Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Владимир Якунин: работа РЖД – барометр российской экономики

Грузовые перевозки | Четверг | 18.06.2015 | 15:36
Перед открытием Петербургского международного экономического форума президент РЖД Владимир Якунин ответил на несколько вопросов журналистов телеканала "Россия 24"
Перед открытием Петербургского международного экономического форума президент РЖД Владимир Якунин ответил на несколько вопросов журналистов телеканала "Россия 24" | Грузовые перевозки
Константин Чалабов/РИА Новости
— Как привлекать инвесторов в непростых экономических условиях и сложной атмосфере взаимодействия с Западом?

— Нам грех жаловаться на отсутствие интереса со стороны потенциальных иностранных партнеров в их желании инвестировать в инфраструктуру. Прошли многочисленные переговоры и с итальянцами, и с французами, и с немцами, подписано уже определенное соглашение о намерениях с китайским консорциумом о проектировании высокоскоростных магистралей. В целом же политическая голова Европы живет отдельно от экономического тела. Все бизнесмены, все экономисты хотят сотрудничать с Россией и приехали сюда, но политическая голова со своей головной болью не очень этому способствует. Если же говорить о привлечении инвесторов, то здесь должно быть в базе два обстоятельства: как я уже сказал, интерес иностранных инвесторов, и он присутствует, и очень тонкая, разумная работа наших финансово-экономических органов. Вот сейчас ключевая ставка Центробанка снизилась, а экономика сразу же начинает дышать более свободно.

— Какое решение по изменению грузового тарифа в следующем году было бы наиболее приемлемым? 

— Есть несколько вариантов решения. Два крайних: установить опять пониженный тариф, исходя их предположения, что это будет стимулировать экономику. Тогда возникает вопрос, за счет каких ресурсов компания сможет обеспечить модернизацию инфраструктуры, ее капитальный ремонт и содержание. Все равно потребуются государственные субсидии, поскольку такая модель сегодня принята государством. Другим крайним вариантом станет установление тарифа с учетом роста инфляции в стране. Но это достаточно большая двузначная цифра и я с трудом представляю, что правительство на это условие пойдет. Поэтому, я думаю, что будет некий промежуточный вариант, когда будет установлен определенный рост тарифа и будет компенсироваться недостаточность средств для поддержания инфраструктуры за счет вноса в уставный капитал, как это было в предыдущие годы.

— Как вы оцениваете работу РЖД за первые пять месяцев? 

— Работа РЖД является своеобразным барометром по определению состояния нашей экономики. Вот было заявлено, что в текущий момент падение промышленного производства может составить 1,5% помесячно, — все то же самое мгновенно отражается на объеме перевозок. Нам с большим трудом удается удерживать финансовые показатели плана, который утвержден правительством и советом директоров. Но дается это очень серьезной системной работой, направленной и на сокращение издержек, и на повышение своей собственной эффективности. У нас, например, рост производительности труда на пятимесячный период составил 6,1%. Мы ниже плана с точки зрения расходов, но чуть-чуть выше плана с точки зрения доходов. 

— А что происходит с пассажиропотоком? 

— В целом у нас за пять месяцев число пассажиров сократилось больше чем на 5%. Но такие эффективные направления с использованием скоростного движения, как Москва—Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород показывают устойчивую динамику роста. Я не думаю, что пассажиропоток еще больше упадет, потому что здесь надо учитывать фактор экономической ситуации в стране. Как только экономика начнет подниматься, я уверен, что сразу же стабилизируется пассажиропоток. Это же, кстати, касается и грузоперевозок. 

— У РЖД на повестке дня стоит амбициозная задача — реализация инвестиционной программы. Правительство ее утвердило в объеме 424 млрд руб. Куда будут направлены эти деньги?

— Ключевые моменты известны — это модернизация БАМа и Транссиба, это Московский транспортный узел и Азово-Черноморский транспортный узел. Именно эти проекты будут потребителями инвестиционных ресурсов. Именно эти проекты будут потребителями инвестиционных ресурсов. Мы пытаемся сохранить на достаточно высоком уровне закупку тяглового подвижного состава в целях его обновления. Мы все-таки рассчитываем, что те решения правительства, которые были приняты и по выделению средств Фонда национального благосостояния в полном объеме, и средств пенсионных резервов где-то в размере 40 млрд руб. — это все, естественно, реализуется. 

Александр Фролов

Cегодня в СМИ

Первые лица