Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Спрос на услуги по перевалке экспортного угля догнал предложение

Грузовые перевозки | Понедельник | 05.10.2015 | 22:32
В 2016 году наблюдаемый в последние пять лет рост перевалки угля через дальневосточные порты может смениться стагнацией. Тем не менее, АО «Восточный Порт» продолжает строительство дополнительной - третьей очереди специализированного угольного комплекса. О востребованности специализированных экспортных терминалов рассказывает управляющий директор компании Анатолий Лазарев
В 2016 году наблюдаемый в последние пять лет рост перевалки угля через дальневосточные порты может смениться стагнацией. Тем не менее, АО «Восточный Порт» продолжает строительство дополнительной - третьей очереди специализированного угольного комплекса. О востребованности специализированных экспортных терминалов рассказывает управляющий директор компании Анатолий Лазарев | Грузовые перевозки
vpnet.ru
- Насколько влияет непростая ситуация на мировых рынках угольной продукции на работу морских портов и вашей компании в частности?
- Ситуация с наполненностью новых терминалов неоднозначна, как и положительная динамика роста грузооборота, которую мы видим в отчетах профильных изданий за последний год. Если делать разбивку по типам груза, то есть всего два экспортных направления, где динамика идет в плюс. Это нефть и уголь. Но уже сейчас понятно, что этот рост в течение 2015 года будет не таким ярким и явным, как в период с 2010 по 2014 годы. А следующий год будет более сложным, и мы выйдем на некую статику. Это всего лишь свидетельство того, что спрос догнал предложение. И компании, которые закупают уголь, имеют возможность практически неограниченного выбора.
На сегодняшний день выгрузить уголь из вагона и загрузить его на судно уже недостаточно. В сыпучем грузе, как правило, присутствует контаминант (примесь – прим. ред.). Требования рынка таковы, что конкурентоспособный стивидор сегодня тот, который предлагает дополнительные услуги по хранению, очистке груза, по доведению угля до контрактной фракции и при необходимости приведению его в сыпучее состояние (это касается смерзшегося груза в зимний период). На мой взгляд, в ближайшие три-пять лет укрепить свою позицию на рынке сможет тот стивидор, который предоставит весь этот комплекс услуг и возможно даже нечто большее. Если этого не делать, вероятность того, что с вашей компанией не будут работать, не будут рассматривать ее как перспективного партнера, очень высока.

- Время, когда спрос на стивидорные услуги превышал предложение прошло?

- Да, сегодня все направлено на специализацию. Почему? Во-первых, стоимость работ на специализированных терминалах, созданных для работы с определенным видом груза, ниже, чем на универсальных комплексах. Во-вторых, специализация – это возможность предоставлять дополнительные услуги.
Компании, соответствующие этим требованиям, будут в ближайшее время расти. Расти, в том числе, за счет потери своей доли рынка неприспособленных для такой деятельности мелких предприятий. От этого никуда не уйти – это своего рода эволюция.
Именно поэтому мы вместе со специалистами ООО «Управляющая портовая компания», невзирая на все внешние факторы, планомерно продолжаем двигаться к своей цели и строим третью очередь специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт» ежегодной мощностью 20 млн тонн. Причем финансирование этого проекта осуществляется полностью за счет собственных средств компании. Планируемая стоимость третьей очереди составляет около 20 млрд руб. без учета внешнего железнодорожного парка.

- Как идет там строительство?

- АО «Восточный Порт» начало реализацию проекта в 2012 году. Объект будет представлять зеркальное отражение действующего угольного комплекса. На территории площадью почти 54 га, с учетом искусственного земельного участка, будет с нуля создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура. Здесь же разместят четыре склада, оборудованных двумя стакерами (самоходных конвейера – прим.ред) и четырьмя реклаймерами (роторными перегружателями – прим. ред). Общая площадь единовременного хранения около 800 тыс. тонн грузов. Как на действующем комплексе, предусмотрены вагоноразмораживающие устройства для единовременного разогрева 80 полувагонов, система конвейерного оборудования и два тандемных вагоноопрокидывателя роторного типа.
Часть объектов будет размещена на искусственном земельном участке. Его площадь - 17,2 га. Стоит сказать, «Восточный Порт» - одна из первых российских компаний, получивших разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте по федеральному законодательству. На данный момент полностью завершено берегоукрепление и дноуглубительные работы. На самой территории будущего углепогрузочного комплекса проведены инженерные коммуникации. Согласно проекту, на стройплощадке рабочие проложили трубопроводы дренажных линий и будущие водоводы орошения складов, минимизирующие пыление груза. Построены подпорные стенки, которые окружают будущую складскую территорию. Здесь появились каркасы сооружений для очистки сточных вод. «Восточный Порт» и «Управляющая портовая компания» уделяют особое внимание защите окружающей среды. Именно поэтому внедрение экологических установок на территории третьей очереди ведется уже сегодня, задолго до ввода портового объекта в эксплуатацию.
Параллельно возводятся будущие производственные объекты. В 2014 году достроен причал, который предназначен для приема технологического оборудования. А в 2015-м началось строительство грузового причала. Нынешним летом в адрес АО «Восточный Порт» пошли поставки деталей специализированного оборудования в рамках контракта на $100 млн с Marubeni Corporation, которая выиграла соответствующий тендер.

- Когда планируется завершить проект?

- Уже в 2017 году третья очередь будет сдана в эксплуатацию и выйдет на проектную мощность в 10 млн тонн ежегодно. А к 2020-му с завершением полномасштабного проекта предприятие сможет обрабатывать до 39 млн тонн угля ежегодно. Отмечу, что в рамках первого Восточного экономического форума, который состоялся в начале сентября во Владивостоке, мы подписали два меморандума с крупнейшими угледобывающими компаниями России - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и ОАО «СУЭК». Этими соглашениями мы уже частично загрузили мощности строящейся третьей очереди на период до 2030 года.

- Ваша компания не единственный стивидор в порту Восточный. Как оптимально согласовать общую работу всех перегрузочных комплексов?
- Все мы понимаем, что действующей железнодорожной инфраструктуры нам совсем скоро будет недостаточно. Мы знаем о планах государства профинансировать модернизацию БАМа и Транссиба и со своей стороны готовы принять участие в расшивке «узких мест» и увеличении мощностей российских железных дорог. ОАО «РЖД» уже выдало нам технические условия на развитие инфраструктуры общего пользования станции Находка-Восточная и железнодорожного пути необщего пользования для третьей очереди угольного комплекса, а именно на строительство двух новых парков: общего и необщего пользования.

- Кто будет финансировать работы?
- Согласно выданным техусловиям, мы самостоятельно профинансируем строительство новой железнодорожной инфраструктуры общего пользования станции Находка-Восточная, что обеспечит увеличение пропускной способности станции для выхода нового угольного терминала на заявленные мощности. Инициатива АО «Восточный Порт» позволит оптимизировать расходы госбюджета на сумму более 25 млрд руб. без потери достигаемых целевых показателей ФЦП «Модернизация транспортной системы России 2010-2020 годы» и обеспечить заявленный прирост грузооборота Восточного порта на 20 млн тонн в год за счет финансирования нашей компанией объектов федеральной собственности и последующей их передачи на баланс РЖД.

Cегодня в СМИ

Первые лица