Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В правительство РФ поступил проект транспортно-логистических коридоров между ЕС и АТР

Грузовые перевозки | Пятница | 12.08.2016 | 12:54
Система коридоров должна создать условия для освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, считает автор проекта академик Александр Некипелов
Система коридоров должна создать условия для освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики, считает автор проекта академик Александр Некипелов  | Грузовые перевозки
Пресс-служба ОКБ «Атлант»
Совет безопасности РФ предложил заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу рассмотреть предложение директора Московской школы экономики МГУ, академика Российской академии наук Александра Некипелова о «создании пространственных транспортно-логистических коридоров», которые бы соединили Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион «с учетом интересов и безопасности РФ», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на переписку членов Совбеза с вице-премьером.

По замыслу разработчика, система транспортно-логистических коридоров должна соединить Транссиб, БАМ и Северный морской путь. Проект имеет рабочее название «Единая Евразия» и оценивается в $220–240 млрд. Он направлен на создание условий «для выхода страны на новый социально-экономический уровень за счет глубокого освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики».

Предложено создать два транспортно-логистических коридора протяженностью 9,6 тыс. км с опорой на Северный морской путь, новую скоростную железнодорожную магистраль на базе Восточного полигона ОАО «Российские железные дороги» (Транссиб и БАМ) и сеть транспортно-перегрузочных узлов. На их базе в Сибири, на Дальнем Востоке и Арктике появится транспортно-логистическая инфраструктура с использованием водных маршрутов, авиационных хабов, сети быстровозводимых взлетно-посадочных полос для малой авиации и даже дирижаблей большой грузоподъемности и дальности полета. Все это, считают авторы проекта, позволит освоить территории, создать высокотехнологичные производства, развить трудовую миграцию, туризм и «закрепить» население через 7 млн рабочих мест.

Проект делится на три этапа. К 2018 году инициаторы рассчитывают провести подготовку и определиться с участниками. На 2018–2025 годы намечено построить основные логистические и инфраструктурные объекты, а к 2035 году полностью завершить создание коридоров.

К проекту предлагается привлечь Китай, а также США и страны Европы, которые взамен могли бы отменить санкции, говорится в документе. Авторы считают проект «наиболее безопасным с геополитической точки зрения», уверяя, что новое взаимовыгодное партнерство с ЕС и США «имело бы под собой более прочную основу».

Разработчики полагают, что масштаб проекта и сроки окупаемости (15–20 лет) заинтересуют бизнес и позволят «провести репатриацию российского капитала из офшоров».

В проекте подробно описаны транспортные дирижабли типа АТЛАНТ (от «аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа»), отметил «Коммерсантъ». С их помощью планируется обеспечить грузопоток между Северным морским путем и Транссибом. Разработчик — «Воздухоплавательный центр “Авгуръ”», грузоподъемность дирижаблей — до 16 тонн, дальность полета — 2–5 тыс. км. Ориентировочная стоимость проекта — 3,2 млрд руб. с учетом НИОКР. С 2016 года на проект определены субсидии в 800 млн руб. на основе софинансирования, ведутся поиски инвестора. Строительство завода для серийного выпуска АТЛАНТа оценено в 8–10 млрд руб., он может быть построен за 2–2,5 года и выпускать от двух до десяти дирижаблей в год. Проект получил поддержку грантового комитета фонда «Сколково».

Авторы проекта считают, что экономический эффект от использования дирижаблей должен повысить привлекательность стратегического транспортного коридора. Стоимость одного дирижабля в серийном производстве не превысит $30 млн, и одно такое воздушное судно сможет заменить пять вертолетов Ми-8, которые сейчас применяются на Крайнем Севере. Дирижабль можно окупить менее чем за четыре года, а прямая экономия составит около $8 млн в год за счет разницы стоимости летного часа по сравнению с вертолетами (стоимость тонно-километра у дирижабля — 24–35 руб. против 115 руб. у Ми-8.

Академик Некипелов пояснил «Коммерсанту», что основная идея «Единой Евразии» — «долгосрочное уплотнение российского экономического пространства, его освоение и расширение транзитного потенциала страны». Он отметил, что речь не идет о единовременном выделении бюджетных средств, подчеркнув, что сейчас «необходимо определить некий вектор развития в этом сегменте». По мере формирования концепции станут понятны источники финансирования.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица