Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Углеродный сбор в Европе снижает конкурентоспособность железнодорожного транспорта

Грузовые перевозки | Среда | 15.06.2016 | 11:11
Объем железнодорожных грузоперевозок в Великобритании опустился до самого низкого уровня с середины 1980-х годов
Объем железнодорожных грузоперевозок в Великобритании опустился до самого низкого уровня с середины 1980-х годов | Грузовые перевозки
Jonathan Nicholson/Zuma/ТАСС
Управление автомобильного и железнодорожного транспорта Великобритании опубликовало исследование, согласно которому общий объем грузоперевозок сократился с 110,5 млн тонн в 2014-15 гг. до 86 млн тонн в 2015-16, т.е. на 22,2%. Общий грузооборот в 2015-м и 2016-м году составил 17,8 млрд тонно-километров, т.е. на 20% меньше по сравнению с предыдущим 12-месячным периодом. Из семи категорий грузов, по которым проводились замеры, уголь продемонстрировал самое впечатляющее падение - на 64,2% - до 2,3 млрд тонно-километров.

Четыре из семи крупных железнодорожных операторов страны, Freightliner Heavy Haul, Direct Rail Services, DB Cargo и GBRf, сообщили о снижении показателей пробега. У двух крупнейших операторов – DB Cargo и Freightliner Heavy Haul – сокращение составило 3 млн тонн (-15,6%) и 2,9 млн тонн (-53,5%) соответственно.

Исполнительный директор группы компаний «Рейл Фрейт Груп» Мэгги Симпсон заявила: «2015 и 2016 годы стали очень трудным периодом для железнодорожных грузоперевозок. Сейчас надо сосредоточить усилия на том, чтобы вернуть рост в этот сектор».

Среди главных факторов, повлиявших на снижение грузоперевозок, эксперты Управления называют двукратное увеличение с 1 апреля 2015 года дополнительного налога на углеродосодержащие выбросы. Напомним, что углеродный налог уплачивается компаниями за каждую тонну эквивалента углекислого газа (CO2), выбрасываемого в атмосферу. Этот налог одномоментно почти удвоился до 18,08 фунта ст. за тонну (до 1 625 рублей). Поначалу это стимулировало импорт, однако этот эффект резко сошел на «нет».

Рост углеродного налога нанес удар по целому ряду отраслей: закрылся ряд сталелитейных заводов, поскольку цены на импортную сталь оказались существенно ниже британских. Грузооборот по металлам также опустился до самого низкого уровня за 7 лет (падение на 15,7% по сравнению с предыдущим годом). На 20,5% упали международные перевозки. Сократившись на 16,3%, рекордно малым за всю историю измерений оказалось число грузовых составов, следующих по британским железным дорогам. Практически так же упал и пробег грузовых составов, достигнув минимального значения с начала серии замеров.

Эксперты Управления отмечают, что по рынку железнодорожных грузоперевозок был нанесён сильнейший удар, в результате которого его размер сократился до самого низкого значения с 1984-85 гг., когда эта отрасль сильно пострадала от забастовок шахтёров. Политика повлияла на состояние рынка 32 года назад и продолжает влиять на него сейчас. В прошлый раз рынок восстановился, и в этот раз придётся приложить огромные усилия для его восстановления. «Во время рецессии уголь оставался востребованным грузом в секторе грузоперевозок. По другим видам грузов были перебои, но наша потребность в энергии не исчезала», - предупреждает Ричард Клинник, заместитель редактора журнала Rail. «Сегодня десятки хопперов-углевозов, построенных 10-15 лет назад, стоят без дела, зарастают травой… В своё время эти вагоны были серьёзным капиталовложением», - отмечает британский эксперт. - Навсегда ушли золотые дни British Rail, когда через грузовые станции Тотона в год проходил миллион вагонов».

Однако не все участники рынка железнодорожных грузовых перевозок согласны с такой позицией. По данным «Нетворк ньюс», управляющий директор компании GB Railfreight Джон Смит ранее призывал правительство поддержать операторов. И хотя изначально такая мера позволила стимулировать импорт, затем и этот эффект нивелировался после удвоения углеродной платы в 2015 году.

По словам управляющего директора компании Intermodality Ника Гэллопа, которые приводит «Нетворк ньюс», результаты исследования свидетельствуют о переходе от отраслей тяжелой промышленности к более широкому кругу товаров и услуг, обеспечивающих сектора строительства, производства и розничной торговли. «Перемены весьма болезненны для менеджмента, когда приходится переходить от работы на простых кольцевых маршрутах и от поставок электростанциям, находившимся в зависимости от железной дороги, к обслуживанию ничем не связанных экспедиторских компаний и компаний розничной торговли», - считает Ник Гэллоп.

Управление автомобильного и железнодорожного транспорта Великобритании признает, что перевозки грузов по железной дороге будут и дальше сокращаться из-за планов правительства. По мнению британских экспертов, многие годы железная дорога отлично справлялась со всем, что от нее требовалось, при этом занимая лидирующие позиции по объёмам капиталовложений. Но сейчас она оказалась в условиях большого кризиса и само её существование теперь зависит от того, как она отреагирует на сложности и какие изменения осуществит.

a:2:{s:4:"TEXT";s:963:"В Российской Федерации перевозки насыпных и навалочных грузов, в частности, руды и угля, в структуре грузоперевозок по железной дороге занимают существенное место. И от того, как именно Россия будет выполнять Парижские климатические соглашения, зависит состояние и железнодорожной отрасли в целом, и реализация стратегических инфраструктурных проектов таких как «Восточный полигон» - модернизация БАМа и Транссиба. Напомним, Российская Федерация, в апреле 2016 года присоединилась к Парижским климатическим соглашениям. При этом в Правительстве РФ заявили, что при подготовке плана конкретных мероприятий, направленных на выполнение Парижских климатических соглашений, Правительство будет ставить на первое место интересы российской экономики. По мнению экспертов, введение углеродного сбора по образцу Великобритании приведет к росту налоговой нагрузки на российскую экономику – на первом этапе свыше 40 млрд. $ в год, затем порядка 100 млрд. $ в год.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Дарья Белоглазова, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица