Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ФАС отказался от претензий к крупнейшим контейнерным перевозчикам

Грузовые перевозки | Понедельник | 21.12.2015 | 22:12
Чтобы предотвратить возможный сговор на рынке морских контейнерных перевозок, специально для ООН Россия разработает конвенцию о картелях
Чтобы предотвратить возможный сговор на рынке морских контейнерных перевозок, специально для ООН Россия разработает конвенцию о картелях  | Грузовые перевозки
horizonautoshipping.com
Федеральная антимонопольная служба РФ обнародовала итоги расследования в отношении ряда операторов контейнерных перевозок, которых подозревали в организации картеля на направлении Дальний Восток – Юго-Восточная Азия. Представители ведомства заявили, что судовладельцы перестали нарушать российское антимонопольное законодательство, а значит, их преследование будет приостановлено.

Дело о согласованных действиях на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток - Юго-Восточная Азия было возбуждено в 2012 году. В организации сговора подозревались крупнейшие операторы рынка: A.P. Moller-Maersk A/S , CMA CGM SA, Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, OOCL и Evergreen Marine Corp. Ltd. Все компании подозревались в нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции.

«Антимонопольный орган установил, что перевозчики в указанный период действовали синхронно и единообразно в части установления надбавок к ставкам фрахта (General Rate Increase, GRI). Информация о введении надбавок публиковалась на интернет-сайте одного из перевозчиков, а остальные участники рынка синхронно и относительно единообразно устанавливали такие же надбавки», - говорится в сообщении ФАС.

Такие действия запрещены, если у компаний-конкурентов совокупная доля рынка составляет 20 % от товарного рынка (и доля каждого из участвующих в согласованных действий составляет не менее 8 % от товарного рынка).

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) динамика цен на контейнерные перевозки заметно выросла именно за 2012 год.

Похожие претензии к морским контейнерным перевозчикам выдвигала и Европейская комиссия, когда в 2013 году начала антимонопольное разбирательство в отношении 14 линейных судоходных компаний. Еврокомиссия отмечала, что перевозчики делали регулярные публичные заявления об увеличении базовой ставки фрахта через пресс-релизы на своих сайтах и в специализированной отраслевой прессе, которые, как правило, совпадают для всех перевозчиков. Такая практика, как посчитали европейские антимонопольные ведомства, может быть сигналом для других перевозчиков о намерении повысить цены и может нанести вред конкуренции и потребителям. В то же время официальные результаты расследования Еврокомиссии пока не обнародованы.

В свою очередь в руководстве Федеральной антимонопольной службы России признают, что эффективных инструментов влияния на деятельность международных компаний, не имеющих собственности в РФ, у ФАС нет. Сейчас юристы ведомства разработали проект конвенции против картелей. После рассмотрения в Правительстве РФ, запланированном на первый квартал 2016 года, конвенцию планируется отправить в ООН, которая, как рассчитывает ФАС, и займётся регулированием этого вопроса.

«Если немного углубиться в историю, то мы увидим, что этот бизнес вообще очень «картельный», судовладельцы тут еще с конца 19-го века объединяются в группы, которые договариваются о ценах и делят рынки сбыта. ООН в 70-х начала регулировать их деятельность, но там были несущественные ограничения, операторам разрешили устанавливать новые цены не чаще, чем раз в 9 месяцев. Если международное право регулирует деятельность энергетических компаний, то почему бы ему не принять документ, который будет и в этой сфере четкость вносить», - заявил начальник управления ФАС Андрей Тенишев.

На вопрос корреспондента Gudok.ru об экономических последствиях дела, спикеры единодушно заявили, что снижение фрахтовой ставки должно оздоровить рынок морских контейнерных перевозок. В то же время они не связывают существующий сейчас простой на рынке контейнерных перевозок непосредственно со своей деятельностью или аналогичным расследованием Еврокомиссии. Оба спикера обвинили в негативных тенденциях рыночные факторы.

В то же время директор по глобальным операциям Maersk Line Сорен Тофт в своём интервью изданию Seatrade Maritime News заявлял, что снижение фрахтовых ставок и цен на бункеровку делает невыгодным перевалку контейнеров большими судами.

Компания Maersk Line первой начала вводить в строй контейнеровозы вместимостью более 18 тыс. TEU и сейчас вынуждена снимать их с линий. В 2015 году компания потеряла не менее 15% своих доходов.

По данным Container Ships Statistics, прирост мирового трафика морских контейнерных перевозок в первом полугодии 2015 года составил 1,1%, объем перевозок достиг 68,6 млн TEU. Падение на российском рынке достигло рекордных 36%.
Роман Кирьянов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица