Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Правительство одобрило упрощение автотранзита в рамках ШОС

Грузовые перевозки | Вторник | 16.06.2015 | 19:34
Правительство одобрило соглашение ШОС в области упрощения правил автоперевозок. Оно направлено на развитие автотранзита, но отдельные его условия не отвечают нашим интересам
Правительство одобрило соглашение ШОС в области упрощения правил автоперевозок. Оно направлено на развитие автотранзита, но отдельные его условия не отвечают нашим интересам | Грузовые перевозки
Максим Шеметов/ТАСС

 

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный МИДом и Минтрансом России законопроект о ратификации соглашения между государствами—членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, говорится в сообщении на сайте кабмина. Россия наравне с Казахстаном и Узбекистаном — главный интересант увеличения автотранзита через свою территорию. Но, как считают эксперты Gudok.ru, отдельные статьи соглашения противоречат не только интересам российских перевозчиков, но и элементарной экономической логике.

 

Само соглашение было подписано еще в ноябре прошлого года. Оно призвано упростить процедуры и требования стран—членов ШОС, касающиеся международных автомобильных перевозок, в частности, снять существующий запрет на въезд российских автомобилей в Китай через казахстанско-китайскую границу и увеличить товарооборот между Россией и Китаем. Кроме того, согласно договоренности, страны не имеют права взимать с иностранных перевозчиков никакую плату за пользование или владение транспортом. И в этом месте соглашение вступает в противоречие с практикой взимания платы с большегрузов, которая начнет действовать в России в конце этого года.

 

Ставка на транзит

 

Соглашение стало итогом долгих дискуссий о создании и упрощении единых правил в области автомобильных перевозок, которые длились как минимум с 2007 года. И все это время такие крупные государства, как Россия и Казахстан, не в полной мере используют свои территориальные преимущества для транзита грузов из Китая в европейские страны. Особенно настаивает на развитии транзитного потока Казахстан, где рассчитывают как минимум на удвоение транзитных потоков из Китая в Европу по своей территории после реализации всех запланированных Астаной транспортных проектов. В области автоперевозок — это строительство автомагистрали Западный Китай — Западная Европа с выходом на Казань и Санкт-Петербург.


"В казахстанской части — это уже практически сформированный маршрут: построена современная дорога, реконструированы таможенные терминалы, — говорит Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем. — В принципе в развитии этого маршрута — в том чтобы подвозить китайские товары в Европу через нашу территорию — заинтересована и Россия. Хотя, если бы пропускная способность Транссиба была раза в два выше, этой заинтересованности могло бы и не быть". Здесь надо сказать, что Казахстан является и прямым нашим конкурентом в области ж/д-транзита. Астана сейчас работает над расширением транзитного контейнерного потока через действующий погранпереход Достык и открытием нового перехода на границе с Китаем. Кроме того, в Астане надеются, что линия выскокоскоростной ж/д-магистрали Москва—Казань будет продлена до Пекина через территорию Казахстана.

 

Преференции для иностранцев

 

В то же время помимо естественных преимуществ соглашение несет в себе и обязательства. В частности, ст. 8 соглашения перевозчики стран ШОС освобождаются "на условиях взаимности в государстве другой стороны от уплаты сборов, связанных с владением или пользованием транспортными средствами, а также с использованием или содержанием автомобильных дорог государства другой стороны". Под эту норму подпадает и плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Эта плата с наших большегрузов в соответствии с поправками к закону "Об автомобильных дорогах" начнет взиматься в России с 15 ноября 2015 года.

 

Если соглашение будет ратифицировано Россией с этой нормой, иностранные автоперевозчики из стран ШОС получат преимущество перед российскими на нашей же территории. "К сожалению, мы часто, боясь отпугнуть иностранных участников, даем им такие преференции, что собственным производителям товаров и услуг мало что остается, — говорит Дмитрий Журавлев. — По-моему, это ошибочная норма. И я бы ее отменил на месте наших парламентариев. Если вы считаете, что плата с перевозчика отпугнет его, тогда надо вообще отказаться от этого сбора. Потому что взимание сбора только со своих по принципу "наш перевозчик никуда не денется" не только несправедлива, но и экономически бессмысленна. Перевозчик найдет способ, как уйти от этого сбора при наличии таких исключений. В результате мы останемся и без денег, и без легальных перевозчиков".

 


Михаил Хмелев

Cегодня в СМИ

Первые лица