Наука и образование / 12.10.21 17:09

Как холдинг «РЖД» стал startup friendly

Руководитель корпоративного акселератора компании Роман Кошелев рассказал, как работает экосистема инновационных проектов на железной дороге

Руководитель корпоративного акселератора компании Роман Кошелев рассказал, как работает экосистема инновационных проектов на железной дороге | Наука и образование
фото:Корпоративный акселератор ОАО «РЖД»

В 2021 году «Российские железные дороги» организовали третью корпоративную акселерационную программу. Корпоративный акселератор решил сосредоточиться на поиске решений для транспортно-логистического блока холдинга. В конце сентября прошла серия питч-сессий, где представители функциональных подразделений отобрали стартапы для дальнейшего участия в акселераторе.

Руководитель корпоративного акселератора РЖД Роман Кошелев рассказал об отборе перспективных проектов в акселерационную программу и о формировании «инновационной среды» в ОАО «РЖД».

- Как отбирались команды в акселерационную программу по логистическим продуктам?

- Начиная с 2019 года мы проводим ежегодные корпоративные программы для стартапов, имеющих решения стадии MVP. Летом этого года стартовала третья программа Акселератора РЖД. Направление программы «Логистика» определено исходя из потребностей функциональных заказчиков и подразделений, готовых активно работать со стартап-проектами в компании. В конце сентября на очном отборе были определены проекты, которые попадают в основную часть корпоративной акселерационной программы и получают возможность по ее итогам провести пилот. Хочу отметить, что до очной стадии отбора стартапы проходят многоуровневый отбор, начиная с первичной оценки (премодерации), бизнес-экспертизы и научно-технологической экспертизы, в рамках которых стартапы оцениваются по многим критериям. Поэтому мы в финале наблюдали сильные команды, обладающие потенциалом для дальнейшего развития своих проектов с Компанией. Хотелось бы отметить, что в 2021 году мы значительно расширили круг партнеров программы, а также организовали взаимодействие с инвестиционными фондами. Данный подход заметно увеличивает шансы внедрения инноваций и реализации проектов, проходящих к нам в Акселератор. Результаты проводимой работы мы увидим на Демо-дне третьей акселерационной программы ОАО «РЖД».

- Зачем в ОАО «РЖД» свой акселератор?

- В 2018 году в холдинге РЖД была создана экосистема открытых инноваций. Корпоративный акселератор — один из элементов этой экосистемы. Его задача — целевой поиск решений по направлениям с целью быстрой проверки гипотез о применимости решений на железнодорожном транспорте
Решение создать собственный акселератор было принято после изучения деятельности международных компаний в данном направлении и крупных отечественных компаний, имеющих опыт проведения корпоративных акселерационных программ.
Акселератор работает с проектами, которые соответствуют технологическому фокусу проводимой акселерационной программы — от стадии MVP. Также важным моментом является то, что подать заявку в акселератор можно только в обозначенные сроки. На данный момент мы проводим одну программу в год. В этом году, как и в прошлом, нашим партнером стала платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS.

- Сколько человек в команде акселератора?

- В акселераторе 6 человек. Это та команда людей, которые обеспечивают организацию акселерационной программы и взаимодействие стартапов с бизнес-заказчиками, являются проводниками инноваций в РЖД. Каждая программа не обходится без партнеров-организаторов, так GenerationS обеспечивает скаутинг, бизнес-экспертизу и отбор стартапов, поступающих в воронку, поскольку обладает широким спектром каналов поиска и большим пулом инфраструктурных партнеров.

- РЖД можно назвать «startup friendly»?

- Безусловно. Команды стартапов — как и любые активные и мотивированные люди «заряжают» своим энтузиазмом и специалистов, и руководителей.
Акселератор в этом смысле стал идеальной площадкой для прямого общения между руководителями бизнес-заказчиков и командами стартапов. Ситуация с короновирусом внесла свои коррективы и сейчас встречи перешли в онлайн. Но благодаря этому расширилась география работы со стартап-проектами.
Большая часть проектов сейчас на этапе пилотирования решений, мы ожидаем, что многие из них успешно пройдут этот этап и перейдут в масштабирование.

- Почему запустили внешний акселератор?

- Во-первых, нам нужно было совместить специфику железнодорожного транспорта, масштабную отраслевую экспертизу и компетенции по проведению акселерационных программ. Поэтому выбор пал на привлечение внешнего партнера, но при этом центр компетенции был создан внутри компании, на базе научного отраслевого института.
Вторая задача состояла в том, чтобы сделать механизм интеграции внешних решений в бизнес-процессы компании. Поэтому акселератор запущен с целью быстрого пилотирования решений, стартапы проходят, так называемый fast track, который позволяет за полгода отобрать релевантные проекты, найти функционального заказчика, определить его потребность, а за следующие полгода проверить гипотезы в целях РЖД, и в случае успеха перейти к масштабированию.

- А как выбирали партнеров?

- Партнеров приглашаем в зависимости от направления акселерационной программы. В этом году у нас направление «Логистика», поэтому партнерами стали компании транспортно-логистической отрасли, такие как Почта России, Трансконтейнер, Первая грузовая компания, DPD в России, Трансмашхолдинг, Газпромтранс, Fesco, Новотранс, ПЭК, Северсталь, Кировский завод.

Важным критерием успешного партнерства также является высокий уровень развития системы работы с инновациями, например, наличие у компании партнера подразделения по работе с инновациями. В таком случае партнерство складывается наиболее плодотворным. Мы также пригласили к партнерству венчурные фонды: Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы (Moscow Seed Fund), Kirov Ventures (корпоративный венчурный фонд ПАО «Кировский завод»), Фонд «Новая индустрия», Kama Flow и ЗАО «Лидер».

Взаимодействие с партнерами в рамках акселерационной программы позволяет внедрять инновации не только в одной компании, а сразу в отрасли. Также благодаря экспертам со стороны партнеров мы проводим всестороннюю оценку проектов из различных областей транспортно-логистической отрасли.

- На следующий год также планируете?

- В следующем году акселератор планирует продолжить работу со стартапами и партнерами, а также развивать работу с внутренними инновациями Компании. Направление следующей программы определяется исходя из потребностей функциональных заказчиков и подразделений, готовых активно работать со стартапами.

- Как вы понимаете, что нашли «ту самую» технологию?

- У нас есть ряд входных критериев, которым должен соответствовать стартап для попадания в акселерационную программу, это соответствие технологическому фокусу, наличие минимально жизнеспособного продукта (MVP) и наличие юридического лица или готовность его создать ближайшее время. Если технология «та самая» ее пилотирование и внедрение ускоряется, об этом свидетельствует вовлеченность функциональных заказчиков и партнеров.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»


Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →