Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

РЖД выбрали фиксированную ставку для инфраструктурных облигаций

Грузовые перевозки | Пятница | 11.09.2015 | 13:50
Привязка ставки к ОФЗ удешевит обслуживание бумаг в условиях высокой инфляции
Привязка ставки к ОФЗ удешевит обслуживание бумаг в условиях высокой инфляции | Грузовые перевозки
Максим Каширин/Gudok.ru
В этом месяце Внешэкономбанк (ВЭБ) должен завершить выкуп инфраструктурных облигаций ОАО "Российские железные дороги" на 37 млрд руб., которые необходимы компании для финансирования инвестиционной программы. Из двух вариантов ставки выплат по займу ОАО "РЖД" намерено предпочесть фиксированную ставку, рассчитанную в привязке к облигациям федерального займа (ОФЗ). 

Ранее ОАО "РЖД" должно было получить эту сумму из Фонда национального благосостояния по ставке "инфляция плюс 1%", однако правительство решило заменить этот источник на инфраструктурные облигации, которые ВЭБ должен выкупить за счет пенсионных накоплений граждан. 

Как сообщили Gudok.ru в пресс-службе ВЭБа, в мае этого года наблюдательный совет банка утвердил основные параметры покупки корпоративных облигаций, отвечающих параметрам надежности. Было принято решение выкупить все 100% бумаг, "принимая во внимание полное соответствие параметрам надежности облигации эмитентов, а также недостаточность ресурсов для удовлетворения их потребностей в привлечении долгосрочных инвестиций". 

"РЖД были предложены два варианта: при плавающей ставке будет устанавливаться минимальная доходность данных бумаг на уровне "инфляция плюс 1%", а при фиксированной — "средняя доходность ОФЗ плюс 1%", — сообщили в пресс-службе ВЭБа. — Срок погашения облигаций — 20 лет. Параметры должна выбрать сама компания". 

Как сообщила директор департамента корпоративных финансов ОАО "РЖД" Ольга Гнедкова, компания решила остановиться на втором варианте. "Это будет существенно дешевле в обслуживании облигаций, чем бумаги, привязанные к инфляции, — говорит Ольга Гнедкова. — Сейчас доходность ОФЗ оценивается в 11,5%". 

По мнению экспертов, в этом году уровень инфляции будет существенно выше — порядка 13%, и таким образом выбор варианта "по инфляции" привел бы к удорожанию обслуживания инфраструктурных бумаг для ОАО "РЖД" как минимум на 1,5%. 

Специалисты на фондовом рынке сходятся во мнении, что в краткосрочном периоде привязка инфраструктурных облигаций к ОФЗ, конечно, выгоднее, но в долгосрочном — все будет зависеть от уровня инфляции. 

Как полагает руководитель дирекции анализа долговых инструментов компании "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин, медвежью услугу РЖД оказал Минфин, который в июле уже выпустил государственные бумаги, привязанные к инфляции. Ставка по этим ОФЗ составила "инфляция плюс 2,5%", а фактически, с учетом размещения бумаг ниже номинала, она оказалась даже "инфляция плюс 3,5%". "Предложение Минфина было очень щедрым, и оно было сделано для того, чтобы открыть рынок и заманить инвесторов, — замечает Дмитрий Дудкин. — Но в этом случае и бумаги РЖД не могли быть размещены по более низкой ставке, потому что риски Минфина всегда ниже, чем у корпорации. В случае привязки корпоративных облигаций к инфляции ВЭБ должен был требовать от РЖД как минимум такой же доходности, что и бумаги РФ. Но для инфраструктурной компании, конечно, ставка "инфляция плюс 3,5%" неприемлема". Именно поэтому ОАО "РЖД" было вынуждено выбрать фиксированную, а не привязанную к инфляции ставку доходности. 

Однако эксперт считает, что при нынешних исторически высоких рублевых ставках едва ли РЖД будут фиксировать их на все 20 лет займа, поэтому наверняка будет предусмотрен "колл-опцион", который позволит компании через определенное время выкупить свои бумаги по номиналу и выпустить их на других условиях, соответствующих экономическим реалиям. 

Портфельный управляющий УК "Капиталъ" Дмитрий Постоленко также замечает, что в нынешних условиях привязка к доходности ОФЗ выгоднее, однако по тому же июльскому выпуску Минфина в долгосрочной перспективе рынок оценивает среднюю инфляцию за восемь лет в 8%. В этом случае выгоднее было бы размещаться по "инфляции плюс 1%". "Но если среднегодовая инфляция будет на уровне 10% и выше, то тогда расчет РЖД на экономию средств оправдается", — подсчитал Дмитрий Постоленко.

Сергей Плетнев, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица