Первые лица / 20.12.21 01:10

Всё дело в скорости. Пассажиры делают выбор в пользу железной дороги

Начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Петров рассказал о новых маршрутах «Ласточек», о новых сервисах для пассажиров и обновленных «Сапсанах»

Всё дело в скорости. Пассажиры делают выбор в пользу железной дороги | Первые лица | Начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Петров
фото:Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»

День высоких скоростей отмечается в России ежегодно 17 декабря в честь запуска первого поезда «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург с 2009 года. Тогда между двумя столицами курсировало три пары этих поездов, а сегодня – уже 15. Кроме того, на сети осуществляют перевозки более 150 «Ласточек» формирования Дирекции скоростного сообщения. О развитии дирекции рассказывает её начальник Антон Петров.

– Антон Юрьевич, скоростные поезда пользуются популярностью у пассажиров. С чем это связано и как развиваются скоростные перевозки?

– Двенадцать лет назад был запущен пассажирский поезд нового поколения – «Сапсан». Уже в первый год коммерческой эксплуатации им воспользовались более 1,8 млн пассажиров, а за 12 лет эксплуатации пассажиропоток в наших поездах вырос в 3,5 раза (с 1,6 млн до 5,7 млн пассажиров в год).

Конечно, сложившаяся неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в 2020–2021 годах отразилась на показателях пассажиропотока. Однако за счёт восстановления спроса на внутренние перевозки в летний период, снятия ряда ограничений и гибкой тарифной политики прогнозный показатель удалось улучшить. Могу с полной уверенностью заявить, что мы вышли на траекторию восстановления. За 11 месяцев этого года мы превышаем показатели 2020 года и идём к восстановлению рубежей 2019 года. Так, за 11 месяцев 2021 года «Сапсаны» перевезли более 4,9 млн пассажиров, что выше уровня прошлого года на 51,4% и ниже на 6,8% к уровню 2019 года. Всего с начала эксплуатации поездами воспользовались рекордные 47,5 млн пассажиров.

С момента запуска первого «Сапсана» количество пар поездов выросло с 3 до 15. В планах сделать 18 пар в сутки. Минимальное время в пути «Сапсана» сократилось до 3 часов 30 минут, ранее оно составляло 3 часа 45 минут.

Запуск скоростного поезда «Аллегро» в декабре 2010 года также является одним из этапов зарождения скоростного сообщения в России. Это позволило значительно увеличить туристический поток и укрепить деловые связи между Россией и Финляндией. За 11 лет эксплуатации поездами воспользовались более 3,9 млн пассажиров. Отрадно, что после длительного перерыва в расписание вернулись «Аллегро».

Говоря о поездах «Ласточка», можно сказать, что они открыли для россиян новую эру в истории пригородного и межрегионального сообщения: удобные, комфортные, современные поезда позволяют всем желающим добраться быстро и безопасно из пункта А в пункт Б. На сегодняшний день в Дирекции скоростного сообщения насчитывается уже более 150 поездов «Ласточка». Они курсируют на 28 маршрутах в дальнем и пригородном сообщении в более чем 20 регионах России, охватывая Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный и Приволжский федеральные округа.

В этом году 30 апреля «Ласточка» связала Москву и Минск. Кроме того, этим летом мы запустили поезда по нескольким новым направлениям. С 12 июня «Ласточки» начали курсировать между Самарой и Тольятти. С 12 декабря запустили ежедневные меж-
региональные электропоезда «Ласточка» Москва – Бологое для улучшения туристических возможностей регионов и повышения комфорта пассажиров.

Мы назначили вторую пару «Ласточек» на маршруте Москва – Кострома. Для удобства пассажиров поезда теперь будут рано утром отправляться из Москвы, а прибывать обратно поздно вечером. 17 июля 2021 года мы отпраздновали первую годовщину проекта и поздравили наших пассажиров сладкими подарками. За первый год на маршруте мы перевезли более 280 тыс. пассажиров.
Словом, «Ласточек» всё больше и больше. Мы предлагаем пассажирам комфортный, современный, скоростной продукт, улучшая транспортные связи между крупными региональными городами. Заполняемость «Ласточек» в среднем выше 80%. Это очень хороший показатель.

Говоря о поездах Дирекции скоростного сообщения, нельзя не сказать про визитную карточку железнодорожного туризма – ретропоезд «Рускеальский экспресс». Закрытие границ дало новый импульс развитию внутреннего туризма. «Рускеальский экспресс» – один из самых первых туристических маршрутов современности – за три летних месяца перевёз почти 100 тыс. пассажиров. Это на 52% больше показателя 2020-го, а с начала эксплуатации (с 1 июня 2019 года) – более 260 тыс. пассажиров.

– Антон Юрьевич, 5 декабря из Великого Устюга в большое путешествие по стране отправился «Поезд Деда Мороза». Расскажите чуть подробнее об этом проекте.

– «Поезд Деда Мороза» – это крупнейший социальный новогодний проект. Многие россияне, особенно это касается жителей Урала и южных регионов России, из-за больших расстояний не могут посетить родину Деда Мороза город Великий Устюг. Благодаря реализации этого проекта у тысячи детей и родителей по всей стране появилась возможность увидеть Деда Мороза и Снегурочку вживую, погрузиться в атмосферу зимней сказки.

Передвижная резиденция Деда Мороза – это особенный поезд, яркий и необычный, празднично оформленный. Он состоит из вагона для квестов, салона-приёмной, вагона-ресторана, вагона-лавки и других вагонов. В каждом городе, где поезд делает остановку, дети и их родители могут поучаствовать в праздничных мероприятиях, отправить поздравительную открытку и получить новогодний подарок из рук зимнего волшебника. В вагоне-лавке – приобрести сувениры и сладости Русского Севера, а в вагоне-ресторане попробовать северные блюда по рецептам Деда Мороза.

Поезд будет находиться в пути больше месяца. Он уже сделал остановки в 14 городах (по состоянию на вечер 19.12), впереди ещё больше 20. Регулярно мы получаем от жителей России слова благодарности за этот проект. Многие, кстати, уже высказали пожелание, чтобы в следующем году поезд Деда Мороза обязательно вновь приехал к ним в город.

– Какие новые услуги и сервисы появились на борту скоростных поездов в этом году?

– Мы убеждены, что сервис – это не только отзывчивость персонала, это ещё удобный, простой и комфортный для клиента способ получения товара или услуги. Мы постоянно совершенствуем предоставляемые на борту нашего поезда услуги и вводим новые исходя из потребностей наших клиентов. Теперь пассажиры «Сапсана» могут заказать услугу носильщика или индивидуального сопровождения в информационно-развлекательной системе поезда. Кроме того, с 17 декабря мы запустили сервис по оплате услуг вагона-бистро при помощи биометрических данных. При оплате картой Visa пассажирам будет предоставляться скидка на заказ в размере 20%. Новый цифровой сервис позволяет ускорить процесс оплаты, делая его проще и удобнее.

Большое внимание мы уделяем вопросам экологии и охраны окружающей среды. Сегодня «Сапсан» – современный комфортный и экологичный вид транспорта. В 2021 году, объявленном в компании «РЖД» Годом экологии, мы внедрили технологию по сбору использованных дорожных наборов с целью их дальнейшей переработки. Этот проект был удостоен диплома экологической премии ECOWORLD. Дирекция стала лауреатом I степени в номинации «Экологическая политика и окружающая среда» за активную просветительскую деятельность по экологической безопасности и программу «Рециклинг дорожных наборов».

Но это ещё не всё. Проведена работа по замене пледов для отдыха из полиэстера на пледы, изготовленные из вторичного сырья. Мы уверены, что бережное отношение к природным ресурсам и наследию – цель и задача каждого из нас. Мы придаём огромное значение повышению уровня сервиса на борту высокоскоростного поезда «Сапсан» и делаем для этого всё необходимое. Каждые два месяца меняем меню бортового питания для пассажиров, а перед каждым обновлением проводим дегустацию новой линейки. Мы стараемся учесть предпочтения и пожелания всех наших клиентов. Так, например, в канун Нового года нашим пассажирам будут предложены не только традиционные праздничные блюда, но и новинки от нашего шеф-повара.

Начиная с 17 декабря пассажирам первого класса, купе-переговорной и купе-сьют все блюда подаются в посуде нового дизайна. Кроме того, мы обновили дизайн меню в первом и бизнес-классе, а также блюд от шеф-повара в вагоне-бистро.
В качестве комплимента всем пассажирам «Сапсана» 17 декабря вручались сладкие подарки с символикой поезда, а пассажирам первого класса, купе-переговорной и купе-сьют был предложен дополнительный десерт, приготовленный по оригинальной рецептуре. Мы убеждены, что в сервисе не бывает мелочей.

– В этом году, пожалуй, самым долгожданным было прибытие в Россию «Сапсанов» третьей партии. Как обстоят дела с обновлением парка поездов?

– Продолжаем обновление парка поездов «Сапсан». Сейчас на линии курсируют уже четыре модернизированных поезда, совершая рейсы между Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Москвой.

У наших пассажиров свои интересы и ожидания относительно «Сапсана». И системное изучение потребностей клиента, поддержание обратной связи позволяют нам повышать уровень комфорта на борту поезда. Усовершенствованный интерьер «Сапсана» учитывает многочисленные пожелания пассажиров: заменены обивка и чехлы кресел, цветовое оформление салонов, произведена замена освещения с добавлением функции регулировки яркости в зависимости от времени суток, установлены кулеры с питьевой водой, заменены оконные затемняющие шторы, на каждом кресле каждого вагона предусмотрены розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъёмы.

В сентябре этого года в депо Металлострой в Санкт-Петербурге прибыл первый из 13 новых «Сапсанов» – третьей партии высокоскоростных поездов из Германии. Договор на её поставку был заключён в 2019 году. К середине 2023 года суммарно парк «Сапсанов» составит 29 поездов.

«Сапсан» третьей партии помимо изменений в интерьере получил купе принципиально нового формата. Мы старались создать такое пространство, которое будет удобно как для работы, так и для отдыха. Новое просторное купе изолировано от общего вагона, оборудовано всем необходимым для комфортного проезда двух пассажиров. Вместо обычных кресел, которые сейчас размещены во всех вагонах «Сапсана», купе будет оборудовано двумя диванами-трансформерами, которые позволят разместиться в удобном положении в зависимости от времени суток и пожеланий пассажира.

Прежде чем «Сапсан» выйдет в первый пассажирский рейс, ему необходимо пройти сертификационные испытания. Сейчас специалисты проверяют работу программного обеспечения и тормозной системы поезда в разных режимах, в том числе в нештатных ситуациях. Впереди ещё целый ряд тестов и поверка системы информирования пассажиров, климатической установки и сервисного оборудования.
На маршрут поезд выйдет уже летом следующего года.

– На какой стадии сейчас тестирование системы автоматического управления электропоездом «Ласточка»?

– Основным разработчиком и головной организацией по реализации проекта по внедрению технологии беспилотного вождения электропоездов «Ласточка» является АО «НИИАС». На текущий момент сформированы и разработаны основные блоки бортовой системы технического зрения, которую составляют видеокамеры, лидары и тепловизор, а центром является вычислительный комплекс, основанный на алгоритмах нейронных сетей и классических алгоритмах. Он способен распознавать и идентифицировать объекты вдоль пути и на пассажирских платформах.

Внедрение технологии автоматического управления – комплексный, многофункциональный и технически сложный проект. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – один из основных этапов при реализации проекта внедрения системы.

К настоящему моменту система обнаружения препятствий уже интегрирована с системой управления электропоездом «Ласточка». Это значит, что при обнаружении объекта-препятствия вблизи пути бортовая система электропоезда определяет вектор и скорость движения объекта и в случае необходимости автоматически замедляет движение или останавливает электропоезд, чтобы предотвратить наезд.

На проведённых в этом году испытаниях система показала дальность обнаружения людей и крупногабаритных препятствий: в дневное время – до 800 м, ночью – до 400 м. В декабре этого года получены декларации о соответствии на блоки и программное обеспечение, входящее в состав многоконтурной системы автоматического управления, соответствующей уровню автоматизации GoA3 (усовершенствованный). Как и всё вышеперечисленное – это один из этапов на пути к внедрению системы автоматического управления.

– Что потребуется сделать для внедрения этого проекта?

– Для внедрения беспилотного движения ещё предстоит большая работа по модернизации транспортной инфраструктуры. Она включает оснащение зон ограниченной видимости стационарными комплексами обнаружения препятствий; внедрение системы контроля посадки и высадки пассажиров на всех остановочных пунктах, обеспечивающей безопасное отправление беспилотного электропоезда; строительство широкополосной системы связи на базе технологий LTE; внедрение гибридной системы управления движением.
Централизованное управление беспилотным движением будет осуществляться из центра дистанционного контроля и управления. В нём будут располагаться рабочие места машинистов-операторов с возможностью дистанционного управления электропоездами и станет осуществляться обработка данных, получаемых от стационарных комплексов.

– В этом году Московское центральное кольцо (МЦК) отметило пятилетие. Какие изменения произошли с момента запуска и чего ожидать в ближайшем будущем от этого проекта?

– Московское центральное кольцо сегодня является одной из главных транспортных артерий столицы. Это значимый проект для дирекции. МЦК – незаменимый вид транспорта для жителей города и его гостей и в среднем в сутки в часы пик перевозит порядка 500 тыс. пассажиров. С начала эксплуатации МЦК по нему перевезены уже более 660 млн человек.

Перевозят пассажиров «Ласточки», доступные и удобные, в том числе для маломобильных пассажиров. В часы пик поезда курсируют каждые четыре минуты, это минимальный интервал в попутном следовании в пригородном сообщении в России. Для сокращения интервалов движения мы развивали инфраструктуру – строили новые парки отстоя, служебно-технические здания, цеха экипировки, мойки и оттайки подвижного состава, проводили работы по переоборудованию систем сигнализации и связи.

В этом году открыли новый моечный комплекс для электропоездов «Ласточка» на станции Андроновка и новый пункт оборота на станции Белокаменная, который способен принимать ежесуточно до девяти поездов при ныне существующей потребности до шести.

– В этом году вы приняли на работу женщин на должность помощников машиниста. Как прошёл их первый год?

– Дамы получили это право 1 января 2021 года. Сегодня в этой должности в структурных подразделениях дирекции работают уже семь женщин – помощников машиниста: четверо на МЦК и трое в Южной дирекции скоростного сообщения на «Ласточках».
Наши сотрудницы доказали своим примером, что женщинам любые производственные задачи по плечу. Все девушки отлично справляются со своими должностными обязанностями, прекрасно понимая, что любой труд на железнодорожном транспорте, тем более связанный с обеспечением безопасности движения и перевозками пассажиров, – большая ответственность.

Нам удалось создать для девушек все условия, чтобы они смогли комфортно работать в дирекции. Мы адаптировали дома отдыха локомотивных бригад, переработали для них форменную одежду. Отмечу, что девушки довольно быстро адаптировались в коллективе. Они уже принимают активное участие в жизни своих депо.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Беседовала Надежда Кожухова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →