Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Последствия введения госрегулирования тарифов на стивидорном рынке оцениваются потерями инвестиций на 140 млрд рублей

Грузовые перевозки | Пятница | 19.08.2016 | 16:54
По прогнозам Института проблем естественных монополий, бюджеты всех уровней потеряют налогов на сумму более 30 млрд рублей
По прогнозам Института проблем естественных монополий, бюджеты всех уровней потеряют налогов на сумму более 30 млрд рублей | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов / Gudok.ru
Тарифы за услуги по перевалке грузов в российских портах за последние пять лет не выросли, а по некоторым видам грузов даже снизились. Об этом сообщается в докладе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), представленном в Аналитическом центре при правительстве РФ.

На основе анализа статистических данных, находящихся в открытом доступе, эксперты ИПЕМ установили, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом объем перевалки в портах вырос по всем основным номенклатурам, кроме контейнеров. Сокращение завоза продовольствия в контейнерах произошло из-за введенных в 2014 ответных санкций. В первой половине 2016 года также наблюдался рост по всем основным номенклатурам грузов.

Анализ работы морских портов показывает, что в период с 1993 года по 2015 рост перевалки грузов составлял в среднем 7% в год. За эти годы объем перевалки грузов вырос в шесть раз и достиг в прошлом году 676,9 млн тонн. Только за первые шесть месяцев 2016 года грузооборот морских портов России вырос на 6% по сравнению с первым полугодием 2015 года и составил 344,6 млн тонн.

Кроме того, после отмены государственного регулирования резко вырос объем инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников. В 2015 году бизнес инвестировал более 50 млрд рублей, т.е. почти в 5 раз больше, чем в 2014 году. В 2016 году объем частных инвестиций прогнозируется в размере более 90 млрд. Выросла и доля внебюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в портовую инфраструктуру. Если в 2010-2013 годы их доля составляла в среднем 52%, то в 2014-2016 годы доля увеличилась до 74%.

В случае введения государственного регулирования на услуги стивидорных операторов, по прогнозам ИПЕМ в 2017-2020 году доля частных инвестиций не превысит 50% от общего объема инвестиций. Таким образом, портовая сфера потеряет более 140 млрд руб. частных инвестиций.

Ограничение ставок за перевалку и снижение размера чистой прибыли в отрасли приведет к снижению налоговых поступлений от налога на прибыль и сокращению региональных бюджетов. По предварительным оценкам, доля выпадающего налога на прибыль в общем объеме налога на прибыль некоторых прибрежных субъектов составит от 3% до 37%.

Наибольший негативный эффект возврат к регулированию может оказать на бюджет Приморского края - минус 37 % или минус 5,4 млрд рублей в год; Хабаровского края - минус 16% или минус 1,4 млрд рублей; в Краснодарском крае снижение поступлений от налога на прибыль составит более 15% или около 6,7 млрд рублей. Общий объем выпадающих в связи со снижением прибыли стивидорных компаний налогов в бюджеты всех уровней составит более 30 млрд рублей.

Эксперты уверены, что возврат к тарифному регулированию портовой отрасли может быть препятствием в реализации крупных государственных инициатив. Например, создание специальных портовых зон, таких как «Свободный порт Владивосток».

Таким образом, подчеркивается в докладе Института проблем естественных монополий, решение о возврате к регулированию стоимости услуг в портах РФ необходимо принимать на основе оценки возможных последствий для экономики и бюджета страны в целом, отдельных (прибрежных) регионов, а также оценки последствий изменения инвестиционного климата, привлекательности отрасли для российских и иностранных инвесторов и уровня конкуренции.

По мнению аналитиков ИПЕМ, в текущей структуре отрасль стивидорных услуг в целом не является монопольной или естественно монопольной, поэтому необходимо предварительно выявить наличие либо отсутствие признаков естественной монополии или доминирования на данном рынке в его текущем состоянии. Кроме того, меры государственного регулирования, в том числе тарифного, необходимо применять избирательно - только к тем компаниям, вина которых в злоупотреблении монопольным или доминирующим положением доказана.

С начала июля 2016 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обсуждает идею о введении регулирования тарифов на услуги стивидоров (погрузка, разгрузка и хранение) и переходе на их расчет в рублях (на сегодняшний день ставка, номинированная в контрактах, учитывается в долларах США).

По мнению участников рынка, эти меры могут негативно сказаться не только на развитии портовой инфраструктуры, но и, в целом, на экономике страны.

«Несмотря на влияние кризисов, санкций и конъюнктурных изменений грузооборот морских портов характеризуется устойчивым и стабильным ростом. Ежегодный рост показателей деятельности российских стивидорных компаний был обусловлен, прежде всего, вводом новых специализированных портовых перегрузочных комплексов и формированием сопутствующей современной инфраструктуры морских портов», - заявил директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов на пресс-завтраке Ассоциации.

По словам Жусупова, благодаря реализации инвестпроектов в портах и ликвидации дефицита перегрузочных мощностей произошло сокращение доли портов сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов России с 27-38% (в 1991-2000 гг.) до 8,4% в 2015 году. Достижению таких результатов во многом способствовали меры правительства РФ по усилению конкурентоспособности российских морских портов, в том числе отмена государственного регулирования тарифов по перевалке грузов в морских портах в 2012 году.

«ФАС России предлагает изменить практику формирования тарифов в портовой отрасли в сторону значительного ухудшения финансового положения предприятий морского транспорта за счет введения ограничений по размеру нормативной прибыли, рентабельности капитала, экономически необоснованного увеличения сроков возврата капитала», - говорится в официальном заявлении АСОП.

Ранее Gudok.ru уже сообщал, что участники рынка обеспокоены намерением ФАС ввести госрегулирование в портовом бизнесе. По их мнению, это приведет к сокращению инвестиций в отрасль и дефициту мощностей.
Министерство транспорта РФ также выступает против предложений ФАС вернуть ценовое регулирование на услуги стивидоров. Согласно прогнозам Минтранса, возврат к ценовому регулированию приведет к «критическому снижению» выручки стивидорных компаний, сложностям с обслуживанием и получением кредитов, в том числе валютных, сокращению иностранных инвестиций, а также может привести к дефициту перевалочных мощностей.

На заседании комиссии по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности 27 октября 2015 года президентом РФ было дано поручение правительству предпринять меры по недопущению установления тарифов в иностранной валюте во внутренних расчетах на услуги по перевалке грузов в морских портах РФ. Выполнение поручения было возложено на ФАС, которая разработала проект методики ценового регулирования на стивидорные услуги (погрузка, выгрузка и хранение грузов в морских портах) в начале июля.

Если идею регулирования тарифов на услуги стивидоров поддержит правительство, то ФАС аннулирует приказы Федеральной службы по тарифам (ФТС) от 2013 года, по которым в качестве эксперимента было введено дерегулирование ставок на перевалку и хранение грузов во всех портах, за исключением арктических. Антимонопольная служба установит предельный тариф, опираясь на отношение валовой выручки стивидоров к прогнозируемой стоимости перевалки, хранения и буксировки.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2801:"Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает обязать стивидоров публиковать в интернете перечень услуг и тарифы, а также технические возможности портов. Соответствующий проект постановления правительства размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект документа утверждает правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах. Так, стивидоры не смогут отказать в предоставлении услуг, если есть свободные мощности портов. Также стивидоры должны будут обеспечивать равные условия доступа к инфраструктуре и услугам для всех клиентов.

Проект постановления предполагает, что стивидоры будут обязаны предоставлять публичный доступ к перечню услуг и ценам (тарифам, сборам) на официальном сайте в сети интернет.

Кроме того, информация о возможных объемах оказания услуг, технических возможностях их предоставления, нормативной пропускной способности морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов и транспортных терминалов, в том числе с детализацией по схеме и графику использования объектов инфраструктуры, должна быть доступна для пользователей, указывается в материалах.

Субъект естественной монополии обязан не допускать отказов в заключении договоров с отдельными пользователями в пределах технической возможности портов (он не вправе отказать пользователям услуг в оказании услуг и доступе к объектам инфраструктуры порта при наличии у них технической возможности оказания таких услуг), не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного или нескольких пользователей по сравнению с другими пользователями при оказании услуг в портах и транспортных терминалах и доступе к объектам инфраструктуры порта, а также проводить единую ценовую политику.

Кроме того, услуги в портах должны будут предоставляться на основании заявок, которые пользователи будут размещать на информационном ресурсе субъекта естественной монополии в интернете. Стивидоры должны вести реестры заявок на заключение договора об оказании услуг в портах и доступе к объектам инфраструктуры.

Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев сообщал, что ведомство обсуждает возвращение к тарифному регулированию в портах РФ из-за резкого роста тарифов и установления их в валюте. Процесс дерегулирования тарифных ставок в портах начался в 2010 году.

В то же время, Минтранс выступил против возврата к регулированию тарифов российских морских портов. Замминистра транспорта и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский отметил, что установление рублевого тарифа несет риски курсовых разниц.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Мария Платонова, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица