Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В модернизацию железнодорожного погранперехода Махалино – Хуньчунь в Китай РЖД инвестирует 6 млрд рублей

Грузовые перевозки | Четверг | 07.04.2016 | 12:03
Реализация инфраструктурного проекта расширит номенклатуру грузов для перевозок по транспортному коридору «Приморье-2»
Реализация инфраструктурного проекта расширит номенклатуру грузов для перевозок по транспортному коридору «Приморье-2» | Грузовые перевозки
Юрий Смитюк/ТАСС
Большая часть из средств, предназначенных программой «Восточный полигон» для развития международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-2», будет инвестирована в модернизацию приграничного железнодорожного участка Махалино – Камышовая - госграница с КНР, сообщил Gudok.ru первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «Российские железные дороги», РЖД) Игорь Филатов. На эти цели будет потрачено 6 млрд рублей при общих расходах «Восточного полигона» на транспортную инфраструктуру в пределах МТК «Приморье-2» около 8 млрд рублей.

Речь идет о 20-километровой линии, построенной в 1999 году первой в России частной железнодорожной компанией ОАО «Золотое звено», созданной еще в 1992 году для строительства и эксплуатации приграничного участка железной дороги с двумя грузовыми станциями Камышовая и Камышовая-экспорт. Дорога под собственным кодом 97 начала работу в начале 2000-х годов, но объемы перевозок были невелики, а в 2004 году прекратились вовсе по решению российско-китайской пограничной комиссии. В 2010 году из-за накопленных долгов компания была признана судом банкротом, а владельцем инфраструктуры стали РЖД. Чтобы возобновить перевозки, надо было восстановить путь, отстроить передаточную станцию Камышовая, в том числе создав условия работы для контролирующих органов. Поэтому в 2011-2012 годах «Российские железные дороги» инвестировали в инфраструктуру железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП) Махалино – госграница 837,3 млн руб.

В конце 2013 года, после почти десятилетнего перерыва, по участку прошел первый поезд. По итогам 2015 года грузооборот ЖДПП Махалино составил 1,2 млн т, что в 1,8 раза превысило результат 2014 года. Основной номенклатурой грузопотока стал экспортный уголь, он занял 75,8% в структуре перевозок. Еще 23,3% пришлось на металлическую руду и 0,9% - на лес и пиломатериалы.

Как отметили в управлении ДВЖД, в настоящее время нужно расширять номенклатуру перевозимых грузов. Для этого должно быть решение со стороны Правительства РФ, о чем в конце марта было заявлено на совещании во Владивостоке под председательством полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.

Для бесперебойного обеспечения транспортировки разных видов груза пункт пропуска нужно оснастить инспекционно-досмотровым комплексом (ИДК) из средств ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». ИДК определенным образом «сканирует» вагоны, что важно для ускоренной проверки грузов, пояснили в ДВЖД.

В свою очередь государством принято решение о том, что в рамках проекта модернизации Восточного полигона РЖД до 2020 года направит в развитие участка Махалино – госграница 6 млрд руб. В частности, средства пойдут в создание терминально-складской инфраструктуры, в том числе для обработки контейнерных грузов.

Дополнительные инвестиции направляются и в усиление железнодорожных подходов к границе с Китаем. На реконструкцию линии Барановский – Хасан (протяженность - 238 км), где расположена станция Махалино, запланировано 1,7 млрд руб. Результатом станет увеличение пропускной способности участка с 11 до 13 пар грузовых поездов в сутки, а провозная мощность вырастет с 6,1 млн т до 14,1 млн т ежегодно, сообщили в Дальневосточной дирекции управления движением.

«В 2015 году на этом направлении была введена станция Рязановка. В результате пропускная способность участка увеличилась до 11 пар грузовых поездов. Но лимитирующим элементом все еще являются перегоны Кедровый - Бамбурово, Провалово - Приморское. Здесь появятся разъезды Пожарский и Барсовый», - пояснили в дирекции.
Как уточнил первый замначальника ДВЖД Игорь Филатов, новые раздельные пункты сейчас находятся в высокой степени готовности и будут сданы в текущем году.

Входящая в состав МТК «Приморье-2» однопутная линия Барановский - Хасан в свою очередь связывает российско-китайский переход с приморскими портами Посьет, Славянка и Зарубино (в бухте Троицы). Интерес к последнему у грузоотправителей из Китая сегодня достаточно большой, проинформировали в Минвостокразвития. Грузовой поток по этому направлению может составить до 38 млн т зерна и контейнеров в год, уточнили в ведомстве. Там считают, что для обеспечения пропуска такого объема грузов необходимо построить вторую железнодорожную ветку, а также автодорогу и портовую инфраструктуру в Зарубино. Суммарный объем инфраструктурных инвестиций – порядка 170 млрд руб. Причем расчеты показали, что минимальная рентабельность на вложенный капитал может составить 10% годовых. Это позволяет построить инфраструктуру за частные средства, минимизировав бюджетное финансирование.

В ДВЖД знают об идее строительства между Махалино и Зарубино дополнительного пути «узкой» колеи шириной 1435 мм, по которому можно было бы пропускать вагоны и локомотивы, эксплуатируемые в Китае. В этом случае китайцы даже готовы вложить свои деньги, но в ДВЖД на данный момент затруднились ответить, насколько это будет обоснованно, поскольку «нужно до конца разобраться в этом вопросе».

Китай, в свою очередь, намерен активно задействовать погранпереход Махалино – Хуньчунь для пассажирских перевозок. Как сообщило на днях местное агентство «Чжунсинь», в связи с бурным развитием трансграничного туризма администрация города Хуньчунь провинции Цзилинь предлагает организовать движение скоростных поездов до Владивостока. Китайская сторона готова выступить главным инвестором проекта. «Сейчас туристы передвигаются между Хуньчунем и Владивостоком в основном по шоссейным дорогам. Открытие скоростной железной дороги позволит значительно сократить время в пути», - рассуждает сотрудник управления по делам туризма города Хуньчунь Хань Бин.

Хуньчунь считается «окном» в северо-восточную Азию, а сотрудничество в туристической сфере китайские власти оценивают как наиболее перспективное. В прошлом году в КНР была сдана скоростная линия Гирин – Хуньчунь, естественным продолжением которой может стать линия до Владивостока. Впрочем, технико-экономического обоснования проекта еще не проводилось. В планах Китая – организация скоростного движения поездов к российской границе на других направлениях: Харбин – Цзямусы и Харбин – Тунцзян.
Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица