Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

"Мечел" выведет якутский уголь на японский рынок

Грузовые перевозки | Вторник | 08.09.2015 | 19:54
Угольщикам предстоит определить схему перевозок в порты по месяцам, чтобы избежать скопления поездов
Угольщикам предстоит определить схему перевозок в порты по месяцам, чтобы избежать скопления поездов | Грузовые перевозки
Сергей Гусев/Gudok.ru
ОАО "Мечел" и одна из крупнейших азиатских сталелитейных компаний Japan Future Enterprise Steel (JFE Steel, Япония) подписали контракт на поставку угля. Соглашение будет действовать до августа 2018 года. Эксперты называют Японию самым перспективным потребителем угля в мире 

В соответствии с подписанным документом "Мечел" ежегодно будет поставлять JFE Steel до 1 млн тонн продукции. Цена угля будет определяться, исходя из рыночной конъюнктуры. Основной объем концентрата коксующегося угля будет поставляться с Нерюнгринского угольного месторождения, а также в малозначительных количествах с Эльгинского месторождения. Преимущество нерюнгринского угля, пояснили в "Мечеле", связано с технологическими потребностями японской компании. Согласно плану на 2015 год, мощность Нерюнгринского и Эльгинского месторождений составит 9 млн тонн и 4 млн тонн угля соответственно. 

Поставка продукции с Эльгинского месторождения осуществляется по железнодорожной ветке необщего пользования Улак—Эльга (протяженность — 321 км), принадлежащей группе "Мечел". В 2014 году ОАО "РЖД" предпринимало попытки выкупа ветки, однако сделка не состоялась. В настоящее время ветку обслуживает ООО "Мечел Транс Восток", которое обеспечивает грузоперевозку, поддерживает в технически исправном состоянии уже построенный участок и ведет строительные работы на пути. 

Как сообщили в "Мечеле", помимо JFE Steel компания поставляет уголь ряду других ведущих японских сталелитейных корпораций. Однако это первый контракт, подписанный российской угольной компанией с японской стороной на столь длительный срок. В 2013 году именно корпорация JFE Steel первая закупила пробную экспортную партию концентрата коксующегося угля Эльгинского месторождения. 

По словам генерального директора ООО "УК Мечел-Майнинг" Павла Штарка, в результате производственного тестирования японские партнеры дали высокую оценку качеству эльгинской продукции. 

"Мы рассматриваем трехлетнее соглашение с JFE Steel как важный шаг в реализации стратегии по диверсификации направлений сбыта и укреплению связей с ключевыми производителями стали в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В условиях волатильности на мировых товарных рынках для нас самым важным остается сохранение сложившейся клиентской базы и обеспечение предприятий группы "Мечел" стабильными заказами", — отметил Павел Штарк. 

В "Мечеле" подтвердили, что 100% угля в рамках контракта будет экспедировать дочерняя транспортная компания, ООО "Мечел-Транс", с привлечением сторонних операторов. Отгрузка продукции будет производиться через два дальневосточных порта: торговый порт Посьет, входящий в группу "Мечел", и порт Ванино. 

По оценке аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, уголь в Юго-Восточной Азии сейчас стоит порядка $100 за тонну.

"Соответственно, продав за год 1 млн тонн, "Мечел" может заработать около $100 млн — это примерно 1,5% от его совокупной годовой выручки", — полагает эксперт. 

По его словам, Япония является самым перспективным потребителем угля в мире, учитывая программу замещения атомных электростанций угольными. Доля угольной электрогенерации в Японии сейчас составляет примерно четвертую часть. Между тем в мире есть много стран, в которых она превышает 70%, — Китай, Индия, Австралия, Польша, Южная Африка, Монголия.

"Я полагаю, что после аварии на АЭС в Фукусиме, Япония вполне может пойти по их пути. Обычно Япония импортирует порядка 10—11 млн тонн угля в месяц. Однако в июне текущего года она закупила на мировом рынке 54 млн тонн. После этого в июле импорт вернулся на обычный уровень составил 10,9 млн тонн, но я не исключаю его дальнейшего увеличения в будущем", — считает Дмитрий Лукашов.

"В современных условиях расширение поставок в страны АТР смотрится вполне логично, — подчеркнул президент НП "Гильдия экспедиторов" Семен Резер. — Расширение деятельности с восточными странами, пусть и с Японией, присоединившейся к санкциям, имеет широкие перспективы. Но главным образом, конечно, в этом регионе нас интересует китайский рынок".
По его мнению, уже сейчас необходимо продумать схему поставок угля в порты по месяцам, чтобы избежать скопления поездов и никому ненужных задержек.

Россия находится на втором месте по запасам угля в мире после США, а по добыче — лишь шестая. Внутренний спрос на уголь не столь высок из-за наличия более удобного и экологичного природного газа.
 
Примерно половина добываемого в России угля направляется за границу. В мировом экспорте наша страна занимает почетное третье место после Индонезии и Австралии. 

По оценке Дмитрия Лукашова, в будущем российский экспорт будет увеличиваться по мере исчерпания ресурсов других стран. Однако сейчас мировой рынок уже поделен, в том числе благодаря отлаженным транспортным коридорам. Соответственно, его увеличение пока возможно только за счет растущего спроса Японии. За последние шесть лет экспорт российского угля и так вырос примерно на 30%. Поэтому в прошлом году он увеличился лишь на 7,6% и составил 151,7 млн тонн. Ну а за восемь месяцев текущего года экспорт угля уже снизился на 3,3%. 

"Это вполне ожидаемо, — говорит Дмитрий Лукашов. — Мировой спрос сократился на фоне резкого обвала цен на более удобные в использовании газ и жидкие углеводороды. Я полагаю, что если по итогам 2015 года удастся повторить прошлогодний результат, то это будет хорошо".

Константин Мозговой, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица