Первые лица / 29.10.21 16:58

Сибирская закалка. Западно-Сибирская дорога предлагает новые услуги грузоотправителям

Начальник Западно-Сибирской магистрали Александр Грицай рассказал о перспективых контейнерного транзита, о зерновых экспрессах и внедрении новейших технологий на полигоне ЗСЖД

Сибирская закалка. Западно-Сибирская дорога предлагает новые услуги грузоотправителям | Первые лица | Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр  Грицай
фото:пресс-служба ЗСЖД

Сегодня Западно-Сибирская дорога отмечает своё 125-летие. С какими показателями магистраль пришла к этой дате и как её коллективу удалось справиться с вызовами, последовавшими за пандемией, в интервью «Гудку» рассказал начальник ЗСЖД Александр Грицай.

– Александр Валерьевич, о роли Транссибирской магистрали в освоении российского Зауралья сказано немало. Что, на ваш взгляд, дало стране открытие движения по первому её участку – Западно-Сибирской железной дороге?

– Участок Великого Сибирского пути от Челябинска до Кривощёкова, получивший наименование «Западно-Сибирская железная дорога», введён в эксплуатацию ровно 125 лет назад, 28 октября 1896 года. Работы, несмотря на сложнейшие климатические условия, велись рекордными для мирового железнодорожного строительства темпами. Полторы тысячи километров Западно-Сибирской дороги строители-первопроходцы проложили всего за три года.

Роль ЗСЖД для Сибири переоценить невозможно. Один лишь факт: магистраль дала жизнь более чем 60 новым населённым пунктам. Третий город страны по числу жителей Новосибирск в их числе. А Омск, Барнаул, Томск и другие старинные сибирские города с началом регулярного движения поездов получили мощный экономический импульс. С 1897 по 1917 год в Сибирь переселилось более 10 млн человек.

– Как магистраль отметит – и уже отмечает – свой праздник?

– Мы запланировали более полусотни различных мероприятий к юбилею: производственных, научно-познавательных, спортивных, культурно-образовательных и т.д. Хотим охватить праздником не только своих работников, но и других жителей Западной Сибири. Для этого, в частности, несколько пригородных электропоездов и один из вагонов Новосибирского метрополитена мы оформили в тематике 125-летия дороги.

С учётом эпидемиологической ситуации и с соблюдением всех необходимых мер нам удалось провести и ряд культурно-массовых мероприятий. Так, 8 октября в Новосибирске состоялся финал Всероссийского творческого фестиваля «Арт-Состав» с участием творческих коллективов и исполнителей со всей сети. В отборочных турах, стартовавших ещё летом, приняли участие 3000 человек.

Состоялись концерты и выставки на вокзалах, в музеях, открытые уроки для учащихся образовательных учреждений, где наши специалисты рассказывали об истории и сегодняшнем дне дороги.
В соревнованиях по разным видам спорта принимали активное участие не только железнодорожники и члены их семей, но и наши партнёры – грузоотправители, представители органов власти, банковского сектора.

Учреждена памятная медаль «125 лет Западно-Сибирской железной дороге». В числе первых ею награждались наши ветераны, ведь именно они заложили основы развития магистрали – об этом мы будем помнить всегда.
Сама виновница торжества тоже не осталась без внимания, многое сделано для обновления инфраструктуры и благоустройства Западно-Сибирской дороги.

– О каких конкретно проектах идёт речь?

– В этом году ОАО «РЖД» инвестирует в развитие инфраструктуры нашей магистрали более 32 млрд руб.
На полигон железной дороги поставлено 43 электровоза и тепловоза, значительные средства пойдут на закупку и модернизацию путевой техники. С начала года обновлено 448 км пути на важнейших станциях и перегонах, к концу ремонтной кампании эта цифра достигнет 473 км. На модернизацию оборудования и устройств электроснабжения будет направлено 4,5 млрд руб.

Досрочно открыто движение по временной схеме по мосту через реку Омь на 27-м км линии Омск – Комбинатская. Повышена надёжность несущих конструкций, установлены шумопоглощающие экраны. Этот объект очень важен и для нас, и для региона: он связывает Транссибирскую магистраль с нефтеперерабатывающим заводом.

На станции Ояш введена новая микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ, пришедшая на смену старому, полувековому оборудованию. Современная система автоматизирует контроль и управление движением поездов, отслеживает состояние всех устройств и передаёт эти данные дежурному по станции.

– Грузоотправители не остались в стороне?

– Безусловно. Приведу лишь несколько примеров наших совместных проектов. В этом году ПАО «ТрансКонтейнер» передал на баланс ОАО «РЖД» два пути необщего пользования на станции Клещиха. Это позволило нам обеспечить вагонооборот в точке присоединения до 70 вагонов в сутки. Угольная компания «Сибантрацит» вложилась в развитие станции Линёво, сейчас там ведутся строительно-монтажные работы. Это позволит увеличить объём погрузки на станции до 8,5 млн тонн в год.

Продолжается развитие инфраструктуры общего пользования и на станции Бирюлинская, предусматривающее примыкание пути необщего пользования ООО СП «Барзасское товарищество», строительство нового приёмо-отправочного пути и реконструкцию поста ЭЦ.

На стадии проектирования сейчас находится проект присоединения пути необщего пользования ООО «НТТ» к инфраструктуре ОАО «РЖД» на станции Чик. В наших совместных планах – строительство здесь приёмо-отправочного парка для нового транспортно-логистического центра. По расчётам, годовой объём перевозки грузов в результате составит 5,6 млн тонн.
Вместе с контрагентом ООО «Газпромнефть-терминал» работаем над развитием железнодорожной инфраструктуры на станции Ишаново.

– Как развивается транспортно-логистический блок? Какие новые услуги предлагает дорога грузоотправителям? За счёт чего привлекает новых клиентов?

– Занимая по протяжённости менее 7% от сети, наша дорога стабильно выполняет 24% общесетевой погрузки. С 2003 года магистраль совместно с партнёрами отправила 5 млрд тонн различных грузов. За это время погрузка увеличилась на 25%, грузооборот – более чем на 40%.
Что касается нынешнего года, на дороге уже погружено более 250 млн тонн грузов. Это на 8 млн тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди растущих номенклатур я бы выделил нефтегрузы, металлолом, лес, железную руду, цемент, комбикорм.

Серьёзный рост показывают контейнерные перевозки, прежде всего в направлении Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. За девять минувших месяцев погружено 2,6 млн тонн грузов в контейнерах – рост к прошлому году 11,6%. Помимо привычного восточного направления мы активно формируем контейнерные сервисы на запад и юг. С крупнотоннажными контейнерами работают 38 станций дороги, шесть мы открыли для этой работы в нынешнем году.

Продолжается развитие сервиса «Зерновой экспресс». Кроме традиционных направлений (Новороссийск, Санкт-Петербург) отправляем зерно в составе экспрессов во Владивосток, Монголию, Китай. Ускоренной доставкой в рамках зернового, грузового и международного экспрессов отправлено более 2 тыс. вагонов и около тысячи контейнерных поездов.

В условиях ограничений пропускной способности хорошую эффективность показывает технология вождения объединённых контейнерных поездов. За девять месяцев по дороге пропущено почти 5 тыс. таких составов, что превышает уровень всего 2020 года на 22,5%. Условный экономический эффект за счёт высвобождения локомотивов и локомотивных бригад составил более 190 млн руб., эффект от экономии топливно-энергетических ресурсов – ещё 60,7 млн руб.

Контрейлерная перевозка – ещё одна современная услуга, которую мы предлагаем грузоотправителям. Западно-Сибирская дорога осуществила её одной из первых на сети. Теперь мы расширяем терминальную базу и ускоряем продвижение вагонов. Отправки осуществляются на станции Московской и Октябрьской дорог, утверждён маршрут в Якутию сообщением Клещиха – Нижний Бестях. С начала года отправлено 72 контрейлера, и спрос на услугу стабильно растёт.

Вызовы пандемии открыли для нас и для бизнеса новые виды деловой коммуникации – многие вопросы сегодня решаются в режиме онлайн. В личном кабинете клиента «РЖД Груз 2.0» зарегистрировано 1600 компаний из Западной Сибири, ежемесячно оформляется более 700 тыс. электронных документов. В июне в Новосибирске прошёл форум «PRO//Движение.Сибирь». Мероприятие проводилось в гибридном формате: часть спикеров присутствовала в зале очно, большое количество участников следили за трансляцией онлайн. Всего в мероприятии приняли участие 700 представителей транспортно-логистических компаний, грузоотправителей и грузовладельцев, организаций финансово-банковского сектора.

Все эти свежие решения позволили нам привлечь за два последних года почти 600 предприятий малого и среднего бизнеса, ранее не работавших с железной дорогой. Сегодня более 4 тыс. компаний доверяют свой груз Западно-Сибирской магистрали.

– В прошлом году пандемия привела к обвалу пассажирских перевозок. Как сегодня обстоят дела в пассажирском комплексе?

– Нам удалось стабилизировать пассажиропоток, но говорить о его восстановлении, учитывая существующее положение дел, пока не приходится. За девять месяцев мы перевезли почти 30 млн пассажиров с ростом к прошлому году на 11,4%. Объёмы дальних перевозок возросли на 28,4%, пригородного сообщения – на 9,7%. Однако к допандемийному 2019 году снижение составило соответственно 20% и 12,5%.

Несмотря на это, мы продолжаем реализовывать значимые проекты в пассажирском комплексе. Для Новосибирска таковым стал ввод в эксплуатацию остановочной платформы Пригородный Простор. По сути, это первый шаг в реализации масштабного проекта «Городская железная дорога». Сегодня среднесуточный пассажиропоток маршрутов составляет здесь от 900 до 1000 пассажиров. Видя такие результаты, мы планируем с вводом нового графика движения увеличить количество маршрутов до Пригородного Простора с 6 до 10.

Мы продолжаем модернизацию вокзальных комплексов. Особенно насыщенным оказался прошлый год, когда мы открыли шесть обновлённых вокзалов. Продолжается строительство транспортно-пересадочного узла на станции Бердск, в ближайших планах – реконструкция вокзалов на станциях Сузун и Барнаул. На пяти вокзальных комплексах дороги внедрены автоматические камеры хранения багажа, которыми может воспользоваться пассажир без помощи багажного кассира, ещё на 11 установлены современные информационно-справочные системы.

Пригородные компании-перевозчики активно поддерживают внутренний туризм, реализуют образовательные и тематические экскурсионные программы, развивают цифровые сервисы. Доля электронных продаж билетов в пригородном сообщении составляет уже 19% – рост к уровню прошлого года более чем в полтора раза. Компания «Экспресс-пригород» на 11 станциях Новосибирского региона установила терминалы быстрой оплаты, через которые при помощи банковской карты можно мгновенно оплатить поездку на электропоезде. За четыре месяца, прошедших с запуска, пассажиры оформили с их помощью почти 30 тыс. билетов.

– Год экологии, объявленный в компании, продолжается. Какая работа в этом направлении ведётся на ЗСЖД?

– С начала года мы снизили выбросы в атмосферу от стационарных источников на 19%. Залогом этой динамики стали модернизация котельного оборудования и внедрение современной техники. В числе крупных проектов 2021 года – перевод на природный газ мазутной котельной эксплуатационного локомотивного депо Омск. Часть котельных переведены на электроотопление.
Реконструируются очистные сооружения и канализационные сети на станции Инская и в эксплуатационном локомотивном депо Белово. В рамках программы раздельного сбора вторичных ресурсов предприятия дороги передали в перерабатывающие организации 133,8 тонны бытового вторсырья, что на четверть больше, чем год назад.

На базе ПМС-177 на станции Укладочный уже три года действует линия по переработке отработанных резинотехнических изделий. С начала года здесь переработано 167 тонн отходов, из которых изготовлено около 4000 кв. м резиновых напольных покрытий, которые затем используются для благоустройства наших производственных территорий.

Это лишь наиболее масштабные мероприятия. Всего же на дороге в Год экологии реализованы десятки проектов и акций по защите окружающей среды. Силами железнодорожников на территории лесхозов и в полосе отвода высажено 23 тыс. деревьев, ликвидирован ряд несанкционированных свалок.

– С каким кадровым потенциалом дорога встречает своё 125-летие?

– Западно-Сибирская магистраль сегодня – это 55 тыс. сотрудников, это слаженный коллектив с сильными традициями. Большую роль в формировании кадрового потенциала играет выстроенная система подготовки кадров: детские сады, школы-интернаты, опорные школы, университетские комплексы, центры повышения квалификации.

Несмотря на солидный возраст, нашу дорогу можно назвать молодой: доля работников в возрасте до 35 лет составляет 41% от общей численности персонала. В связи с этим мы всё шире используем новые форматы работы с молодёжью. К примеру, в этом году на ЗСЖД впервые прошёл развивающий марафон для молодых руководителей. В роли спикеров выступили руководители дороги, дирекций и служб, поделившись своим опытом делегирования полномочий, правильной постановки целей, формирования команды и т.д.

Ещё одно знаковое событие этого года – региональный чемпионат профессионального мастерства RZDSkills. В соревнованиях по 11 компетенциям приняли участие 200 человек. Их мастерство оценивали более 100 экспертов, в том числе сотрудники других дорог и представители транспортных вузов.

Что касается подготовки рабочих кадров, сегодня пять из 13 разработанных на сети образовательных программ апробируются в Западно-Сибирском учебном центре профессиональных квалификаций. Параллельно преподаватели центра разрабатывают ещё 12 новых программ и учебно-методических комплексов.

Совсем недавно, в октябре, в отраслевых высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных на полигоне дороги, состоялись Дни компании. Впервые мы собрали на одной платформе студентов вузов и техникумов. К слову, наше сотрудничество с отраслевыми учебными заведениями носит стратегический характер. Внедряются новые практики и программы, проводится поддержка инициативных студентов, обновляется учебно-лабораторная база. В 2021 году распределение в структурные подразделения, расположенные в границах магистрали, получили более тысячи выпускников.

Важную роль в жизни коллектива играют здоровый образ жизни и любовь к спорту. На протяжении девяти лет ЗСЖД занимает по этому показателю лидирующие позиции в сетевом рейтинге. Для работников магистрали открыты 56 спортивных секций и групп, регулярно вводятся новые объекты для занятий спортом непосредственно на предприятиях.

В эти праздничные дни я хочу сказать огромное спасибо руководству нашей компании, коллективу дороги, ветеранам. За эти 125 лет многие поколения железнодорожников проделали огромный путь, а тысячи километров стальных магистралей навсегда изменили Западную Сибирь. 

Александр Матвеев, Новосибирск

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →