Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Хабаровский край наращивает перевозки пиломатериалов на экспорт

Грузовые перевозки | Вторник | 15.12.2015 | 12:16
Местные инвесторы в лесопереработку надеются на рост спроса в Китае
Местные инвесторы в лесопереработку надеются на рост спроса в Китае | Грузовые перевозки
Руслан Шамуков/ТАСС
Пиломатериалы и биотопливо в ближайшие годы станут драйвером роста перевозок лесных грузов в Хабаровском крае. Перспективы отрасли на отрезке до 2020 года рассматривались на заседании краевого правительства. На Хабаровский край сегодня приходится более 40% заготавливаемого леса в Дальневосточном федеральном округе. Всего на полигоне Дальневосточной железной дороги за 11 месяцев 2015 года погрузка лесных грузов составила 3,9 млн тонн, что на 0,1% превышает прошлогодний показатель.

Как отметил глава Министерства природных ресурсов Хабаровского края Александр Ермолин, только на железнодорожный транспорт в 2014 году в регионе отгружено 2,4 млн т древесины и пиломатериалов, при этом доля необработанной древесины постепенно снижается. По его словам, через пять лет в регионе планируется перерабатывать 5,7 млн куб. м древесины ежегодно, что на 2,5 млн куб. м превышает нынешний уровень.

Однако в текущем году сохраняются негативные тенденции на рынках стран Северо-Восточной Азии, где находит основной сбыт продукция дальневосточных лесопромышленников. Прежде всего это Китай и Япония, которые снизили потребление.

Как следствие, сейчас мощности по производству пиломатериалов в Хабаровском крае загружены менее чем наполовину. «Мы наблюдаем волатильность цен на лесопродукцию. В этом году они продолжали падать, - констатирует министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников. - Хотя курсовая разница валют играет в пользу наших экспортеров, в целом рынок идет очень тяжело».

В компании «РФП Групп», которая построила в городе Амурске завод по выпуску лущеного шпона мощностью 300 тыс. куб. м в год, отмечают, что на сегодняшний день цены как на сырье, так и продукцию лесопереработки находятся на десятилетнем минимуме. «Те компании, которые, как наша, сделали крупные инвестиции, оказались с очень серьезной долговой нагрузкой», - признал президент компании Константин Лашкевич. Тем не менее, лесопромышленный холдинг намерен в следующем году открыть рядом с действующим заводом в Амурске второй завод по производству до 230 тыс. куб. м сухих пиломатериалов ежегодно. Сейчас компания прорабатывает выход на рынки Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы.

Сегодня «РФП Групп» осуществляет отправки продукции по железной дороге со станций Мылки, Амгунь, Постышево, Болен, Эворон, Горин, Дзёмги, Санболи, Харпичан, Тумнин. Экспорт лесных грузов осуществляется и водным транспортом (в состав холдинга входит ОАО «Амурское пароходство») – в том числе, в адрес китайских портов Тунцзян, Шанхай, Цинбао. В собственности «РФП Групп» десять портов и терминалов в Амурской области, Хабаровском крае и Приморье, которые также обеспечивают экспортные поставки.

Маршруты экспорта лесных грузов из Хабаровского края в 2015 году сместились от сухопутных погранпереходов в сторону морских портов. Так, по итогам третьего квартала 2015 года через сухопутный пограничный переход Гродеково, откуда лес идет на северо-восток Китая, объем перевозок лесных грузов сократился к прошлогоднему уровню более чем на 15%. Через Находкинский морской рыбный порт перевозки, наоборот, пошли вверх. Как сообщили в местной стивидорной компании «Порт Восточные ворота - Приморский Завод», по итогам девяти месяцев перевалка лесопродукции в общем объеме занимала 34,2%, тогда как годом ранее эта доля не превышала 13%. Через причалы данного предприятия лесопромышленники Хабаровского края отправляют свою продукцию в южные провинции Китая. Отгрузка производится со станций Горин, Постышево, Хор и других.

Несмотря на нынешние негативные тенденции, Китай остается для дальневосточников крупнейшим рынком. В будущем пиломатериалы найдут там большого покупателя в связи с развитием каркасного домостроения, полагает Константин Лашкевич. «Люди с доходами начинают строить загородные дома. И Китай пойдет по этому пути», - уверен глава УК «РФП Групп».

На лучшую конъюнктуру рынка рассчитывают и в ООО СП «Аркаим», которое в 2009-2012 годах ввела в эксплуатацию несколько производств по комплексной переработке древесного сырья общей мощностью до 1,5 млн куб м в год в районе порта Ванино. На эти цели направлено 14,3 млрд руб., в том числе 11 млрд руб. предоставил ВЭБ. Но спад зарубежного рынка сказался на платежеспособности предприятия. Как сообщил хабаровский министр природных ресурсов Александр Ермолин, «Аркаим» в 2015 году заметно увеличил объем производства: за 10 месяцев выпущено 111 тыс. куб. м пиломатериалов и 81 тыс. т топливных гранул, тогда как за прошлый год 35 тыс. куб. м и 30 тыс. т, соответственно.

Но, несмотря на это, предприятие остается в сложном финансовом положении. В отношении «Аркаима» введена процедура наблюдения, к настоящему времени подготовлена схема оздоровления компании. Она предполагает заключение мирового соглашения с кредитными организациями, вхождение в состав учредителей «Аркаима» китайских инвесторов, при этом контроль сохранится за российской стороной. «С China Forest Products Corp. заключено соглашение о совместной реализации проекта на базе «Аркаима» крупного деревоперерабатывающего холдинга. Предусматривается привлечение китайских инвестиций», - проинформировал Александр Ермолин.

«Мы заинтересованы в том, чтобы «Аркаим» восстановил объемы производства, а в перспективе увеличил их», - заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

В Хабаровском крае есть еще один лесопромышленный инвестор, который терпит убытки. В поселке Хор никак не может запустить линию по изготовлению древесно-волокнистых плит «дочерняя» компания малазийской Rimbunan Hijau Group ООО «Римбунан Хиджау МДФ». В создании мощностей на 150 тыс. куб. м вложено свыше 5 млрд руб. Завершив стройку, инвестор столкнулся с тем, что из-за высокой себестоимости своей продукции при одновременно низких ценах на азиатских рынках ему невыгодно приступать к промышленной эксплуатации.

По мнению инвестора, на рост операционных затрат влияют, в том числе, транспортные издержки. «Чтобы подвезти по железной дороге к нашему заводу низкосортное сырье («баланс», щепа, горбыль), необходимо снизить транспортную составляющую, - поясняли ранее в «Римбунан Хиджау МДФ». - Еще во времена МПС наша компания отправляла низкосортный лес на Байкальский ЦБК со станции Горин, тогда у государства было понимание по сниженному тарифу».
Ситуацию на этом предприятии планируется выправить за счет создания в Хоре дополнительных лесопильных мощностей - до 100 тыс. куб. м в год, что удешевит сырье для производства плит МДФ. Помимо этого, на заводе установят сушильные камеры. «Эти меры позволят повысить эффективность основного производства и снизить себестоимость МДФ-плит почти в два раза», - сказал министр природных ресурсов Хабаровского края Александр Ермолин.

Впрочем, в регионе есть и более удачные проекты. О наращивании производства говорят в ООО «Азия Лес» (входит в группу компаний «Бизнес Маркетинг»), открывшем в поселке Березовый лесопильный завод мощностью 150 тыс. куб. м в год. Там же компания строит еще один комплекс по производству сухих (290 тыс. куб. м) и строганных (60 тыс. куб. м) пиломатериалов, а также 160 тыс. тонн топливных гранул (или пеллет от английского pellets). «Мы добились снижения продаж круглого леса и увеличения объема его переработки. В тот же Китай с 2010 года значительно сократились поставки сырой древесины, но реализация пиломатериалов имеет устойчивую тенденцию роста», - рассказал гендиректор ООО «Азия Лес» Александр Пудовкин. Для поставок строганных пиломатериалов в компании намерены развивать транспортировку в контейнерах.

По данным филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге, сегодня на пиломатериалы уже приходится 9,4% контейнерных перевозок. Эта номенклатура является одной из главных после химикатов и нефтепродуктов (21,2%), автомобилей и комплектующих (11,5%), бумаги и целлюлозы (10,2%).

Возможности перевозки в контейнерах рассматриваются и для пеллет. Помимо ООО «Азия Лес», производство биотоплива из низкотоварной древесины и отходов деревопереработки планируют другие компании Хабаровского края.

По данным главы краевого Минприроды Александра Ермолина, в ближайшие годы предприятия региона смогут выпускать до 300 тыс. т топливных гранул ежегодно, причем не только на экспорт, но и для внутреннего рынка. Как отметил заместитель гендиректора ООО «Леспром ДВ» Владимир Коротков, развитие мощностей по производству пеллет стимулирует рост потребления тепловой энергии в регионе и дальнейшее увеличение объемов лесопиления.

По прогнозу минприроды Хабаровского края, в 2018 году доля продукции деревопереработки в общих поставках лесных грузов достигнет 56%, а в 2020-м - 80%. Сейчас же она держится на уровне 35%.
Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица