Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Мировой рынок грузовых авиаперевозок застывает в стагнации

Грузовые перевозки | Четверг | 10.12.2015 | 16:34
Падение цен на нефть может увеличить доходность перевозчиков, прогнозирует IATA
Падение цен на нефть может увеличить доходность перевозчиков, прогнозирует IATA | Грузовые перевозки
atn-trans.com
Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) отметили крайне низкий рост грузооборота авиакомпаний мира в 2015 году, что не оправдало ожиданий участников рынка, об этом говорится в ежегодном прогнозе ассоциации, опубликованном 10 декабря.

Рост грузооборота за 10 месяцев уходящего года составил всего 2,6% к прошлогоднему уровню и был обеспечен за счет специфических факторов локального масштаба. Так, в частности, резкое увеличение спроса на авиаперевозки грузов произошло в начале 2015 года в США, где из-за продолжительной забастовки водителей грузовиков в портах на Западном побережье Северной Америки скопилось огромное количество не отправленных грузов, практически парализовавших их работу. Кроме того, трансокеанские авиаперевозки оказались необходимы для ряда японских предприятий автопрома, которые в 2015 году осуществляли массовый отзыв автомобильных деталей из эксплуатации.
 
В октябре мировой грузооборот воздушного транспорта вырос всего на 0,5% относительно октября прошлого года. Как отмечают аналитики IATA, рынки развивающихся стран тяжело преодолевают экономические трудности, рынки развитых стран растут устойчиво, но медленнее, чем ожидалось. Мировая экономика восстанавливается настолько медленно, что вкупе со структурными изменениями в мировой торговле сдерживает развитие грузовых авиаперевозок.

В 2015 году мировая грузовая авиация показала невысокую производительность. Результаты сентября и октября показывают, что мировые грузовые авиаперевозки уже не выйдут до января на прошлогодний уровень. Эксперты IATA указывают в качестве причин сезонный фактор, слишком медленную либерализацию торговли, кризисы на развивающихся рынках – не только Китая, но и Бразилии, испытывающей глубочайшее падение.

Что касается прогнозов на 4 квартал 2015года и 2016 год, то спрос на воздушные грузовые перевозки, скорее всего, останется очень умеренным, но устойчивое восстановление ключевого рынка – Еврозоны – дает повод для оптимизма. Мировая экономика традиционно испытывает неуверенность: США поднимают ставки, китайский рынок пытается переориентироваться с экспорта на внутренний спрос, а цены на металлы и нефть продолжают падать, отмечают эксперты IATA.

Коэффициент соотношения товарно-материальных запасов к объему продаж в США растет, отмечается в отчете IATA. Это означает, что склады перегружены товарами, которые не продаются или продаются слишком медленно, что является сдерживающим фактором для развития грузовых авиаперевозок. В феврале 2009 года, в разгар финансового кризиса, разрыв между этим коэффициентом и грузооборотом был наиболее значительным: соотношение товаров к продажам выросло до 1,5 пунктов, а грузооборот упал до приблизительно 10 млрд т-км. За последние 8 лет коэффициент и грузооборот соприкасались только четыре раза – в мае 2010, весной 2011 и в августе 2014. Все остальное время коэффициент соотношения товарно-материальных запасов к объему продаж стабильно превышает объем перевозок, не давая им никакого повода для развития. Для сравнения, в октябре 2015 года коэффициент почти достиг 1,4 пункта, а грузооборот – приблизительно 15 млрд тонно-км.

Действующая полезная грузоподъемность широкофюзеляжных грузовых судов выросла на 2,2% в третьем квартале, этот рост стабильно продолжается в течение трех кварталов 2015 года. Он связан с тем, что в распоряжение грузовых авиакомпаний приходят новые лайнеры, в то время как необходимости списывать старые почти не возникает: в третьем квартале 2015 года наблюдались значительные поставки новых лайнеров и практически до нуля свелись цифры списания старых самолетов. Таким образом, возможности грузовых лайнеров превысили спрос на 3,6%, что не могло не спровоцировать серьезную конкуренцию на рынке. В результате в октябре 2015 года самолеты летали загруженными меньше, чем на половину (44%).

Доходность авиакомпаний в третьем квартале 2015 года сохранилась примерно на тех же уровнях, что и в течение первого полугодия. Перевозчики теряли доходы быстрее, чем падали цены на нефть, однако потери перевозчиков скоро начнут сокращаться, так как падение цен на топливо ускорилось, прогнозируют эксперты IATA. В сентябре 2015 года на маршрутах Азия – Европа перевозчики зарабатывали всего $1,5 - $1,6 на килограмм.

Доходы на рынках сильно варьируются в зависимости от маршрутов поставок и торговых путей. 

В сентябре 2015 года самый большой рост объемов перевозок наблюдался на маршруте Ближний Восток – Северная Америка. Там рост составил 23,6% относительно сентября 2014 года. На 11-12% также выросли перевозки на маршрутах из Африки на Ближний Восток, причем это направление показывает небольшое, но стабильное увеличение на 0,1% в месяц в течение всего 2015 года. То же самое происходит и на маршрутах Европа – Ближний Восток. 

По графику объема перевозок видно, как постепенно восстанавливается грузовой рынок внутриевропейских перевозок: в апреле 2015 падение там составляло больше 10%, а в сентябре 2015 – уже в три раза меньше, только 3%.

Тем временем, грузоперевозки с Ближнего Востока в Северную Америку демонстрируют тенденцию к замедлению роста: в апреле они показали увеличение объема в размере 35%, а в сентябре – только 23%. Больше, чем в два раза, сократился объем поставок товаров авиатранспортом из Азии в Северную Америку – рост упал с 15% до 6% за полгода.
Наталия Дементьева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица