Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Введение «углеродного сбора» в России приведет к потерям от 3,2% до 9,6% ВВП

Грузовые перевозки | Вторник | 19.07.2016 | 16:00
Присоединение к Парижскому климатическому соглашению приведет к потерям в выручке ОАО «РЖД» от 47 млрд руб. до 52 млрд руб. в год, подсчитали аналитики ИПЕМ
Присоединение к Парижскому климатическому соглашению приведет к потерям в выручке ОАО «РЖД» от 47 млрд руб. до 52 млрд руб. в год, подсчитали аналитики ИПЕМ | Грузовые перевозки
Dudarev Mikhail/shutterstock.com
Сегодня в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось обсуждение совместного доклада центра и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) под названием «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России».

В декабре 2015 года на прошедшей в Париже конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан документ, определяющий главные векторы глобальной климатической политики в последующие годы (так называемое Парижское соглашение). Правительство РФ готовит проект плана реализации положений соглашения, а Федеральному Собранию РФ предстоит принять решение о ратификации этого документа.

По словам заместителя руководителя правительственного Аналитического центра Светланы Ганеевой, «природоохранная повестка неоднократно использовалась развитыми странами в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы». «Россия, в отличие от многих развитых стран, всегда выполняла взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений. Однако для нашей страны это не имело никаких выгод: ни экономических, ни политических», - заявила она.

Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян полагает, что сегодня крайне высоки риски повторения ситуации, когда «Россия сделает все возможное для сохранения климата на планете, даже в ущерб своим экономическим интересам, а наши партнеры либо вообще не приступят к работе, как это было с США во времена Киотского протокола, либо без каких-либо последствий для себя, репутационных или экономических, «сойдут с дистанции» в удобное для них время», - считает Юрий Саакян.

По его мнению, нашей стране необходимо оценить последствия возможных вариантов реализации Парижского соглашения с учетом российских экономических интересов, возможностей отраслей отечественной промышленности, и не допустить подрыва конкурентоспособности экономики.

ИПЕМ проанализировал последствия наиболее широко обсуждаемого варианта реализации Парижских соглашений в России – введения так называемого «углеродного сбора». «Проведённые ИПЕМ расчёты показывают, что ввод в России сбора на выбросы в размере $15 за тонну эквивалента CO2 потребует ежегодных выплат в размере $42 млрд. Объём этих выплат равен 3,2–4,1% ВВП за 2015 г., 19–24% доходов федерального бюджета на 2016 г. или 35–45% суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка сбора на выбросы составит $35 за тонну эквивалента CO2, то объём выплат составит 7,5–9,6% ВВП», - отметил Юрий Саакян.

Основными реципиентами рисков ввода углеродного сбора в России являются топливно-энергетический комплекс, а также отрасли промышленности, характеризующиеся высокой энергоёмкостью или значительными удельными выбросами, такие как металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Компании этой специализации будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы.

Приведенные в докладе расчеты ИПЕМ показывают, что ввод сбора на выбросы в России спровоцирует ряд негативных экономических и социальных последствий, угрожающих национальной экономике, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности.

Ввод налога на выбросы негативно скажется на состоянии железнодорожной отрасли России, констатируют аналитики ИПЕМ. По данным за 2015 год, электроэнергия составляет более 10% расходов ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по перевозочным видам деятельности. Таким образом, ввод налога на выбросы углекислого газа потребует от ОАО «РЖД» дополнительных расходов на оплату электроэнергии в размере 47–52 млрд руб., что составляет более 3% от выручки компании или 13% от EBITDA.

Учитывая, что рентабельность ОАО «РЖД» достаточно низка, следует ожидать, что тарифы на услуги компании будет необходимо поднять на те же 3%. Сокращение перевозки грузов вследствие снижения производства приведёт к сокращению выручки ряда операторов вагонов и ОАО «РЖД».

В 2015 году доля угля в общей структуре грузооборота ОАО «РЖД» составила более 39%, и принятие мер, направленных на ограничение потребления угля в России, негативно отразится на выручке железнодорожной монополии. Таким образом, ввод налога на выбросы приведёт к сокращению объёмов перевозки грузов железнодорожным транспортом и спровоцирует снижение занятости в данной отрасли. Немаловажно, что во многих населённых пунктах, особенно расположенных в удаленных и слабоосвоенных регионах страны, железнодорожный транспорт является основным работодателем.

По мнению экспертов, железнодорожный транспорт не находится в первых рядах пострадавших от возможного введения углеродного сбора или иного радикального варианта реализации Парижских соглашений в России. Однако все те отрасли, которые находятся под ударом, являются одновременно производителями или потребителями массовых грузов - ключевых для железной дороги. Их судьба, конечно, должна беспокоить железнодорожное сообщество: и инфраструктурную его часть, и операторов вагонного парка, заключают аналитики ИПЕМ.

ОАО «РЖД» многое делает для развития железнодорожного транспорта: обновляется вагонный парк, «расшиваются» узкие места на сети железных дорог, большое число таких проектов находится в стадии реализации. Все это – огромные инвестиции, эффективность которых окажется под вопросом, так как промышленность, задавленная «климатической повесткой», не сможет обеспечить поставку грузов на железнодорожную сеть. Это нужно учитывать при оценке эффектов от различных вариантов реализации Парижских соглашений в нашей стране, отмечают эксперты.
Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица