Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ФАС возбудило против ФГК административное дело по жалобе двух грузоотправителей

Грузовые перевозки | Вторник | 25.10.2016 | 20:09
Оператор настаивает, что цены на полувагоны в России определяются конкурентным рынком
Оператор настаивает, что цены на полувагоны в России определяются конкурентным рынком | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов/Gudok.ru
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила против АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочернее общество ОАО «Российские железные дороги», РЖД) административное дело за нарушение предписания, выданного службой при одобрении сделки на аренду вагонного парка «УВЗ - Логистик» (УВЗЛ, входит в НПК «Уралвагонзавод», УВЗ), решение об этом ФАС приняла 20 октября и опубликовала на своем официальном сайте.

Как говорится в материалах ФАС, определение вынесено в ответ на жалобы производителей стройматериалов «Хмелинецкий карьер» и «Ольшанский карьер» из Липецкой области (оба входят в холдинг «Техизвестняк»), утверждающих, что в период с апреля по июль ставки на предоставление полувагонов АО «ФГК» для этих грузовладельцев были выше аналогичных показателей прошлого года более чем в 2 раза: для одной из компаний 2,2 раза, для другой - в 2,5 раза. Тем самым, по мнению регулятора, АО «ФГК» нарушила предписание, выданное службой в марте при согласовании сделки на аренду вагонов у «УВЗ-Логистик» (свыше 38 тыс. универсальных полувагонов).

АО «ФГК» в случае установления цен на предоставление вагонов под перевозку выше, чем на 7,5% по сравнению со среднеквартальными ценами на вагоны соответствующего типа в соответствующем квартале предыдущего года, обязано не позднее, чем за 15 дней до повышения цен направить в ФАС России экономическое обоснование такого повышения. «Экономическое обоснование повышения цен (тарифов, сборов, плат) АО «ФГК» на услуги по предоставлению полувагонов в пользование до настоящего времени в ФАС России не представлено», - констатирует ФАС в постановлении о возбуждении административного дела.

В пресс-службе АО «ФГК» Gudok.ru сообщили, что выполняют предписания ФАС и каждые 15 дней предоставляют ФАС исчерпывающую информацию обо всех перевозках с указанием контрагентов, а также экономическим и технологическим обоснованием изменения ценовых условий. Более того, в компании считают, что в условиях рыночного ценообразования у операторов нет возможности диктовать клиентам какие-либо цены. «Коммерческая деятельность АО «ФГК», как и любой другой операторской компании, строится на базовых принципах свободы договора. Это означает, в том числе, что АО «ФГК» не имеет возможности в одностороннем порядке устанавливать какие-либо ставки на оказываемые клиентам услуги. Установление ставки возможно только при публичном характере договора, а договоры АО «ФГК» с клиентами двусторонние и предусматривают право обеих сторон самостоятельно принимать решения как о выборе стороны по договору, так и об условиях его заключения, в том числе – о цене договора», - отметили в АО «ФГК», добавив, что на рынке услуг по предоставлению полувагонов под перевозку высокая конкуренция – кроме АО «ФГК», на нем действуют более 450 хозяйствующих субъектов, владеющих 76% парка полувагонов РФ.

В компании добавили, что рынок перевозок минерально-строительных грузов, на котором работают податели жалобы в ФАС, характеризуется четко выраженной сезонной волатильностью: в период массового спроса на подвижной состав рыночные цены на перевозку стройматериалов имеют повышающий тренд, и понижающий – в период спада спроса. «Если в течение текущего года наблюдалась динамика роста по данной номенклатуре груза, то в конце октября – начале ноября наметилась тенденция по ее снижению», - сообщили Gudok.ru в компании.

Тем не менее, в АО «ФГК» подчеркивают, что «отвечая на потребности грузоотправителей», компания «стремится нивелировать фактор сезонности, устанавливая долгосрочные и прогнозируемые партнерские отношения с клиентами данного рыночного сегмента». Хмелинецкий и Ольшанский карьеры от подобного сотрудничества отказались, хотя при этом активно пользовались и пользуются вагонами других операторов, отметили в пресс-службе оператора. «Действия указанных грузоотправителей вызывают известную степень недоумения: они обращаются к нам за вагонами под перевозку грузов, договариваются об условиях предоставления вагонов, АО «ФГК» выполняет обязательства в рамках заключенных договоров – казалось бы, стороны должны быть полностью удовлетворены. Но при этом Хмелинецкий и Ольшанский карьеры направляют жалобы в адрес регулятора в отношении ставок на вагон, одновременно настойчиво добиваясь предоставления под перевозку вагонного парка АО «ФГК». Такие действия косвенно свидетельствует о том, что условия предоставления наших вагонов более привлекательны, чем у других многочисленных собственников подвижного состава», - рассказали Gudok.ru в пресс-службе оператора.

«АО «ФГК» стремится выполнять свои обязательства перед клиентами по заключенным договорам, но являясь владельцем ограниченного ресурса парка полувагонов, не может обеспечить потребности всех грузовладельцев», - заявили в компании. Тем не менее, оператор предпринимает все усилия для максимального обеспечения клиентов подвижным составом, в том числе через улучшение оборота вагона, применение эффективных логистических схем и использования «таких прогрессивных инструментов, как прием заявок через интернет и предоставление вагонов через электронную торговую площадку RailCommerce».

В марте этого года ФАС России, выдавая разрешение АО «ФГК» арендовать дополнительный парк полувагонов, обязало компанию выполнять условия, среди которых, в том числе, было требование об организации электронных торгов «спотовыми» сделками по аренде грузового подвижного состава. По мнению ФАС, это должно способствовать упрощению заказа железнодорожной перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также обеспечить прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов.

В мае АО «ФГК» совместно с электронной площадкой RailCommerce запустили совместный проект «Биржа вагонов», впервые организовав открытый аукцион на предоставление 1 тыс. полувагонов под перевозки минерально-строительных грузов. С тех пор компания регулярно участвует в торгах на RailCommerce, к торгам подключились еще несколько операторских компаний, в том числе крупнейшие частные операторы АО «Первая Грузовая Компания» (входит в транспортный холдинг UCL Владимира Лисина), АО «Новая перевозочная компания» (входит в холдинг Globaltrans), АО «Нефтетранссервис» и другие крупные предприятия. В октябре торги на «бирже вагонов» RailCommerce пройдут в шестой раз, на аукцион выставлено свыше 7 тыс. полувагонов различных собственников, из них 6 тыс. единиц вагонов АО «ФГК».

АО «ФГК» - один из крупнейших операторов грузовых вагонов в России, парк в оперировании компании по состоянию на 19 октября насчитывает 153,3 тыс. единиц. За 9 месяцев 2016 года объем перевозок в вагонах компании достиг 134 млн тонн различных грузов, что на 8,3% больше аналогичного прошлогоднего результата.

В 2015 году выручка АО «ФГК» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) составила 46,48 млрд руб., что на 6,6% меньше показателя 2014 года. Чистый убыток компании вырос в 2,4 раза до 8,55 млрд руб.
100% минус 1 акция АО «ФГК» принадлежат ОАО «Российские железные дороги».

Cегодня в СМИ

Первые лица