Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Потенциал роста скорости доставки груза по железной дороге далеко не исчерпан

Грузовые перевозки | Четверг | 26.11.2015 | 11:09
В интернет-приемную президента РЖД, организованную на сайте компании, продолжают поступать самые различные обращения. Олег Белозеров лично отвечает на самые актуальные вопросы. Очередное выступление президента компании посвящено скорости грузоперевозок.
В интернет-приемную президента РЖД, организованную на сайте компании, продолжают поступать самые различные обращения. Олег Белозеров лично отвечает на самые актуальные вопросы. Очередное выступление президента компании посвящено скорости грузоперевозок. | Грузовые перевозки
Сергей Гусев/Gudok.ru
Скорость доставки грузов – самый главный  и очевидный для клиентов показатель эффективности работы железной дороги. По этому вопросу периодически звучат критические замечания и оценки, которые, по моему мнению, не всегда обоснованы. 
Действительно, представляется несопоставимой скорость, с которой реально движется грузовой поезд с учетом разгонов и торможений (средняя техническая скорость) – 46 км/час, и скорость доставки груза – 340 км, но уже в сутки.
При этом для повышения градуса дискуссии, как правило, берут в расчет последний показатель и делят его на 24 часа. В итоге получается, что мы едем со скоростью 14,2 км в час, как велосипедист, а то и медленней. Чем не предмет для острот?
Однако,  такая арифметика не вполне адекватна.
Ключевое отличие скорости доставки груза в том, что она включает в себя разнообразные процессы, в которых участвуют грузоотправители, грузополучатели, железнодорожники, операторы вагонного парка, портовики, таможенные органы и т.п. Значительная часть процессов, напрямую влияющих на скорость доставки, вообще не имеет отношения непосредственно к процессу перевозки по железной дороге.
Так, при ее расчете учитывается время простоя вагонов в ожидании выгрузки. Например, в этом году из-за ограниченных возможностей морских портов по выгрузке вагонов на подходах среднесуточно простаивают более 200 поездов с грузами, и общесетевые потери скорости доставки по этой причине составляют 17 км в сутки. Часто причиной простоев могут быть неправильно оформленные таможенные или экспедиторские документы, ненадлежащее техническое состояние вагона и т.д.
Необходимо также отметить, что показатель средней скорости доставки – все-таки скорее нечто вроде средней температуры по больнице. На коротких расстояниях он ниже, а на длинных, где вагон проводит большую часть времени в движении, – выше.
Мы ориентируемся на потребности и возможности наших клиентов. Если заказчик ставит в приоритет скорость доставки, он может воспользоваться самыми быстрыми нашими продуктами – маршрутная отправка (512,2 км в сутки) или контейнерная (463,3 км в сутки). Они отличаются тем, что состав поезда перемещается от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования поезда в пути следования. Отсюда и экономия времени. Эти предложения интересны для отправок довольно крупных партий товаров высокой стоимости.
У нас есть и другие виды отправок для наших клиентов, и все они тоже в силу технологических особенностей движутся с разной средней скоростью.
Есть групповая (301,5 км в сутки), мелкая (245,7 км в сутки) и повагонная отправки (257,4 км в сутки). Главная их особенность – необходимо сначала дождаться накопления поезда до нормативной длины состава в районе станции погрузки, а затем, уже в пути следования, они пересортируются по различным направлениям. На этом, безусловно, теряются драгоценные километры в сутки. Но и стоимость этих отправок существенно меньше.
Если сравнить скорость доставки груза в России с мировыми железнодорожными системами, то позиции российских железных дорог более чем достойные. По всем сравнимым критериям мы находимся среди стран-лидеров, а по такому показателю, как грузонапряженность, на втором месте в мире после Китая.
Это не значит, что мы стоим на месте. Только за 10 месяцев 2015 года скорость мелкой отправки выросла на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повагонной – на 9,1%, контейнерной – на 8,2%, маршрутной – на 16,1%, групповой – на 18%.
Повышение показателей стало возможным благодаря постоянной работе по сокращению непроизводительного простоя вагонов, оптимизации работы сортировочных станций, организации движения грузовых поездов по расписанию.
Я уверен, что потенциал роста скорости доставки груза по железной дороге далеко не исчерпан, реализовывать его необходимо в координации и взаимодействии со всеми участниками перевозочного процесса. ОАО РЖД будет продолжать работу по сокращению простоев на грузовых станциях, будет работать над максимальной маршрутизацией перевозок грузов.
Еще один ориентир для нас – доля отправок, доставленных в срок. Кстати, дело здесь не только в клиентоориентированности, но и в экономических эффектах для компании: ведь в случае, если мы не доставим груз вовремя, клиент вправе потребовать компенсацию. Разумеется, мы заинтересованы работать так, чтобы не возить грузы с незапланированной скидкой или вовсе бесплатно.
И здесь мы целенаправленно ведем работу по повышению эффективности работы. За 10 месяцев 2015 года доля своевременно прибывших отправок увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 7% и достигла 92,6%. Одной из главных своих задач как руководителя компании я вижу достижение очевидного уровня в 100%.
Конечно, сегодня ситуация далека от идеальной и многое еще предстоит сделать.

Cегодня в СМИ

Первые лица