Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Операторы не готовы отказаться от госрегулирования тарифов

Грузовые перевозки | Четверг | 10.12.2015 | 19:10
Грузовладельцы, экономисты и чиновники предлагают различные подходы к формированию системы тарифного регулирования железнодорожного транспорта
Грузовладельцы, экономисты и чиновники предлагают различные подходы к формированию системы тарифного регулирования железнодорожного транспорта | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов/Gudok.ru
Российские железные дороги готовы учитывать все факторы, которые позволят компании нарастить перевозки и доход, заявила начальник департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» Алевтина Кириллова, открывая круглый стол «Требования к тарифной системе железнодорожного транспорта» на конференции «Рынок транспортных услуг».

Алевтина Кириллова напомнила, что 8 декабря ФАС России согласовал индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2016 год на уровне в 9%, подчеркнув, что эффективная ставка вырастет только на 7,5% за счёт снижения порога скидок с 12,8% до 25% и продуманного расширения применения понижающих коэффициентов. При этом например, для Калининградской области сохранятся понижающие коэффициенты, доходящие до 0,7. Действует и компенсация расходов, которые несут грузоотправители при транзите в регион через территории Литвы и Белоруссии.

«Пока не понятно, будет ли к индексации в 9% применяться и повышающий экспортный коэффициент. Консолидированное мнение потребителей состоит в том, что их совместное применение — это уже слишком», - заявил заведующий лаборатории Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и заместитель председателя Совета потребителей ОАО «РЖД» Кирилл Янков.

Тарифообразование в железнодорожных перевозках в России далеко от совершенства, но при проектировании новой системы тарифов эксперты руководствуются принципом «как бы не вышло хуже», следует из доклада представляющего грузоотправителей заместителя генерального директора ОАО «СУЭК» Дениса Илатовского.

«Тарифная система — это та скрепа, которая держит всю экономику», - подчеркнул он. Несмотря на то, что на практике индексация тарифов всё время пересматривается в сторону повышения, у РЖД постоянно растёт скорость движения поездов и масса груза в поезде. «За это от нас большое спасибо», - поблагодарил представитель СУЭК.

С другой стороны, доля транспортных издержек на перевозки угля у СУЭК сейчас доходит до 70%, хотя ещё в начале 2015 года составляла 46% (для сравнения минимум в 36% был достигнут во втором квартале 2011 года). В итоге с дороги могут уйти и низкодоходные для перевозчика грузы вроде угля.

Государство готово не вмешиваться во взаимоотношения грузоотправителя и РЖД, заявил заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов.

«Договорное регулирование реалистично, но оно всегда менее прозрачно, чем общее. Всегда кто-то успел, а кто-то — нет. Тарифный коридор имеет чётко оговоренные границы и условия», - раскритиковал это предложение Кирилл Янков.

В определении железнодорожных тарифов Россия идёт в общемировом русле, полагает директор проектов транспортной практики A.T.Kearney Екатерина Шеремет: «В странах, где государство регулирует железнодорожные тарифы, индексирование происходит именно по принципу «инфляция минус». Но железная дорога должна научиться конкурировать с автомобильными перевозчиками на расстоянии до 1 тыс. км, сократив время реакции на рыночную ситуацию", - советует она.

На коротких расстояниях конкурировать с автомобильным транспортом вряд ли целесообразно, потому что разница в цене достигает десятков раз, а в скорости доставки - многие сутки, спорит с ней заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

«Надо понимать, что существующая тарифная система создавалась под ситуацию начала 2000-х годов. Только изменение грузооборота и направлений перевозок за это время привело к выпадению 86 млрд руб. потенциальных доходов РЖД в 2014 году по сравнению с 2003 годом», - привёл он результаты исследования ИПЕМ.

Поэтому, хотя несовершенство системы тарифов в железнодорожном транспорте вызывает вопросы у всех, нужен взвешенный и дифференцированный подход к изменению тарифов, подчеркнул Владимир Савчук.

Павел Арабов,Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица