Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Инвесторы из КНР заинтересованы в транзите через бухту Троицы

Грузовые перевозки | Пятница | 09.10.2015 | 21:39
Морской порт в бухте "Троицы" выступает единоличным оператором на ключевом отрезке транспортного коридора "Приморье 2"
Морской порт в бухте "Троицы" выступает единоличным оператором на ключевом отрезке транспортного коридора "Приморье 2" | Грузовые перевозки
Иван Шаповалов/Gudok.ru
Китайские отправители готовы обеспечить ежегодный грузопоток в адрес "Морского порта в бухте Троицы" (Зарубино, Приморский край) в объеме 20 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом исчислении). Соответствующие переговоры прошли между стивидором и потенциальными партнерами из провинции Цзилинь (КНР). Однако для реализации этой цели необходимо развивать инфраструктуру ближайших погранпереходов.

Как рассказал Gudok.ru директор ООО "Морской порт в бухте Троицы" Вячеслав Бурин, на сегодняшний день порт выступает единоличным оператором портовых средств в бухте Троицы. То есть является одним из ключевых звеньев международного транспортного коридора "Приморье 2", который связывает северо-восточную провинцию Китая Цзилинь с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транспортный коридор "Приморье 2" рассматривается как альтернативный путь позволяющий значительно сократить грузоотправителям из КНР транспортное плечо и выход портам на Тихоокеанском побережье. Как известно, у КНР нет прямого выхода к Японскому морю и до ближайшего морского порта Далянь отправителям из провинции Цзилинь приходится везти свои товары 1200–1300 км, тогда как от приграничного города Хуньчунь до порта Зарубино — порядка 70 км.

В мае 2015 года в "Морском порту в бухте Троицы" открылась регулярная судоходная линия Зарубино — Пусан (Южная Корея). Еженедельные рейсы выполняет теплоход "Karin". Хотя судно, обслуживающее линию, вмещает до 700 контейнеров, по состоянию на начало октября перевезено лишь 258 TEU, сообщил Вячеслав Бурин. Тем не менее, предприятие рассматривает транспортировку транзита, как наиболее перспективную модель для своего дальнейшего развития.

В соответствии с этой моделью, после перегрузки в Зарубино контейнеры проследует в Китай, главным образом, автотранспортом через пункт пропуска Краскино. Возможны и железнодорожные перевозки — в этом году при поддержке РЖД и китайского партнера — логистической компании "Чан Цзи Ту" была организована пробная доставка контейнерных грузов через пограничный переход Хуньчунь — Махалино по участку Дальневосточной железной дороги до станции Сухановка, примыкающей к порту Зарубино.

Привлечение транзита актуально, поскольку в условиях экономического кризиса МПБТ столкнулся с сокращением деловой активности грузоотправителей экспортно-импортных грузов. "Принимая во внимание существующую потребность китайских партнеров, в обеспечении ежегодного грузопотока на данном направлении в объеме свыше 20 тыс. TEU, МПБТ рассматривает перевалку транзитных контейнерных грузов, как одно из наиболее перспективных направлений развития", — пояснил Вячеслав Бурин.

Прогнозы касательно объемов транзита по транспортному коридору "Приморье-2" разнятся. В "ТрансКонтейнере" отмечают, что при организации транзитных перевозок китайская сторона на первом этапе рассматривает возможность ежегодного отправления 2 тыс. контейнеров из стран АТР в Китай и 4 тыс. в обратном направлении.

В дальнейшем возможно увеличение грузопотока до 20 тыс. и 50–60 тыс. TEU, соответственно. По прогнозам службы международных связей Дальневосточной железной дороги, в перспективе объем транзита на данном направлении может достигнуть 100 тыс. TEU (в контейнерах предполагается перевозка минеральной воды, туалетной бумаги, продукции нефтехимии, автокомплектующих и т.д.)

В администрации Приморского края делают ставку, как на транспортный коридор "Приморье-1" (Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян) — Гродеково — порт Владивосток/Восточный — порты юга Китая/АТР), так и "Приморье-2" (Хуньчунь — Краскино/Махалино — порт Зарубино/Славянка — порты юга Китая/АТР). По оценкам чиновников, суммарный контейнерооборот стран северо-восточной Азии — порядка 150 млн TEU в год. Емкость рынка контейнерных перевозок в непосредственной близости к Приморью — 40 млн TEU. Но сегодня на российскую транспортную систему приходится чуть больше 1% от данного грузопотока. "Чтобы мы стали заметны, необходимо взять 3–4% этой работы, а для того, чтобы основательно войти в этот рынок — 7–8%. Экономика Приморья могла бы получать от $10 до 15 млрд", — подсчитали в краевом департаменте промышленности и транспорта.

Между тем, считает член совета директоров "Владивостокского морского рыбного порта" Денис Сарана, транзитные перспективы Приморья сильно преувеличены. "У нас есть опыт работы с китайским транзитом. Через нас прошли 100–200 контейнеров в 2007 и 2008 году. Сначала сложно было с оформлением и ценообразованием, все хотели заработать и за контейнер прилипала серьезная сумма. Но и даже после приведения всего этого процесса в норму и рынок, итоговая стоимость доставки не получается ниже готового внутрикитайского решения", — рассуждает Денис Сарана.

Между тем группа "Сумма" Зиявудина Магомедова подтвердила проект по строительству "Большого порта Зарубино", где будет открыт крупный терминал мощностью 60–100 млн тонн в год, в том числе для обслуживания транзитных контейнеров — до 2 млн TEU ежегодно.

Соглашение о содействии при постройке комплекса заключено между "Суммой" и администрацией провинции Цзилинь в рамках визита Владимира Путина в КНР еще в мае 2014 года. Проект был представлен и на Восточном экономическом форуме в сентябре 2015-го. Однако, как уточнил начальник станции Сухановка Михаил Турганов, никаких работ по данному объекту в настоящий момент не ведется: "Все жители Зарубино надеются на этот проект. Люди из поселка уезжают. Зарубино живет только за счет порта, но там работы нет".

Для поддержки транзитных проектов в правительстве России рассматривают возможность беспрецедентного решения — допустить выход на инфраструктуру Российских железных дорог, а именно на участке Махалино — Сухановка (порт Зарубино), китайских перевозчиков. Это позволит сократить себестоимость транспортировки и обеспечит конкурентное преимущество отечественных логистических операторов.

В рамках развития транспортно-логичестической инфраструктуры на протяжении "Приморье-2" группа "Сумма" предлагает рассмотреть идею о совмещенной китайской колеи шириной 1435 мм и российской шириной 1520 мм. Впервые об этом официально заявил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке министр транспорта РФ Максим Соколов. "Декларируемый объем перевозок транзитных грузов — более 60 млн тонн. Конечно, для этого нужно серьезным образом развить инфраструктуру и, кстати, мы считаем возможным строительство железнодорожной колеи шириной 1435 мм, совмещенной с нашей, от пограничного перехода непосредственно до порта Зарубино", — сказал Максим Соколов в своем выступлении 4 сентября.

"Мы поддержали и считаем целесообразным, чтобы на направлении Махалино — Зарубино у нас была узкая колея. Это дает, во-первых, сокращение времени, удешевление всех процедур и большую доступность российского порта для различных китайских отправителей, не создаст пробки при перегрузке на границе", — в свою очередь объяснил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов.

Как отметил вице-президент Industrial and Commercial Bank of China Хонг Ли Чжан, от создания совмещенной колеи на участке Махалино — Зарубино получат выгоду китайские провинции, в первую очередь Цзилинь, которая обладает "колоссальным экономическим потенциалом".

На Дальневосточной железной дороге не комментируют идею о создании совмещенного пути. Перспективные перевозки через переход Махалино — Хуньчунь в обозримом будущем на ДВЖД оценивают не более 8 млн тонн. И все же сейчас по программе развития Восточного полигона идет обновление инфраструктуры на однопутной линии Уссурийск — Хасан. Строительство трех разъездов Барсовый, Пожарский и Рязановка втрое увеличат пропуск поездов.

Однако даже при условии запуска таких амбициозных проектов перевозка 20 тыс. TEU в год через Морской порт в бухте Троицы на сегодняшний день не может быть обеспечена ввиду имеющегося ряда ограничений в работе транспортной инфраструктуры пограничных переходов Краскино и Махалино.

Как рассказали в управлении Дальневосточной железной дороги, для организации транзитных перевозок через железнодорожный переход Махалино — Хуньчунь необходимо решить вопрос об упрощении таможенных операций. Сейчас значительно замедляет процесс обеспечения транзита отсутствие в пункте пропуска инспекторско-досмотрового комплекса, который сканирует вагоны. Стоимость такой системы – порядка 200 млн руб. в ценах 2014 года. Чтобы приобрети данный комплекс на государственные средства, необходимо включить проект модернизации железнодорожного перехода в федеральную целевую программу "Государственная граница РФ (2012–2020 годы)". Еще в ноябре 2012-го на совещании в полпредстве президента России в Дальневосточном федеральном округе территориальному управлению Росграницы было поручено принять меры по включению в ФЦП пункта пропуска Махалино с установкой с 2014 года стационарного досмотрового комплекса. Но никаких решений по этому вопросу до сих пор не принято. В Росгранице на запрос Gudok.ru не ответили.

Как пояснили на ДВЖД, привлечь дополнительный грузопоток на станцию Махалино пока не позволяет и отсутствие необходимой терминально-складской инфраструктуры. Правда, РЖД продолжает работы по реконструкции перехода с установкой новых объектов, созданием условий для обеспечения пограничного, таможенного контроля при пропуске различных видов груза. Объем инвестиций на этот год оценивается более 0,5 млрд руб.

a:2:{s:4:"TEXT";s:116:"В 2014 году ООО "МПБТ" переработано 115 тыс. тонн различных грузов, что на 55% выше показателя 2013 года.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Павел Усов

Cегодня в СМИ

Первые лица