Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Автоперевозки грузов между Россией и Польшей могут остановиться в феврале

Грузовые перевозки | Пятница | 29.01.2016 | 18:18
Профильные ведомства обмениваются обвинениями в срыве переговоров вместо бланков разрешений перевозчикам
Профильные ведомства обмениваются обвинениями в срыве переговоров вместо бланков разрешений перевозчикам | Грузовые перевозки
Дмитрий Верещагин/Shutterstock
Новая фаза противостояния Польши и России за рынок автомобильных грузоперевозок между странами Евросоюза и РФ может полностью блокировать один из важнейших для Польши и для России транспортных потоков.

Как уже сообщал Gudok.ru, с 1 февраля перестанут действовать бланки взаимных разрешений на проезд грузовых фур между Польшей и Россией. Если транспортные власти двух стран не договорятся продлить срок действия этих документов, автомобильное грузовое сообщение между странами прервется.

Ежедневно через российско-польский участок границы проходит в среднем 300 грузовых автомобилей (по данным Федеральной таможенной службы РФ на январь 2015 года), Польша – один из лидеров по автомобильным грузоперевозкам с Россией. Прекращение грузопотока с Россией может стоить транспортной отрасли Польской республики десятков миллионов долларов в год, оценивает потери польская радиостанция RMF FM.

Препятствием в диалоге Минтранса РФ и Министерства инфраструктуры и развития Польши стали разрешения на перевозку грузов из третьих стран, выдачу которых регулируют новые правила (Федеральный закон № 362-ФЗ, принятый в ноябре 2014 года, и связанные с ним нормативные акты). По бланкам разрешений на перевозку грузов из третьих стран польские фуры имеют право доставлять грузы в Россию из других стран Европы. Объем таких разрешений между Россией и Польшей и планируется ограничить. Минтранс объясняет, что новые требования позволят сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной.

«Россия хочет административными мерами ограничить перевозку компаниям не из Российской Федерации, - говорит заместителя министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит, его цитирует местное издание INFOR Biznes - Это является частью стратегии, которая стремится к устранению на российском рынке участников из других стран».

Кроме того, по мнению польских чиновников, в соответствии с новыми требованиями разрешения на перевозку грузов из третьих стран будут распространяться на товары, изготовленные в Польше на иностранном заводе, так как счета-фактуры на них будут выдаваться иностранной компанией для провоза товаров не по территории Польши. По информации местных СМИ, российская сторона намерена требовать специальные разрешения на перевозку грузов из польских портов и судоходных центров, хотя раньше на такие грузы достаточно было общего разрешения. Число таких разрешений ограничено в отличие от общих разрешений, сообщает INFOR Biznes.

По мнению отечественных автоперевозчиков, работающих на международных направлениях, России давно пора ограничить экспансию польских дальнобойщиков на рынке перевозок российских грузов. «Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков», - пишет генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин на сайте ассоциации. По его словам, польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%.

Он также обвиняет польских перевозчиков в нечистоплотности, утверждая, что широкое распространение получила схема, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный из Польши (товаро-сопроводительные документы при этом фальсифицируются). В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны. По его мнению, из-за применения «недобросовестными польскими перевозчиками незаконных методов конкуренции российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке».

К этому моменту между Россией и Польшей прошло два раунда встреч, на которых обсуждался вопрос о дальнейшей работе грузового автотранспорта. Сейчас межведомственные переговоры свелись к взаимным обвинениям в их срыве и к обвинениям в стремлении недобросовестно обогатиться с помощью грузоперевозок.

«Польская сторона отказывается давать конкретные предложения в части обмена разрешениями на текущий год в ответ на российские предложения, требуя в ультимативном порядке изменения по отношению к польским перевозчикам федерального закона № 362-ФЗ и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации», — сообщил Минтранс на своем сайте.

Польский министр Ежи Шмит утверждает, что российская сторона, несмотря на договоренности, сорвала встречу, которая должна была состояться 28-29 января в Гданьске. Он утверждает, что готов продолжить переговоры. Российский Минтранс сообщает, что «прорабатывает дальнейшие шаги по возможному урегулированию складывающейся ситуации».

Пока Минтранс предложил продлить срок действия существующих разрешений до 15 февраля и направил польской стороне очередное предложение по согласованию контингента разрешений.
Остановка грузового автомобильного сообщения между Россией и Польшей ударит по калининградским грузовым компаниям, которые остановят перевозку грузов, пишут местные СМИ. Грузоотправителям придется использовать более затратные варианты доставки товаров.

«Если произойдет приостановка движения, то многие компании и предприниматели с "зависшими" сейчас грузами понесут потери", - отмечает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова, ожидая, тем не менее, что Россия и Польша смогут найти обоюдовыгодное решение. Она напоминает, что подобный конфликт между двумя странами уже произошел пять лет назад, тогда на его урегулирование потребовалось две недели. «Нечто похожее возможно и сейчас, правда, политическая ситуация сейчас жестче и приостановка может затянуться на больший срок», - предупреждает эксперт. Вариант доставки грузов морем, по ее словам, может рассматриваться, но это увеличит сроки доставки и увеличит стоимость для грузоотправителей.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица