Первые лица / 29.09.21 11:56

«Разрабатываем техническое решение для безналичных платежей в каждом вагоне»

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов рассказал о буме в сфере железнодорожного туризма, о пассажирских вагонах будущего и цифровых сервисах для пассажиров

«Разрабатываем техническое решение для безналичных платежей в каждом вагоне» | Первые лица | Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов
фото:Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Завтра в Минеральных Водах начинает свою работу железнодорожная конференция «PRO//Движение.Туризм» для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. О том, как компания «РЖД» развивает внутренний железнодорожный туризм, перспективах восстановления перевозок после пандемии, а также новшествах, которые ждут пассажиров, «Гудку» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. 

– С начала года пассажирские перевозки постепенно восстанавливаются. В ноябре 2020 года вы говорили, что ситуация может стабилизироваться до конца 2021 года. Чего удалось достичь? 

– По итогам I полугодия пассажирооборот в поездах формирования Федеральной пассажирской компании (ФПК) составил 101,6% к утвержденному плану.

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в стране, спрос на перевозки восстанавливается. Мы запустили поезда по нескольким новым направлениям. С 12 июня «Ласточки» стали курсировать между Самарой и Тольятти. За три неполных месяца они перевезли более 200 тыс. пассажиров. В начале сентября дневная «Ласточка» начала ходить между Назранью и Минеральными Водами, сократив время в пути с 4 до 2,5 часов. 

Что касается данных по объемам перевозок в дальнем сообщении, то за июнь - август этот показатель составил 288,5 млн пассажиров с ростом в 1,3 раза (+25,7%) к прошлому году, к 2019 году снижение составило 11,2%. За три летних месяца «Сапсанами» воспользовались почти 1,5 млн пассажиров. Это на 38% больше показателя 2020 года. 

Закрытие границ дало новый импульс развитию внутреннего туризма. Так, «Рускеальский экспресс» за три летних месяца перевез почти 100 тыс. пассажиров. Это на 52% больше показателя 2020-го.

– Какие направления были наиболее востребованы летом? 

– Выделены ТОП-15 направлений. Это маршруты, которые связывали Москву с Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нижним Новгородом, Саратовом, Казанью, Смоленском, Орлом, Брянском, Курском, Воронежем, Белгородом, Сочи, Анапой, а также Сочи с Краснодаром и Ростовом-на-Дону. Всего по 15 топовым направлениям перевезено 5,4 млн пассажиров, что больше показателей аналогичного периода 2020 года на 70%. А по направлению Москва – Смоленск показатель перевозок даже превысил уровень 2019 года на 5%. 

Востребованными этим летом традиционно стали туристические маршруты: Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Псков, Москва – Кострома, Сортавала – Горный парк «Рускеала». 

– Пассажиропоток пока не достиг допандемического уровня. Это значит, что требуется меньше поездных бригад. Что делают высвободившиеся бригады? 

– Как я уже отмечал, пандемия повлияла на перевозки: в частности, максимально сократились перевозки в международном сообщении. Работники поездных бригад, ранее обслуживавшие международные направления, переведены на внутренние рейсы. Это позволило исключить сокращения.

В Дирекции скоростного сообщения в период пандемии работа поездных бригад, занятых в обслуживании пассажиров, осуществлялась в полном объеме. Дело в том, что  в дирекции количество поездных бригад зависит от количества рейсов, а не от количества проезжающих в поездах пассажиров. Сегодня количество рейсов, выполняющихся поездами дирекции, вышло на допандемийный уровень. В этой связи все без исключения сотрудники задействованы в поездной работе.
В апреле-мае, в период резкого роста заболеваемости, в связи с сокращением количества рейсов работники поездных бригад проходили дистанционное обучение на курсах целевого назначения.

– Какова была динамика пригородных перевозок? 

– Вы будете удивлены, но здесь наблюдается положительная динамика. К примеру, по итогам работы за 8 месяцев количество отправленных поездов составило 1 575 581 поезд. Эти показатели на 4,5% больше уровня 2019 года и почти на 7% превышают показатели 2020 года. Эта динамика обусловлена в том числе запуском в конце 2019 года Московских центральных диаметров. Этот проект увеличил объемы курсирования пригородных поездов в Московском регионе и упростил логистику многим жителям Москвы и Подмосковья. 

– В этом году холдинг активно развивает туристические маршруты. Какие маршруты вы готовы ввести в регулярный график в 2022 году?
 
– Хочу отметить, что в этом году мы сформировали план организации туристических перевозок с указанием конкретных маршрутов на 2022 год. На большинство поездов намечено открыть продажи уже до конца текущего года, чтобы у туристов появилось больше вариантов для планирования отпуска в любое время года заранее.

Мы выпустили распоряжение «Об утверждении порядка организации туристических перевозок ОАО «РЖД». Благодаря нашим пилотным туристическим проектам, общению с пассажирами нам удалось эту работу завершить. В этом распоряжении детально описали все моменты назначения туристических поездов. По сути дела, это обслуживание пассажиров-туристов. Это немного иной тип пассажира и иной тип перевозки - «отель на колесах», иные требования, иной подвижной состав, который нам хотелось бы видеть. Но это нам позволило развивать туристические перевозки в этом году.

Конечно, у нас всегда на первом месте остается наш якорный маршрут «Рускеальский экспресс», который курсирует круглогодично в ежедневном формате, включая беспересадочные группы вагонов отправлением из Москвы и Санкт-Петербурга.

Из новинок осеннего сезона могу отметить новые туры выходного дня:
 «Серебряный маршрут» Москва – Псков – Великий Новгород – Рыбинск – Ярославль – Москва по городам с огромной историей и «Сказы Поволжья» Москва - Свияжск - Йошкар-Ола - Нижний Новгород - Москва, который включает в себя сразу две сказочные локации - остров Свияжск и необычный город – Йошкар-Олу – с набережной Брюгге, архитектурой «пряничного города».
 
Планируем продолжить курсирование поезда «В Карелию» Москва – Петрозаводск – Сортавала – Выборг – Москва, запущенного 13 августа. На этом маршруте используется двухэтажный поезд на пневмоподвеске. Он был протестирован в мультимодальном туре «Байкальская сказка».

В планах на 2022 год, конечно, останется уникальный тур «Байкальская сказка» (Москва – Нижний Новгород – Пермь – Екатеринбург – Славгород – Красноярск – Иркутск – порт Байкал), где в одну сторону туристы отправляются на поезде до Байкала, а в другую – летят самолетом и наоборот. Причем маршрут будет реализован уже в двух вариантах – в конце февраля путешественники смогут увидеть волшебную красоту самого необычного в мире замерзшего льда, а летом насладиться прозрачными водами этого самого глубокого озера.
 
В расписании туров на 2022 год останется уже ставший популярным круиз по Югу России и достопримечательностям Северо-Кавказского региона «Жемчужина Кавказа» (Москва – Новороссийск – Кисловодск – Грозный – Махачкала – Дербент – Волгоград – Москва). В следующем году планируем его отправление с весны до осени один раз в две недели. 

В расписании с весны до конца осени 2022 года наши туристы также смогут найти новый маршрут – Москва – Петрозаводск – о. Кижи на «Метеоре». Мы планируем немного изменить локацию востребованного маршрута этого года – на остров Валаам на скоростном катере «Метеор» на новую точку притяжения – остров Кижи. Уверен, новый маршрут будет позитивно принят нашими туристами и станет популярным. За 2,5 месяца лета «Метеор» на Валаам перевез 21 тысячу туристов. 

Мы обязательно повторим наш событийный тур в Калмыкию, когда в период цветения диких тюльпанов туристы во время круиза смогут насладиться видами нерукотворных разноцветных ковров, раскинувшихся в степях недалеко от Элисты. Договориться с природой о точной дате цветения нам не удалось, поэтому мы планируем отправление двух поездов в середине апреля 2022 года. 

Так получилось, что богатая достопримечательностями Сибирь не была ранее охвачена нашими маршрутами. И мы решили заполнить этот пробел. Планируем запустить тур «В Сибирь» с посещением Тюмени, Тобольска и села Покровское.

В настоящий момент прорабатывается возможность запуска туристического маршрута выходного дня на озеро Байкал из Иркутска и Улан-Удэ. Беспересадочные группы вагонов будут отправляться до станции Слюдянка, далее следовать по Кругобайкальской железной дороге и возвращаться в города отправления.

Перед новым годом все мы становимся немного детьми, и каждому хочется загадать свое самое заветное желание. И мы готовы помочь с доставкой его по заветному адресу. Впервые в этом году мы отправим туристов в вотчину карельского Деда Мороза. Маршрут зимнего поезда «В Карелию» с конца ноября и до следующей весны будет скорректирован. Вместо Петрозаводска он будет останавливаться в Чалне – на родине карельского Деда Мороза, а далее проследует в парк «Рускеала».  Маршрут поезда – Москва – Петрозаводск – Чална – Рускеала – Выборг – Москва.

Как и в прошлом году, планируем запустить новогодний поезд «Зимняя Сказка», который доставит туристов в вотчину Деда Мороза и Снегурочки – Устюг и Кострому, а на сами новогодние праздники маршрут будет продлен до Вологды. Особенность маршрута: в этом году поезд будет формироваться из двух частей – часть вагонов будет отправляться из Москвы, часть из Санкт-Петербурга, чтобы у жителей двух городов были равные возможности для загадывания желаний.

Так как период новогодних каникул – это традиционно сезон большой туристической активности, зимой планируем отправление двух уникальных маршрутов – «Северное сияние» и «Величие Севера». Туристы смогут насладиться таким уникальным природным явлением, как северное сияние, если отправятся с нами по маршруту Москва – Петрозаводск – Мурманск – Вологда – Москва в первые дни 2022 года. «Величие Севера» – это маршрут, собравший в себя все основные зимние локации Севера страны: Москва – Великий Новгород – Рускеала – Архангельск – Великий Устюг – Москва. По данному маршруту планируется отправление двух поездов.

Также в период новогодних праздников планируем отправление маршрута «Сказки Поволжья» Москва – Свияжск – Йошкар-Ола – Нижний Новгород – Москва с прицепкой по Нижнему Новгороду/Арзамасу, отцепкой по Нижнему Новгороду. Маршрут позволит насладиться отдыхом не только жителям Москвы, но и Нижнего Новгорода.

Мы стараемся расширять географию маршрутов, поэтому для туристов Самары планируем отправить круизный поезд с веселым названием «К Деду Морозу и Кикиморе Вятской» (Самара – Нижний Новгород – Великий Устюг – Киров – Нижний Новгород – Самара).

Для профессионалов и любителей, увлекающихся горнолыжными видами спорта, планируется назначение поездов – «лыжных стрел» – по маршрутам: Ростов-на-Дону - Роза-Хутор, Новосибирск - Кондома, Москва - Апатиты. 

Туристические маршруты развивают и пригородные компании. В семи регионах страны организованы мультимодальные перевозки на горнолыжные курорты, в том числе в Кемеровской области (Шерегеш), Саратовской области (Хвалынск), Пермском крае (Губаха, Такман), Удмуртии («Чекерил»), Мурманской области (Хибины), Башкортостане (Абзаково), Челябинске («Солнечная долина»).

Набирают популярность экскурсионные маршруты ретропоездов на паровозной тяге. Такие проекты реализованы в Ярославской, Ивановской областях и Пермском крае. Отдельного внимания заслуживает ретропоезд Бологое – Осташков. Он перевозит туристов регулярно – еженедельно по субботам. С сентября 2018 года по апрель 2020 года экскурсионную программу с поездкой на этом поезде посетили более 11 тыс. человек. 

– Туристические поезда – аналог круизного судна. Путешественнику нужны развлечения в пути. Планируете ли делать особые вагоны именно для туристических поездов? 

– Турпоезда можно отнести к типу поездов дальнего следования. Но для создания большего комфорта во время длительной поездки в таких поездах мы часто используем вагоны повышенной комфортности – с преобладанием вагонов СВ и люкс. В вагоне люкс – четыре купе. В каждом – два спальных места, кресло, откидной стол, индивидуальные биотуалет и душ. Такой уровень сервиса позволяет туристу полноценно наслаждаться отдыхом даже в долгой поездке. Также в состав круизных поездов включаются вагон-зал для проведения активностей в пути поезда, вагон-бар и, конечно, вагон-ресторан, так как в некоторые туры мы включаем питание на борту поезда. 

Также мы начали разработку так называемого обзорного вагона – с увеличенными окнами для поездок по наиболее видовым маршрутам. 

В этом году специально для организации поездки детей, участвующих в проекте  «Большая перемена», мы  приняли в эксплуатацию вагоны-души, вагоны-рестораны и вагоны-залы. Этот подвижной состав будет использоваться на наших регулярных круизных маршрутах.
 
– Опыт показывает, что для создания полноценного туристического маршрута одного лишь железнодорожного транспорта не хватает. Как будет развиваться работа над мультимодальными поездками? Этим будет заниматься АО «ФПК»?
 
– Вы правы, при разработке маршрутов мы прежде всего думаем об удобстве клиентов, а не только о продаже железнодорожной составляющей. 
Количество мультимодальных маршрутов растет стремительно. Как вы знаете, в этом году мы реализовали самый комплексный продукт – «Байкальская сказка», где объединили все виды транспорта – поезд, автобус, катер и самолет.  При разработке такого рода маршрутов всегда идет процесс с вовлечением многих сторон: подразделений, входящих в холдинг «РЖД», и представителей местных властей, локальной транспортной инфраструктуры. 

АО «ФПК» вплоть до настоящего момента полностью справлялось с формированием продукта. Выделение данного направления в рамки отдельного юридического лица не планируется. 

– В поездах дальнего следования все лето проводились пилотные испытания, связанные с новой концепцией питания пассажиров. Расскажите о предварительных результатах. 

– Прежде чем концепция была разработана и введена в тестовую эксплуатацию, были проведены маркетинговые исследования (опрошены 3 000 респондентов). К сожалению, результаты показали, что пассажир не доверяет качеству блюд, не доволен в основном уровнем цен в вагоне-ресторане. 

Предлагается переход к более современным процессам приготовления, которые уже давно используют в авиации и к которым постепенно переходят зарубежные железнодорожные перевозчики. 

Реализация концепции предусматривает поэтапный переход. Так, с апреля 2021 года ОАО «РЖД» реализуют тестовый этап концепции в поездах Москва – Казань, Москва – Адлер, Москва – Волгоград, Москва – Воронеж. За это время проведён ребрендинг: вагоны-рестораны получили название – «вагон-бистро», для них разработан фирменный стиль, начиная от дизайна меню и упаковки блюд до обновленного интерьера и новой формы сотрудников. Также был обучен персонал по новой программе. Разработано новое меню. Это блюда высокой степени готовности – все они приготовлены на фабриках из свежих продуктов.  

Разработана система получения обратной связи от пассажиров. В вагонах-бистро размещены QR-коды, к которым привязана анкета для проведения маркетинговых исследований удовлетворенности пассажиров. Сбор отзывов ещё продолжается. О результатах можно будет говорить в начале ноября. Но уже сейчас можно сказать, что получены положительные отзывы посетителей вагонов-бистро об улучшении качества обслуживания, сокращения времени ожидания заказа, оформления и сервировки столов. В соответствии с пожеланиями пассажиров в меню вагонов-бистро были добавлены новые блюда. В частности, суп-солянка мясная. 

Тестовая эксплуатация маршрутов продлится до конца марта 2022 года. После оценки итогов тестового этапа, учитывая отзывы и предложения пассажиров, будет принято решение о масштабировании концепции на другие маршруты. Услуга питания будет сохранена, но окончательный формат и меню будут сформированы после подведения итогов пилотного проекта. 

– Существует несколько концепций пассажирских вагонов. Какая наиболее удачная? Какой вагон будущего? 

– Особое внимание уделяется потребительским характеристикам пассажирского места. Одно из направлений – совершенствование не купейных вагонов. В 2019 году внедрена разработанная совместно с АО «Вагонреммаш» концепция для плацкарта. Главное отличие от существующей конструкции – возможность организации личного пространства для каждого за счет перегородок, установленных вдоль прохода, и индивидуальных шторок. 

АО «ТМХ» разработало аналогичный вариант модульного плацкарта. В таком вагоне представлено сочетание привычного для плацкарта расположения мест в пассажирских отсеках и «купе» с модульными секциями-шкафами. Таким образом в концепте сохранены пассажирские места с традиционной компоновкой, удобной для путешествий больших компаний или пожилых пассажиров, и в то же время добавлены места, рассчитанные на более уединенное путешествие. С учетом запланированного перехода на изготовление вагонов в большем габарите реализация этой концепции позволит обеспечить размещение в вагоне одного дополнительного пассажирского отсека, увеличить длину мест для лежания и выделение душа в отдельное помещение.  

По результатам демонстрации полноразмерного макета модульного вагона собраны и обрабатываются мнения пассажиров. Итоговое решение о концепции находится в стадии проработки.

Кроме этого, на туристическом форуме «Путешествуй!», который проходил с 11 по 13 июня этого года в Москве на ВДНХ, был представлен макет интерьера капсульного вагона. При разработке концепта был изучен российский и международный опыт, а также учитывались мнения пассажиров и проводников. Особенностью концепта является выполнение макета в габарите Т. Это увеличенные, в сравнении со стандартным подвижным составом, ширина вагона и длина. Ширина вагона увеличена на 28 см, длина – на 73 см. Благодаря новому габариту удастся достигнуть улучшения эргономики вагонов и увеличения их вместимости. Новый концепт вмещает 56 индивидуальных мест-капсул: по 28 снизу и сверху. 

Интерьер всех этих вагонов заметно различается, но все они представляют собой новый этап развития плацкартного вагона. В настоящее время создан ещё один вариант некупейного вагона и изготавливается полноразмерный макет отсека вагона с диагональным расположением мест для лежания. Макет планируется показать на ежегодно проводимой «Транспортной неделе» в Москве.

Как показывает практика, потребности пассажиров отличаются в зависимости от возраста, достатка и целей, преследуемых в путешествиях. Все эти концепции, скорее всего, будут востребованы для деловых поездок длительностью около суток. Вместе с тем есть пассажиры, для которых необходим более высокий уровень комфорта и для них в парке имеются вагоны с индивидуальными санитарно-гигиеническими модулями и просторными купе.

Таким образом, универсального «портрета» вагона будущего быть не может. Правильнее говорить о характерных чертах:  высочайший уровень безопасности,  уровень комфорта, соответствующий классу обслуживания, и оптимальные экономические параметры приобретения и эксплуатации. 

– Раз уж разговор зашел о будущем, расскажите о планах по внедрению новых цифровых сервисов. 

– Мы постоянно работаем над улучшением качества цифровых и дистанционных сервисов. Например, решена задача показа направления движения в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» для многих поездов с сидячими вагонами. Задача кажется простой, но ведь меняются составы, важно было минимизировать возможные ошибки. 

Много времени будет посвящено продаже билетов для льготников – как в дальнем, так и в пригородном сообщении. Ведем своего рода «крестовый поход», чтобы все типы льгот наконец можно было продавать в режиме онлайн. Для этого развиваем взаимодействие с госорганами. В процессе работы возникают новые задачи как для нас, так и для них, которые приходится совместно решать.
 
Также в этом году впервые и весьма успешно осуществляли продажу билетов на «Метеор» по маршруту Сортавала – Валаам. Железнодорожные системы вполне с этим справились. Таких запусков будет больше в соответствии с концепцией развития мультимодальных перевозок, закреплённой в Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД».

Возникает необходимость обеспечения приема безналичных платежей. Сейчас в поезд выдаются только несколько терминалов безналичной оплаты. В АО «ФПК» разрабатывается техническое решение, позволяющее принимать безналичные платежи в каждом вагоне и отправку кассового чека на e-mail или на мобильное устройство. 

– Начался осенний сезон. В условиях сложной эпидемиологической ситуации перевозки нестабильны, особенно в дальнем следовании. Какие прогнозы у компании на осень? 

– Ожидаем, что массовая вакцинация граждан снизит уровень заболеваемости и приведет к отсутствию ограничительных мер со стороны государства, что будет способствовать повышению транспортной активности населения. 

Планируем восстановление объемов перевозок поездами АО «ФПК» не ниже 80% к 2019 году. Таким образом, по итогам 2021 года ожидается перевезти 83,9 млн пассажиров, или 79,3 % к уровню 2019 года, 92,1% к уровню корректировки на 2021 год и 142,2% к уровню 2020 года. 

Работаем над нивелированием рисков. Сглаживать последствия внешних факторов будем с помощью маркетинговых предложений - это как существующие акции, так и новые предложения. Например, такие как: путешествия мини-группами от 5 до 9 человек со скидкой 20% на каждого пассажира; расширение полигона применения невозвратного тарифа; введение дополнительной скидки в размере 25% на последнее купе к тарифам в купейных вагонах; скидка в размере 25% для студентов и аспирантов-очников высших или средних учебных заведений, зарегистрированных в программе «РЖД Бонус», на проезд в купе и в вагонах с местами для сидения в скоростных поездах АО «ФПК», курсирующих во внутригосударственном сообщении. Также  в сглаживании негативных последствий нам помогут новые туристические продукты. 

– Сколько процентов вагонного парка АО «ФПК» нуждается в обновлении в этом и следующем году?  

 – В 2021 году запланировано обновление около 3% вагонного парка АО «ФПК». Эти планы не претерпели изменений в связи с пандемией и сокращением поездов. Уже получено 20 двухэтажных вагонов модельного ряда 2020. Потребность в обновлении подвижного состава в 2022 году также составляет около 3%.

– Когда в поездах исчезнут гравитационные туалеты? 

– С 1 января 2011 года до 1 января 2021 года доля подвижного состава с туалетами гравитационного типа в парке АО «ФПК» сократилась с 72,5% до 26,7%. С 1 января 2021 года до 1 января 2026 года планируется сокращение доли таких вагонов до 8,5%. Полное исключение из эксплуатации вагонов с туалетами гравитационного типа ожидается в 2035 году.

Беседовала Надежда Кожухова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →