Первые лица / 02.10.21 12:30

Дорога к лидерству. На Северной дороге внедряют новые сервисы и цифровые технологии

Начальник Северной магистрали Валерий Танаев о туристических маршрутах, новейших локомотивах и командной работе

Дорога к лидерству. На Северной дороге внедряют новые сервисы и цифровые технологии | Первые лица | Начальник Северной железной дороги Валерий Танаев
фото:Павел Воронин

Коллектив Северной железной дороги стал победителем соревнования трудовых коллективов ОАО «РЖД» во II квартале. За счёт чего был достигнут успех, «Гудку» рассказал начальник СЖД Валерий Танаев.

– Валерий Фаритович, благодаря чему Северная магистраль стала лидером?

– За счёт привлечения дополнительных объёмов лесных грузов, строительных материалов и чёрных металлов во II квартале мы погрузили 16,1 млн тонн грузов, выручка от грузовых перевозок выше плана на 2,5%. Доход от прочих видов деятельности составил 3 млрд руб. Более чем на четверть миллиона рублей снижены непроизводственные потери. А производительность труда выросла почти на 10%. Всё это является результатом слаженной работы всего коллектива магистрали.

Благодаря профессионализму и грамотной работе тружеников Северной железной дороги мы постоянно повышаем качество услуг, неуклонно сохраняя высокую безопасность пассажиров и грузов, внедряя новейшие технологии в производственный процесс.

– Какие современные технологии используются на Северной магистрали для взаимодействия с клиентами?

– На дороге активно внедряются новые сервисы и цифровые технологии, которые помогают грузоотправителям экономить время и сокращать затраты. Более 90% клиентов СЖД подключены к системе ЭТРАН. Личным кабинетом клиента ОАО «РЖД» пользуются 497 грузоотправителей, что на 40% больше, чем в 2020 году.

В настоящее время мы в тестовом режиме проводим мониторинг первого смарт-контракта с ООО «Восход», отправляющего лесные грузы из Сыктывкара в Автово, Бронку и Новый Порт. На электронной платформе «Распределённый реестр данных» ведётся автоматический учёт технологических операций, выполняемых в ходе перевозки, что позволяет обеспечивать прозрачность сделки для клиента на всех этапах исполнения.

В 2021 году на СЖД реализована технология оформления первичных бухгалтерских и финансовых документов в электронном виде с использованием универсальных передаточного и корректировочного документов. Технологией пользуется уже более 60 предприятий, в том числе АО «Архангельский ЦБК», ООО «Эггер Древпродукт Шуя», АО «Норский керамический завод» (Ярославль). Она позволяет клиенту снижать затраты на почтовые и курьерские услуги, уйти от ведения бумажного архива, ускорить документооборот, а также предоставлять отчётность в налоговые и контролирующие органы в электронном виде.

Кроме этого, на дороге внедряется Временная технология взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» и клиентов, позволяющая принимать грузы к перевозке без участия приёмосдатчика. Это важный шаг на пути к полной автоматизации процесса приёма груза для перевозки. Технологию уже применяют ООО «Хромцовский карьер», ООО «Онега Неруд», АО «Боксит Тимана». До конца года планируется подключить ещё 60 клиентов.

– В чём секрет лидерства? Что помогает добиваться поставленных целей?

– Универсальных рецептов не существует. Конечно, каждый опирается на лучшие управленческие практики и личный опыт. Но главная составляющая – это команда, когда ценности коллектива полностью совпадают с системой координат руководителя. Ведь именно от сотрудников зависит не только качество процесса, но и итоговый результат деятельности.

На мой взгляд, существуют три основные слагаемые успеха – это дисциплина, ответственность и доверие. Начинается всё с дисциплины. Даже самодисциплины. Она является базисом для любого роста. Ответственность служит стимулом для дальнейшего движения, так как обязывает брать ответственность за свои решения и поступки, а также за людей, которые тебя окружают. На доверии строится весь успех взаимоотношений внутри коллектива компании.

Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что его ежедневный труд является личным вкладом в достижение единой цели. И бухгалтер, и слесарь, и машинист, и начальник дороги – мы все вместе двигаем поезда. Сочетание всех этих постулатов и даёт тот эффект, благодаря которому можно добиваться самых высоких целей.

СЖД_.jpg

Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»

– Над какими инфраструктурными проектами и решениями ведётся работа на СЖД?

– За последние годы мы обновили почти 1400 км пути. При ремонте успешно применяется технология, когда один из путей полностью закрывается на несколько суток и интенсивно ремонтируется, а движение осуществляется по второму пути. Безусловно, такое решение требует исключительной собранности от всех участников процесса, но при этом позволяет значительно экономить время и эффективно перераспределять ресурсы.

Коллектив магистрали последовательно решает и одну из ключевых задач компании – развитие пропускной транспортной способности к портам Северо-Западного бассейна. В её рамках уже реконструирована станция Данилов, механизирована сортировочная горка станции Новоярославская, построены третий главный путь на перегоне Вологда-1 – Вологда-2 с возведением моста через реку Содема и второй путь на перегоне Кошта – Череповец-2.

Технологическим новшеством стал инвестиционный проект по строительству вокзала в Сосногорске, где применили информационное моделирование – BIM-технологию. Она позволяет создать виртуальную эксплуатационную модель здания с детализацией архитектурных, конструкторских и технологических данных. Эту же цифровую технологию используем и в строительстве дома отдыха локомотивных бригад на станции Данилов, при проектировании реконструкции вокзала Архангельск.

Важным событием стало открытие в Ярославле в октябре 2020 года Культурно-исторического комплекса Северной железной дороги для сохранения истории и популяризации железнодорожного транспорта. На базе комплекса проходят выставки, мастер-классы, обучение и занятия по профориентации.

На развитие инфраструктуры дороги только в 2021 году направлено порядка 26 млрд руб. За каждой цифрой стоят конкретные изменения для повышения безопасности и комфорта наших клиентов, а также выполнения стратегических задач в масштабах страны.

– Что делается для улучшения качества обслуживания пассажиров?

– Совместно с главами регионов мы постоянно работаем над улучшением транспортной доступности населения: на полигоне дороги курсируют «Ласточки» и «Орланы», создаются новые маршруты, модернизируются вокзальные комплексы. Так, в настоящее время идёт техническое перевооружение вокзалов в Костроме и Архангельске. Получили технологически новый и в то же время архитектурно и стилистически аутентичный облик вокзалы Иваново и Сыктывкар.

На вокзальных комплексах СЖД внедряется новая информационно-справочная система – ИСС. Любой пассажир может совершить видеозвонок и задать оператору вопросы о расписании движения поездов, наличии мест, станциях пересадки и так далее.

Последовательно обновляется подвижной состав. За последние четыре года на Северную железную дорогу поступило 19 пассажирских тепловозов серии ТЭП70БС, 29 межобластных и 15 плацкартных вагонов локомотивной тяги, 22 секции рельсовых автобусов серии РА3 «Орлан». Это позволило дороге значительно увеличить комфорт и транспортную доступность для жителей Ярославской, Костромской, Ивановской, Архангельской областей и Республики Коми.

– Северная железная дорога активно развивает новый вид деятельности – ретротуризм. Как это вписывается в концепцию пассажирских услуг?

– В январе мы запустили регулярный пригородный ретропоезд на паровозной тяге по маршруту Ярославль – Рыбинск. Паровоз П36, выпущенный в 1955 году и в народе прозванный «генерал», вызвал живой интерес у пассажиров. Мы развиваем этот вид услуг.

28 июня состоялся презентационный рейс туристического ретропоезда «Золотое кольцо России» по маршруту Ярославль – Кострома-Новая. В мероприятии приняли участие представители региональных властей, туриндустрии и журналисты. Позже был организован мини-тур от Ярославля-Московского до Ярославля-Главного для представителей блогосферы, а в канун Дня железнодорожника – экскурсионный ретротур в Кострому для ветеранов и работников дороги.

С недавнего времени АО «Северная пригородная пассажирская компания» включено в Единый реестр туроператоров России. 28 августа компания организовала коммерческий ретротур в Ростов для сотрудников НАО «Инфоком», выступив самостоятельным туроператором и сформировав туристический пакет.

Основными направлениями для путешествий являются маршруты из Ярославля в Кострому, Иваново и Рыбинск и из Иваново в Ярославль и Шую. Выбор обусловлен большим туристическим потоком и обилием достопримечательностей в этих городах.

Также мы планируем организовать мини-ретротуры продолжительностью от 30 до 90 минут. Это небольшие путешествия на ретропоезде с познавательной лекцией и фотосессией. Первые рейсы уже состоялись и показали заинтересованность наших клиентов.
Для дальнейшего продвижения ретротуризма и его коммерческой прибыли необходимо работать в тесном взаимодействии с региональными властями, туроператорами и крупными предпринимателями. Это позволит повысить интерес к ретропутешествиям по железной дороге и сделать их интересными, удобными и комфортными для пассажиров.

– Главными вызовами 2020–2021 годов для всех стали пандемия и переход на удалённый режим труда. Как Северная железная дорога справилась с этим?

– Ограничения дали нам новые возможности: ускорение оптимизации трудовых процессов, внедрение инновационных цифровых систем, новые принципы взаимодействия.
С началом массового распространения коронавирусной инфекции важно было незамедлительно перевести большое количество сотрудников на удалёнку. Северяне, прежде всего специалисты IT-комплекса, прекрасно справились с задачей. В кратчайшие сроки были переведены на удалённый режим работы свыше 6700 человек при соблюдении трудового законодательства и бесперебойной деятельности всех автоматизированных систем. При этом, конечно, иной стиль работы и жизни потребовал определённого времени на адаптацию.

Режим дистанционной работы применяется и сегодня – более 3,8 тыс. сотрудников продолжают выполнять должностные обязанности удалённо. Общение с коллегами поддерживается с помощью мобильной связи, электронной почты и чатов. Работу сотрудника координирует его руководитель: составляется план работы, устанавливается строго определённое рабочее время, поскольку режим труда и отдыха нужно соблюдать в любых условиях. У всех сотрудников имеется удалённый доступ к необходимым для работы программам и информационным системам.

Важными инструментами реализации производственных задач стали мотивация сотрудников и их информирование. Начиная от обычного спасибо, вовремя сказанного руководителем, благодарственных писем семьям и коллегам до вебинаров и онлайн-встреч с руководителями СЖД.
Кроме того, на дороге проводится прививочная кампания. На сегодняшний день на Северной магистрали вакцинацию от коронавируса прошли свыше 35 тыс. сотрудников.

– Какие мотивационные инструменты используются на дороге для привлечения новых сотрудников и стимулирования труда?

– Материальные стимулы привлекают работников в компанию, нематериальные – удерживают и дают возможность раскрыть потенциал. Главное – люди должны чувствовать заботу и понимать, что их труд важен и ценен для работодателя.
Самыми значимыми видами поощрения для тружеников Северной магистрали служат вознаграждения за преданность компании, обеспечение безопасности движения, а также участие в проектах бережливого производства.
Не менее важным элементом мотивации является фонд начальника железной дороги. У каждого сотрудника есть реальная возможность быть отмеченным за личные производственные достижения. Например, мы ежеквартально поощряем из средств фонда лучшие локомотивные бригады, работников комплексных диспетчерских смен и комплексных бригад станций, коллективы лучших территориальных управлений. Главное достоинство этого инструмента – адресность.

– Какие цели ставите перед собой и своей командой на ближайшие годы?

– В целом развитие Северной дороги организовано в строгом соответствии со стратегией развития холдинга «РЖД». В качестве инструмента развёртывания стратегии разработана Х-матрица начальника дороги. Мы определили 15 инициатив, например повышение эффективности использования инфраструктуры, развитие кадрового потенциала, повышение уровня культуры безопасности движения поездов, повышение экономической эффективности пассажирских и грузовых перевозок. Все инициативы декомпозированы на всех уровнях системы управления – от начальника дороги до руководителей линейных подразделений. Составлена программа пошаговых действий по реализации стратегии и достижению целевых параметров, установленных на итоговом заседании правления ОАО «РЖД». Ведётся постоянный мониторинг реализации принятых решений.

– 1 октября — День компании «РЖД». Что вы хотели бы пожелать коллегам?

– Пусть новый этап работы компании «РЖД» будет наполнен позитивными событиями и достижениями. Каждому сотруднику холдинга я желаю здоровья, благополучия, новых побед и свершений. Пусть воплотятся все планы, а рядом всегда будут люди, которые полностью разделяют идеи и стремления.

Беседовал Николай Порецкий

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →