Первые лица / 06.10.21 16:05

Энергии нам всем хватит. Как поставляется питание для электровозов и вокзалов

Начальник «Трансэнерго» Валентин Санько рассказал, как энергетический комплекс ОАО «РЖД» справляется с поставленными задачами

Энергии нам всем хватит. Как поставляется питание для электровозов и вокзалов | Первые лица | Директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько
фото:Александр Саверкин / ИД «Гудок»

Нынешней структуре «Трансэнерго» – филиала ОАО «РЖД», возникшей в результате слияния хозяйства электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры и филиала «Трансэнерго», 1 октября исполнилось пять лет. Основными задачами нового «Трансэнерго» стало управление электроэнергетическим комплексом инфраструктуры, удовлетворение потребностей ОАО «РЖД» в электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям. О том, что сделано за прошедшие годы, какие приоритеты развития выбраны энергетиками, рассказывает директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько.

– Валентин Михайлович, в каких направлениях деятельности энергетического комплекса, на ваш взгляд, удалось достичь наиболее значимых результатов?

– Одна из основных задач «Трансэнерго» – удовлетворение потребностей РЖД в электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям. ОАО «РЖД» является крупнейшим потребителем электрической энергии, для которого энергоснабжение является одним из финансовоёмких направлений деятельности.

Для оптимизации условий поставки электрической энергии и мощности для объектов ОАО «РЖД» была проведена работа по изменению расчётных схем в отношении энергопринимающих объектов компании, реализован ряд договорных кампаний с основным поставщиком ОАО «РЖД», других мероприятий по повышению эффективности покупки электроэнергии (мощности), которые уже обеспечили синергетический экономический эффект для компании в размере около 5 млрд руб. ежегодно, а также дадут дополнительный экономический годовой эффект в размере не менее 4 млрд руб. начиная с 2024 года.

– ОАО «РЖД» активно взаимодействует с правительством Москвы и Московской области по развитию Центрального транспортного узла, включая модернизацию железнодорожной энергетической инфраструктуры. Какие совместные проекты уже реализованы?

– Организовано пассажирское движение на Московском центральном кольце. При реализации проекта смонтировано 286 км развёрнутой длины контактной сети, построены две тяговые подстанции – Андроновка и Белокаменная и реконструированы три тяговые подстанции – Окружная, Покровское-Стрешнево и Москва-Киевская.
В ноябре 2019 года осуществлён запуск движения электропоездов на Московских центральных диаметрах (МЦД) – МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино. Здесь для обеспечения надёжного электроснабжения завершены работы по реконструкции тяговых подстанций Опалиха, Царицыно, Марк, Подольск, монтажу усиливающих проводов контактной сети на участке Фили – Одинцово, сооружению постов секционирования на перегонах Марк – Москва-Бутырская и Марк – Лобня.

– ОАО «РЖД» в последние годы успешно реализует масштабные инвестиционные проекты на сети. В каких наиболее значимых из них принимает участие энергетический комплекс?

– В 2017 году завершена реализация проекта «Строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск. I этап. Двухпутная электрифицированная железная дорога на участке Журавка – Миллерово» и открыто движение на участке Журавка – Миллерово в обход Украины. Здесь построены электрифицированная линия протяжённостью 137,5 км (развёрнутая длина контактной сети 342 км), три новые тяговые подстанции (Сергеевка, Колодези и Кутейниково) и реконструированы две тяговые подстанции (Журавка, Старая Станица).
В прошлом году в составе проекта «Электрификация участка разъезд 9-й км – Юровский – Анапа Северо-Кавказской железной дороги» завершено строительство тяговых подстанций Киевская, Чекон, Гостагаевская и электрифицирован двухпутный участок протяжённостью 124 км.

В марте этого года завершён инвестиционный проект «Комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск. Электрификация участка Борзя – Забайкальск», в результате чего введён в эксплуатацию участок Борзя – Забайкальск протяжённостью 117,7 км, электрифицированный по системе переменного тока 2 х 25 кВ. При этом построены тяговые подстанции Даурия, Забайкальск, четыре автотрансформаторных пункта.

Отдельно стоит упомянуть о проекте развития Восточного полигона. С 2016 года по настоящее время в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог реконструирована 61 тяговая подстанция и контактная сеть на четырёх перегонах и семи станциях. Это позволило полностью снять ограничения по тяговому электроснабжению на 40 участках общей протяжённостью 2051,5 км.
И все эти проекты реализованы при непосредственном участии руководителей и специалистов «Трансэнерго», оказавших практическую помощь строителям в проведении пусконаладочных работ на тяговых подстанциях и устройствах контактной сети.

В ближайшей перспективе в компании планируются к реализации и другие крупные инвестиционные проекты: продолжится развитие Центрального и начнутся работы по Санкт-Петербургскому транспортным узлам; начнётся второй этап развития Восточного полигона и строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

В ходе реализации отраслевой инвестиционной программы предусматривается поэтапное снятие оставшихся ограничений по тяговому энергоснабжению. В первоочередном порядке на направлении Кузбасс – порты Дальнего Востока (работы начаты в 2018 году) к 2025 году будут сняты ограничения на участках общей протяжённостью 1,7 тыс. км, не вошедшие в состав комплексных инвестиционных проектов. Реализуются мероприятия по снятию ограничений пропускной и провозной способностей на направлениях Кузбасс – порты Азово-Черноморского бассейна и Кузбасс – порты Северо-Запада.

20210714-DSC_065944.jpg

Фото: Максим Григорьев

– Одной из стратегических задач холдинга является сохранение лидирующих позиций в мире в части эффективности, безопасности, качества услуг инфраструктуры. Как с этим обстоят дела в «Трансэнерго»?

– Наш филиал уделяет особое внимание обеспечению безопасности движения поездов. По сравнению с 2016 годом в 2020-м энергетиками было допущено на 8% меньше событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, на 25% меньше отказов в работе технических средств 1-й и 2-й категорий, на 74% меньше технологических нарушений, на 36% снижено число потерь общих поездо-часов.
Для обеспечения безопасности движения и улучшения перевозочного процесса на сети РЖД в «Трансэнерго» разработана программа по замене контактных проводов и несущих тросов со сверхнормативным сроком эксплуатации, узлов и деталей устройств контактной сети до 2022 года, действует план замены секционных изоляторов на период 2020–2023 годов на участках линий 1-го и 2-го классов и особо ответственных участках.

Это позволило суммарно за два года увеличить объём замены контактного провода на 702 км, высоковольтных изоляторов контактной сети – на 156,5 тыс. единиц, несущего троса – на 343 км. В результате отказы технических средств первой и второй категорий снизились по причине повреждения несущего троса на 46%, контактного провода – на 27% и высоковольтных изоляторов контактной сети – на 18%.

– Какие направления вы считаете приоритетными в реализации технической политики?

– Одним из приоритетов технической политики «Трансэнерго» является качество поставляемой продукции. В 2016 году разработаны и утверждены изменения к трём стандартам организаций (СТО РЖД). В 2018 году пересмотрен и утверждён СТО РЖД «Устройства электрификации и электроснабжения. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению продукции, предназначенной для использования в электроустановках», который позволяет на более высоком уровне систематизировать и регламентировать комплекс мероприятий по допуску продукции, устанавливает требования к процедуре взаимоотношений между заказчиком, разработчиком, производителем и поставщиком продукции, тем самым повышает качество продукции, надёжность её работы и, как следствие, безопасность движения поездов и эксплуатационного персонала.

Начиная с 2016 года по настоящее время выдано 90 разрешений, из которых 59 – для видов новой продукции для контактной сети и воздушных линий электропередачи и 31 – для тяговых и трансформаторных подстанций. Это говорит о том, что при таком жёстком регламентировании технических требований к устройствам железнодорожного электроснабжения филиал открыт к внедрению современной наукоёмкой инновационной продукции.

– В «Трансэнерго» регулярно проводится актуализация основополагающих нормативных документов. Что сделано?

– С 2016 года разработано более 177 и актуализировано 129 карт технологических процессов. Кроме ведомственных документов филиал внёс значительный вклад в разработку нормативных документов федерального уровня, направленных на повышение надёжности системы железнодорожного электроснабжения. Так, за пятилетний период было разработано и введено в действие 13 национальных стандартов (ГОСТ Р), девять межгосударственных стандартов (ГОСТ), из которых шесть разработаны взамен ГОСТ Р с повышением статуса, в том числе впервые разработаны и введены в действие ГОСТ Р 58320-2018 «Электроустановки системы тягового электроснабжения железной дороги постоянного тока. Требования к заземлению» и ГОСТ Р 58321-2018 «Электроустановки системы тягового электроснабжения железной дороги переменного тока. Требования к заземлению». Указанные стандарты регламентируют требования для обеспечения электромагнитной совместимости систем тягового электроснабжения с устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики и связи.

– Что делается для развития человеческого капитала?

– Работа с персоналом является одной из основных и приоритетных задач. Учитывая напряжённую эпидемиологическую обстановку, в настоящее время ключевой задачей филиала является забота о людях и сохранение их здоровья, проведение профилактической работы, в перечень которой входит в том числе и вакцинация. На текущий момент благодаря проводимой разъяснительной работе и усилиям медицинских работников охват вакцинацией работников «Трансэнерго» за девять месяцев 2021 года составил более 70% от списочной численности.

Вместе с тем, в соответствии с утверждёнными планами мероприятий, блоком управления трудовыми ресурсами «Трансэнерго» обеспечивается выполнение ключевых показателей деятельности и проектных задач.

В 2020 году проведена масштабная работа по дополнительному вводу 1100 штатных единиц для укомплектования основных производственных групп дистанций электроснабжения к нормативу в 2021 году, что является, на мой взгляд, значимым достижением.

В этом году начата работа по оценке профессиональных компетенций, итоги которой позволяют сформировать новые обучающие программы. Для развития профессиональных навыков руководители структурных подразделений «Трансэнерго», состоящих в кадровом резерве, принимают участие в проекте RE-ACTIV, реализуемом Департаментом управления персоналом.

В целях повышения эффективности работы по управлению персоналом в структурных подразделениях филиала образованы советы по вопросам управления персоналом. Они рассматривают проблемные вопросы и принимают управленческие решения.
Продолжается работа по реализации действующих мотивационных инструментов, активно применяются все виды выплат стимулирующего характера, используемых в ОАО «РЖД» согласно корпоративной системе оплаты труда, исполняются социальные обязательства в соответствии с Коллективным договором ОАО «РЖД».

Вместе с тем в 2020 году утверждены новые нормативные документы, направленные на повышение мотивации работников: положения об установлении надбавок за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы работниками структурных подразделений, о дополнительном премировании работников структурных подразделений за предупреждение случаев производственного травматизма, связанного с наездом подвижного состава.

В части нормирования труда в 2020 году завершена масштабная работа по совершенствованию организации и нормирования труда и внедрению отдельных технологических решений. С учётом внесённых ранее изменений в нормативно-технические документы (Правила содержания контактной сети, Правила содержания тяговых подстанций, Нормы времени на работы по замене устройств и оборудования тяговых подстанций в условиях дистанций электроснабжения, Нормы времени на техническое обслуживание и ремонт устройств контактной сети, Временные нормы времени на работы по содержанию воздушных линий электропередачи) «Трансэнерго» совместно с Центром организации труда и проектирования экономических нормативов и Департаментом по организации, оплате и мотивации труда актуализированы Нормативы численности работников дистанций электроснабжения, которые утверждены распоряжением ОАО «РЖД».

Кроме того, уже стало традицией разрабатывать новые виды поощрений для работников филиала. В 2019–2020 годы разработано два новых вида поощрения – это нагрудный знак «За верность профессии» и медаль «За вклад в развитие «Трансэнерго». Сегодня общее количество видов поощрений в филиале – 10. Структурные подразделения филиала принимают активное участие в отраслевых и внутрипроизводственных соревнованиях.
Отмечу, что за 2016–2021 годы 249 трудовых коллективов признаны победителями отраслевых соревнований и 40 – внутрипроизводственных.

– Уделяется внимание подготовке нового поколения энергетиков?

– Молодое поколение – движущая сила развития филиала. С большим уважением отношусь к молодёжи и проводимым мероприятиям. Нам удалось провести такие мероприятия, как Слёт молодёжи «Трансэнерго» и Слёт молодёжи энергетического комплекса ОАО «РЖД». Отмечу, что молодые работники активно принимают участие в проектной деятельности, являются участниками мероприятий на дорожном и сетевом уровнях.

Считаю важным направлением процесс профориентационной работы. Так, на полигоне Свердловской Малой магистрали сформирован и оборудован необходимыми макетами, современным оборудованием и материалами класс энергетиков, в котором будут проходить обучение ребята возрастной категории от 7 до 10 лет.

– Набирает популярность конкурс профессионального мастерства WorldSkills. Принимает ли филиал участие в этом конкурсе?

– В этом году наши работники совместно с работниками Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения приняли участие в конкурсе профессионального мастерства в соответствии с требованиями международного движения WorldSkills по методике WorldSkills – RZDSkills на полигоне Куйбышевской дороги. Новшеством в конкурсе являлся переход от оценки теоретических знаний сотрудников в практическую плоскость, где заложены требования. Считаю участие в таких мероприятиях важным и продуктивным с точки зрения личностного и профессионального развития.

Сегодня энергетический комплекс ОАО «РЖД» продолжает успешно реализовывать намеченные планы и задачи, учитывая эффект от слияния подразделений и опыт руководителей и специалистов объединённой структуры в организации эксплуатации устройств электро- и тепловодоснабжения. Уверен, что комплекс обеспечит планомерную оптимизацию эксплуатационной деятельности, повысит качество оказываемых услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, обеспечению тепловодоснабжением. Также комплекс поддержит взаимодействие ОАО «РЖД» с органами исполнительной власти как по вопросам надёжности электроснабжения перевозочного процесса, так и доступности энергетической инфраструктуры.

Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →