что решение РЖД обеспокоило судоходные компании в связи с тем, что отгрузки дизельного топлива и мазута с Саратовского НПЗ занимают существенную долю в речных перевозках. «Роснефть» в последние несколько лет стала основным экспортёром нефтепродуктов по внутренним водным путям в европейской части РФ с перегрузкой в портах Чёрного моря. По итогам 2016 года на компанию пришлось 80% всех экспортных отгрузок в период навигации.

«Мазут и дизельное топливо поставляются из портов Самарской области и Саратова. По итогам прошлого года объём отгрузок из Саратова составил 1,8 млн тонн, в том числе более 1 млн тонн мазута и дизтоплива», – уточнил старший вице-президент Argus по России, СНГ и странам Балтии Вячеслав Мищенко.

Значительную часть нефтепродуктов с расположенных на Волге терминалов Самарской нефтеперерабатывающей группы «Роснефти» и Саратовского НПЗ перевозят суда контролируемых самой же «Роснефтью» АО «Роснеф­тефлот» и ООО «Прайм Шиппинг». Ежегодные объёмы вывоза составляют более 4 млн тонн светлых и тёмных нефтепродуктов. Флот, задействованный на перевозках нефтепродуктов компании, насчитывает более 140 речных танкеров и барж различных судовладельцев. Не исключено, что озабоченность судоходных компаний вызвал тот факт, что «Роснефть» в октябре-ноябре 2016 года завершила сбор заявок по тендерам «Реализация на экспорт дизельного топлива Евро-5 С/Е вид III производства Саратовского НПЗ в январе – декабре 2017 года» и «Реализация мазута производства Саратовского НПЗ на экспорт в январе – декабре 2017 года». Решение ОАО «РЖД» о снижении тарифов создало угрозу корректировок цены по тендерам «Роснефти», заявки на участие в которых уже поданы.

После тарифных решений «Роснефть» получила возможность выбора способа транспортировки продукции, в случае с Саратовским НПЗ тарифные условия железнодорожников оказались выгоднее, несмотря на то, что у нефтяников есть и судоходные компании.

Когда и за чьей подписью будет подано обращение в правительство об отмене скидки, ни в РСПП, ни в Российской палате судоходства уточнить не смогли.

В Центре фирменного транспортного обслуживания РЖД (ЦФТО) пояснили, что скидка на экспортные железнодорожные перевозки дизельного топлива и мазута со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги установлена с целью увеличения объёмов грузоперевозок в связи ростом переработки продукции и не предполагает переключения грузов с речного транспорта. Скидка не сезонная (на летний период), действует за пределами периода навигации.

Руководитель аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов не видит в действиях ОАО «РЖД» по изменению тарификации нарушений принципов конкуренции.
«Снижение тарифов на перевозку мазута и дизтоплива в цистернах вполне логично. В летний период особенно. В зимних условиях перевозка данных нефтепродуктов стоит дороже на 25%, это связано с особенностями подготовки подвижного состава для налива. Стоит отметить, что решение правления ОАО «Российские железные дороги» не противоречит нормативным документам, регулирующим тарифную политику, – отмечает аналитик, – стремление речников обеспечить заказы на перевозки нефтепродуктов понятно, но необходимо понимать, что лоббирование отмены снижения тарифов в конечном счёте может привести к росту цен на мазут и дизельное топливо, в том числе и внутри России».
Вадим Сипров, Гудок

Cегодня в СМИ

Первые лица