Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В 2015 году рост воздушных перевозок грузов в мире замедлился в два раза до 2,2%

Грузовые перевозки | Четверг | 04.02.2016 | 18:05
Годовой доход грузовых авиакомпаний, по оценкам IATA, едва ли достигнет $51 млрд против $67 млрд в 2014 году
Годовой доход грузовых авиакомпаний, по оценкам IATA, едва ли достигнет $51 млрд против $67 млрд в 2014 году | Грузовые перевозки
activefreightpak.com
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) опубликовала годовой отчет о рынке мировых грузовых авиаперевозок. 2015 год начался на росте грузооборота, эксперты прогнозировали сильный экономический подъем в течение года, которого, однако, так и не произошло.

На протяжении 12 месяцев рост грузооборота последовательно замедлялся, пока под конец года небольшие улучшения в мировой экономической ситуации не выправили ситуацию «в плюс». Это улучшение позволило экспертам IATA в январе сообщить, что период спада объемов грузовых авиаперевозок подходит к концу.

Тем не менее, в 2015 году оплаченный грузооборот показал рост на 2,2% относительно 12 месяцев 2014 года. Эта динамика роста более чем в два раза ниже прошлогоднего результата: в 2014 году рынок грузовых перевозок вырос на 5% к уровню предыдущего.

По мнению экспертов IATA, замедление роста мировых грузовых перевозок в значительной мере связано с вялым экономическим ростом рынков стран Азии и Тихоокеанского региона, где выполняется 39% всех мировых грузовых перевозок. В 2015 году рынок грузовых авиаперевозок Азии и Океании показал скромный рост в 2,3%. Более значительному росту в этом регионе помешала переориентация китайской экономики с экспорта на внутренний спрос.

Ключевым рынком для грузовых авиаперевозок остаются страны Европы и Северной Америки, где проходит порядка 43% мирового грузового трафика. В этих развитых регионах рынок замер в стагнации, колеблясь от -0,1% (Европа) до +0,1% (Америка) относительно 2014 года. В Европе не было особенного спроса на грузовые перевозки из-за ослабления экономики в некоторых странах Еврозоны, но импорт слегка укрепился в последние месяцы. Американский рынок грузовых перевозок в течение года не сумел закрепиться на стартовых позициях: резкое увеличение спроса на авиаперевозки грузов произошло в начале 2015 года из-за продолжительной забастовки водителей грузовиков в портах на Западном побережье, затем спрос растаял. В целом, американский рынок показал неоднозначную динамику, не позволяющую экспертам дать конкретный прогноз на будущий год.

В Латинской Америке рынок упал на 6% за 12 месяцев: кризис в Бразилии усугубился как в политическом, так и в экономическом плане и заморозил торговлю в регионе, считают эксперты IATA.
На Ближнем Востоке, наоборот, произошел значительный подъем - на 11,3%. Местные рынки растут, торговые сети расширяются и проникают в регионы на фоне укрепления экономики развивающихся ближневосточных государств. Ближний Восток остается политически нестабильным, но у экспертов есть основания полагать, что общий рост экономики региона сумеет поддержать дальнейшее расширение рынка грузовых перевозок в 2016 году даже с учетом возможных трудностей, связанных с падением цен на нефть и политической неустойчивостью.

Африканский рынок вырос незначительно. Экономика Нигерии и Южной Африки выросла, как выразились эксперты IATA, «неудовлетворительно», но подъема внутренней торговли в регионе оказалось достаточно, чтобы подтянуть рынок грузовых авиаперевозок: рост составил 1,2% относительно 2014 года, даже несмотря сильное падение в декабре на 8,4%.

Коэффициент загрузки грузовых коммерческих воздушных судов в мировой гражданской авиации в 2015 году временами падал до многолетнего минимума. Как отмечали специалисты из IATA в прошлом году, суммарная грузоподъемность широкофюзеляжных грузовых судов в 2015 году выросла в связи с тем, что в распоряжение грузовых авиакомпаний приходили новые лайнеры, в то время как необходимости списывать старые почти не возникало. В результате возможности перевозчиков превысили спрос. В 2015 году грузовые лайнеры загружались менее чем наполовину: средний коэффициент используемой грузоподъемности составил в прошлом году 44,1% против 45,7% в 2014 году.

По словам генерального директора IATA Тони Тайлера, в 2015 году операторам грузовых авиаперевозок пришлось тяжело. Рост замедлился, выручка снизилась. Для сравнения, в 2011 году выручка достигала $67 млрд, а в 2016 году, по ожиданиям экспертов, она не превысит даже и $51 млрд. Рынок меняется – цепочки поставок сокращаются, конкуренция высока, как никогда, – и авиакомпаниям необходимо приспосабливаться к этому, добиваться повышения эффективности своей работы.

Тайлер подчеркнул, что участникам рынка грузовых перевозок необходимо принять «новый порядок»: с настоящего момента грузовые перевозки будут строго подчиняться общим экономическим тенденциям, расти только вслед за укреплением мировой экономики. Основные ожидания Тайлера направлены в настоящий момент на введение в отрасли системы E-freight – электронного документооборота, который модернизирует индустрию. Чем раньше это удастся сделать, тем лучше, заявил он.

Будущее грузовых авиаперевозок будет обсуждаться в марте текущего года в Германии на Всемирном симпозиуме по грузовым перевозкам (World Cargo Symposium), который соберет в Берлине более 1000 делегатов со всего света – экспертов и участников рынка грузовых воздушных перевозок.
Наталия Дементьева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица