Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

На сокращение прибыли "Трансконтейнера" повлиял общий спад на рынке перевозок

Грузовые перевозки | Пятница | 28.08.2015 | 18:20
Но у компании есть шансы выровнять показатели к концу года
Но у компании есть шансы выровнять показатели к концу года | Грузовые перевозки
Сергей Гусев/Gudok.ru
Согласно опубликованным ПАО "Трансконтейнер" промежуточным финансовым результатам по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за I полугодие 2015 года, его чистая прибыль за шесть месяцев текущего года составила 1,039 млрд руб. (в январе—июне 2014 года этот показатель составлял 2,079 млрд руб.). 

Показатель EBITDA снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) на 31,7% — с 4,1 млрд руб. до 2,8 млрд руб. Выручка, скорректированная на стоимость услуг соисполнителей, по итогам полугодия снизилась на 1,8% и составила 9,88 млрд руб. 

Впрочем, по ряду показателей наблюдается положительная динамика — выручка "Трансконтейнера" по МСФО за I полугодие 2015 года составила 20 млрд руб., что на 14,1% выше данного показателя АППГ. В то же время чистый долг (за вычетом денежных средств и их эквивалентов и краткосрочных финансовых вложений) снизился на 41,4% по сравнению с уровнем прошлого года и составил 2,9 млрд руб. Суммарная стоимость активов компании по состоянию на 30 июня 2015 года составила 48,612 млрд руб., собственный капитал — 35,15 млрд руб. 

При этом, согласно предварительным операционным результатам "Трансконтейнера", объемы контейнерных перевозок подвижным составом компании по сети РЖД несколько снизились. За I и II кварталы текущего года этот показатель находится на уровне 352 тыс. TEU и 340,6 тыс. TEU (в аналогичных кварталах прошлого года — 349 тыс. TEU и 367,9 тыс. TEU соответственно). 

Согласно статистике перевозки крупнотоннажных контейнеров по сети, в I полугодии 2015 года этот показатель составили 1,46 млн TEU — на 7,7% ниже по сравнению с АППГ. Объемы перевозок груженых и порожних контейнеров составили 929,8 тыс. TEU (–11,7%) и 527,1 тыс. TEU (+0,2%) соответственно. 

Как отмечается в пресс-релизе, негативное влияние на динамику финансовых показателей компании оказало углубление спада на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок: во II квартале 2015 года рынок снизился на 11% к АППГ, в то время как темпы снижения в I квартале составили 4,7%. 

"Несмотря на неблагоприятные рыночные условия, компания обеспечила рентабельность бизнеса на фоне роста рыночной доли, при этом существенно сократила долговую нагрузку и продолжала генерировать стабильно положительный и растущий свободный денежный поток, который вырос на 57,3% и составил в I полугодии 2015 года 1,23 млрд руб.", — сообщается в пресс-релизе "Трансконтейнера". 

Представители компаний, участвующих в капитале "Трансконтейнера" (АО "Объединенная транспортно-логистическая компания", группа "Сумма", Европейский банк реконструкции и развития, НПФ "Благосостояние"), воздержались от комментариев. 

Эксперты считают, что проблемы перевозок контейнеров ограничиваются внутренним рынком. 

"Если на одних направлениях происходит падение, то на других наблюдается рост. С нашей точки зрения, негативные тренды на рынке контейнерных перевозок прослеживаются в первую очередь на внутренних направлениях. Наша компания больше работает с экспортно-импортными перевозками, и в этой области мы не ощущаем каких-то проблем, рост продолжается, пусть и небольшой. А вот компании с большим объемом внутрироссийских перевозок могут столкнуться с определенными трудностями", — полагает заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО "Модуль" Лев Марков. 

Впрочем, статистика Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) указывает на проблемы и в международном сообщении. 

"В I полугодии 2015 года наметилась тенденция по снижению объемов перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах. Прежде всего это связано с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой в стране и мире. При этом в период с января по июнь текущего года по сети железных дорог было перевезено около 1449,5 тыс. TEU, что на 7,7% меньше показателей АППГ. Наибольшее снижение перевозок произошло в импортном и экспортном сообщениях на 19,8% и 11,1% соответственно, что свидетельствует о сокращении перевозок в международном сообщении", — отметил ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник. 

По мнению ведущего эксперта УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрия Баранова, "Трансконтейнер" не менял свою стратегию, не ухудшал качество обслуживания, не уступал никому своего лидирующего положения, так что негативная динамика объясняется продолжающимся в экономике страны кризисом, уменьшением объемов перевозки товаров, традиционно перевозимых в контейнерах. 

"Может такая динамика объясняться и ухудшением ситуации в Китае, который традиционно является лидером контейнерных перевозок. Часть этих перевозок идет транзитом через нашу страну и, возможно, объемы транзита на маршруте Азия—Европа сократились, так как в последние месяцы снижались темпы роста китайской экономики. Наконец, такая динамика в контейнерных перевозках может объясняться введенными санкциями и контрсанкциями, из-за чего произошло изменение товарных потоков, следующих в Россию и из России. В данном случае вряд ли компания в состоянии что-либо изменить. Не может она в одиночку поднять всю мировую или российскую экономику. Все, что в таких условиях ей остается, — ждать исправления ситуации, надеяться на оживление деловой активности и рост спроса на контейнерные перевозки как внутри страны, так и в транзитном сообщении. Ее действия могут заключаться в снижении издержек, активном поиске новых клиентов, повышении эффективности деятельности. В целом у компании есть возможность увеличить свои показатели в ближайшие месяцы и завершить год с показателями не хуже показателей 2014 года как минимум, а возможно, что и лучше", — отмечает аналитик.

Константин Мозговой

Cегодня в СМИ

Первые лица