Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Грузооборот мировой авиации в июле снизился на 0,6% впервые с начала года

Грузовые перевозки | Понедельник | 07.09.2015 | 10:45
Российский сегмент воздушных грузоперевозок растет на 12% за счет успехов одной авиакомпании
Российский сегмент воздушных грузоперевозок растет на 12% за счет успехов одной авиакомпании | Грузовые перевозки
fastraxcargo.com
Грузы улетели в минус

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) по итогам июля впервые в 2015 году зафиксировала падение грузооборота в мире на 0,6% в сравнении с показателями июля прошлого года, предполагая дальнейшее ухудшение ситуации на рынке. «Снижение объемов грузовых воздушных перевозок идет вслед за угасанием глобальной торговой активности, прежде всего, на развивающихся рынках, - говорится в сообщении IATA. – Снижение уровня мировой торговли отражает, с одной стороны, показатели мирового экономического роста, которые оказались ниже ожидаемых, особенно на развивающихся рынках, а с другой – переориентацию экономики Китая в направлении внутреннего рынка». Аналитики IATA также отмечают, что рынок фактически не растет с конца 2014 года, а с учетом июльских показателей можно говорить о его физическом сжатии примерно на 2% за прошедшие 7 месяцев.

Грузооборот воздушного транспорта в июле вырос лишь в двух ключевых макрорегионах – в Африке и на Ближнем Востоке (рост к показателям июля прошлого года составил 3,6% и 10,8% соответственно). Однако, согласно статистике IATA, и в этих частях планеты заметен явный нисходящий тренд: рост воздушных грузоперевозок в Африке в июне составлял 7,8%, на Ближнем Востоке – 16,9%, что свидетельствует о снижении темпов роста на 4,2 и 6,1 процентных пунктов соответственно.

Наибольшее снижение воздушных грузоперевозок в июле наблюдалось в Латинской Америке (спад грузооборота на 5,1%) и Северной Америке (-3,7%), грузооборот азиатско-тихоокеанского региона упал на 1,9%, снижение по Европе достигло 1,5%. Месяцем ранее все эти макрорегионы уже показывали незначительное снижение грузооборота, однако, в июле тенденция усилилась, что и привело к минусовым показателям по всей отрасли.

Россия против тренда

Российская гражданская авиация на этом фоне демонстрирует противоположную тенденцию. Согласно статистике Росавиации, грузооборот воздушного транспорта в июле 2015 года составил 489 млн тонно-километров, что на 12,3% больше, чем в июле прошлого года. При этом тенденция роста грузооборота наблюдается весь 2015 год. Например, в июне рынок увеличился на 7,5% в сравнении с прошлогодним показателем, а в целом за первые семь месяцев грузооборот вырос на 12,2% до 3,13 млрд тонно-километров.

Статистика по отдельным авиакомпаниям свидетельствует, что производственные показатели выросли значительно лишь у двух крупных российских перевозчиков, входящих в один холдинг – группу компаний «Волга-Днепр». Грузооборот регулярной грузовой авиакомпании AirBridgeCargo (ABC, оперирует флотом из 14 самолетов Boeing-747) за первые семь месяцев 2015 года вырос на 21,1% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом до 2,19 млрд тонно-километров. Грузооборот чартерной авиакомпании «Волга-Днепр» (оперирует флотом из 10 самолетов Ан-124, и 5 самолетов Ил-76) увеличился на 27,4% до 129 млн тонно-километров. Учитывая, что в сегменте грузовых авиаперевозок эти два игрока занимают долю почти 74% рынка (по грузообороту за январь-июль 2015 года), показатели группы «Волга-Днепр» продолжают быть определяющими для всей отрасли грузовой авиации в России.

Америка поделилась грузами

В пресс-службе ABC пояснили Gudok.ru, что показатели 2015 года обусловлены ростом бизнеса авиакомпании на главных международных рынках – в Северной Америке, Европе и Китае, а также увеличением количества частот и вариантов доставки груза для заказчиков через московский хаб авиакомпании в Шереметьево. «На ключевых маршрутах между Европой и Китаем авиакомпания достигла 26%-ного роста объемов грузоперевозок в восточном направлении и 6%-ного роста в западном, сохранив сильные позиции на обоих рынках, несмотря на снижающийся европейский импорт», - сообщили в пресс-службе авиакомпании. Двукратного роста объемов перевозок ABC добилась в Северной Америке благодаря открытию рейсов в Лос-Анжелес и дополнительных рейсов из Чикаго и Далласа. «С начала года ABC перевезла более 20,3 тыс. тонн грузов из США», – уточнили в пресс-службе перевозчика.

Рынок чартерных грузовых перевозок на рамповых самолетах, по оценкам специалистов «Волга-Днепр», сократился в период с января по июль на 15%. «Доля рынка, занимаемая «Волга-Днепр», увеличилась за счет ухода авиакомпании «Полет» и снижения активности «224 Летного отряда», – отметили в пресс-службе авиакомпании. – Снизились продажи для военных заказчиков на 51%, но при этом были увеличены продажи для коммерческих клиентов на 47%, что компенсировало падение военного сегмента». В авиакомпании добавляют, что уменьшение выручки от продаж связано, в первую очередь, не с падением спроса на услуги, а со снижением цен на топливо, что привело к общему снижению стоимости перевозки и не сказалось на доходности бизнеса группы.

По мнению экспертов, российский рынок пока идет против мировых тенденций в силу доминирования на нем одного грузового перевозчика, тогда как у подавляющего числа остальных авиакомпаний наблюдается «общемировая» тенденция к снижению грузооборота. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий отмечает, что оставшийся после «Волга-Днепр» российский грузооборот обеспечивается главным образом пассажирскими авиакомпаниями, которые перевозят грузы и почту в багажниках пассажирских самолетов, а это – «другой сегмент авиабизнеса».

«Есть большое количество грузов, которые запрещено возить на пассажирских самолетах – ядовитые, пожароопасные и некоторые другие. Но перераспределение происходит не из-за этого, – отмечает эксперт. – Грузоперевозки для пассажирской авиакомпании, конечно, выгодное занятие, но пассажиропоток для них первичен».
Кроме того, российский рынок пока еще слишком мал для того, чтобы оперативно коррелировать с мировыми тенденциями, добавляет Синицкий. Сопоставляя статистику IATA и Росавиации можно увидеть, что грузооборот российских авиакомпаний едва дотягивает до 2,5% от общемирового уровня.

Риски сохраняются 

Впрочем, успехи российской AirBridgeCargo определяются не российской спецификой, а наоборот, грамотным учетом общемировых рыночных тенденций менеджментом «молодого, агрессивного игрока на рынке», полагает гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. «У компании самый лучший по эффективности воздушный флот – новейшие самолеты Boeing 747-8F, – отмечает эксперт. – При максимальной загрузке с дальностью полета 9 тыс. км такой флот способен «прикончить» любого конкурента. Учитывая агрессивную политику вхождения ABC на мировой рынок, компания может придержать цены, но при этом существенно улучшить качество услуги. А клиенты смотрят, прежде всего, на соотношение цена-качество».

Тем не менее, свободные мощности в багажниках пассажирских самолетов продолжают оставаться главной угрозой бизнесу специализированных грузовых компаний. Борис Рыбак напоминает, что в разгар кризиса 2008 года авиационные грузы ушли с грузовых самолетов на пассажирские лайнеры, что стало глобальным трендом на несколько лет. Но сегодня, в период «дешевых денег» в глобальной экономике мировая торговля не столь требовательна к скорости доставки, и грузы уходят с авиации, скорее на морской транспорт, чем на пассажирские самолеты, считает эксперт.

Риски для бизнеса «Волга-Днепр» и ABC, владеющего конкурентоспособным флотом, могут вырасти при совпадении двух факторов, считает Борис Рыбак: «если спад в мировой торговле затянется на 5–7 лет и при этом одновременно вырастут продажи широкофюзеляжных пассажирских лайнеров». Сегодня, по словам эксперта, мировые авиапроизводители фиксируют снижение спроса на широкофюзеляжные пассажирские самолеты, такие как А380 или Boeing 747. Поэтому, чтобы не допустить закрытия производственных линий, Boeing и Airbus сейчас активно продвигают их на рынок.

«Если эти усилия авиапромышленников увенчаются успехом и парк больших самолетов вырастет, то грузы могут снова уйти к пассажирским перевозчикам», – предостерегает Борис Рыбак. Но это только в том случае, если спад в экономике продлится более трех лет. Если же через три года экономика вновь начнет расти, то значительного сокращения бизнеса грузовым авиакомпаниям ждать не следует, считает эксперт.

Александр Фролов, Владимир Шапиев Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица