Первые лица / 13.04.21 08:25

Компания «РЖД» вместе с вузами занимается подготовкой кадров

Существующая в холдинге методика позволяет планировать потребность компании в молодых специалистах на 5–6 лет вперёд

Компания «РЖД» вместе с вузами занимается подготовкой кадров | Первые лица | Сергей Саратов, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»
фото:ЦКАДР

Прошёл год с начала запуска Программы взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта. О том, что было сделано по программе, а также о приоритетах на 2021 год рассказывает начальник Департамента управления персоналом Сергей Саратов.

– Сергей Юрьевич, Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с отраслевыми вузами охватывает широкий спектр направлений сотрудничества. Как вы считаете, удалось ли компании за прошедший год наладить более тесный контакт с отраслевыми учебными заведениями?

– В подготовке кадров железные дороги всегда опирались на систему отраслевого образования. Сейчас у нас есть документ, который впервые со времён МПС позволяет выстраивать системные отношения между компанией и вузами в области подготовки специалистов. Он определяет приоритетные направления сотрудничества и формулирует конкретные результаты.

– В общей сложности программой запланировано выполнение порядка 70 мероприятий до 2025 года. При этом у отраслевых вузов широкая география, и у каждого университетского комплекса свои особенности. Как выстраивается и координируется работа по реализации намеченных планов?

– Чтобы сверить часы, каждый месяц мы проводим проектно-аналитические сессии, в которых участвуют представители компании и университетов, это позволяет нам видеть ход работы по всем направлениям. И конечно, наша компания имеет возможность непосредственно на местах отслеживать выполнение программы.
Во-первых, это делается через попечительские советы отраслевых университетов, в которые вошли начальники железных дорог и другие топ-менеджеры компании.
Во-вторых, наши руководители непосредственно участвуют в жизни вузов: посещают заседания кафедр, входят в состав экзаменационных комиссий, руководят практикой студентов – и таким образом видят, что происходит в вузах.
Кроме этого, в прошлом году была разработана и утверждена методика рейтингования вузов. Мы планируем ежегодно оценивать взаимодействия университетов с компанией, а также уровень участия университетов в выполнении программы. Результаты первого рейтинга уже подведены и представлены вузовскому сообществу.

– Какое из направлений программы требует больше всего инвестиций со стороны ОАО «РЖД»?

– Самая финансовоёмкая задача – это оснащение вузов современным учебно-лабораторным оборудованием. На первом этапе мы сфокусировались на обучении будущих специалистов хозяйства перевозок и оснастили 78 классов современным тренажёрным оборудованием для обучения операторов сортировочной горки, поездных участковых диспетчеров и дежурных по станции. Теперь студенты во всех транспортных вузах будут обучаться по единым методикам и отрабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к производственным.

– Обеспечение компании специалистами – одна из главных задач программы. Сколько целевиков нужно компании?

– В прошлом году была актуализирована методика, которая позволяет планировать потребность компании в молодых специалистах на 5–6 лет вперёд. Ежегодно структурные предприятия компании заключают порядка 6 тыс. договоров о целевом обучении.
Для нас важно не только количество, но и качество молодых специалистов. Для привлечения на целевое обучение наиболее талантливых и мотивированных кандидатов с прошлого года мы стали проводить оценку способностей абитуриентов. Конечно, результаты ЕГЭ и участие ребят в наших профориентационных программах также учитываются при принятии решения о заключении договора.

– Готовы ли выпускники вузов к работе в компании? Что можно сказать о качестве их подготовки?

– В прошлом году в ходе пилотного проекта была проведена оценка профессиональных и корпоративных компетенций более чем 2 тыс. выпускников вузов железнодорожных специальностей. Результаты свидетельствуют о достойном уровне подготовки специалистов. Эта оценка важна и для выпускников, и для компании. Основываясь на полученных результатах, мы можем планировать индивидуальное развитие молодых специалистов, а вузы – корректировать программы обучения для максимального соответствия компетенций выпускников требованиям компании.

– Помимо оценки компетенций выпускников, за счёт каких ещё инструментов компания сегодня может влиять на образовательный процесс?

– Компания имеет хорошую возможность работать со студентами, что называется, напрямую, поскольку университеты приглашают руководителей холдинга в качестве преподавателей. В прошлом году топ-менеджеры компании провели 106 лекций, а руководители среднего уровня регулярно приходят в студенческие аудитории, чтобы поделиться своим опытом.
Кроме того, компания имеет возможность создавать новые программы в сотрудничестве с вузами. За прошлый год появилось девять таких программ. Они знакомят с перспективными направлениями деятельности ОАО «РЖД» – это цифровизация, энергоэффективность, инновационные технологии в хозяйстве инфраструктуры, информатизация процессов на транспорте и т.д.
Мы продолжаем заниматься со студентами и в авторских классах, активно развиваем этот традиционный для нас формат, видим в нём хорошую возможность рассказать о новых технологиях, которые компания использует в своих производственных процессах.
В прошлом году запустили шесть таких программ на базе Ростовского, Самарского, Сибирского и Омского университетов путей сообщения.
Вместе с тем развитие системы образования ставит вопросы, для решения которых нужно выходить на федеральный уровень (например, какие компетенции должны быть включены в те или иные профессиональные стандарты), и сегодня представители ОАО «РЖД» активно работают в профильных координационных советах вместе с экспертами Минобрнауки и Минпросвещения России.

– Что даёт вузам процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, которую проводит «Желдортранс»?

– Аккредитация – это, по сути, независимое признание качества подготовки выпускников. Для нас как работодателя это уверенность в том, что образовательный процесс отвечает и требованиям профессиональных стандартов, и требованиям компании к специалистам соответствующего профиля. Возможность аккредитовать свои программы у вузов появилась недавно. Это добровольный процесс, и мы находимся в начале пути. Все университеты уже начали соответствующую работу. Надеемся, что колледжи также подключатся. Ведь аккредитация программ имеет ряд бонусов – это и своеобразная реклама качества образовательных услуг, и конкурентное преимущество в борьбе за абитуриентов, и хорошая рекомендация при прохождении государственных аккредитационных процедур.

– Отдельное направление программы – это работа с брендом работодателя. Какие проекты, нацеленные на молодёжную аудиторию, вы бы отметили по итогам прошлого года?

– Мы видим, что и у школьников, и у абитуриентов, и у студентов есть запрос на информацию о компании и отрасли. Мы, в свою очередь, должны научиться интересно рассказывать о своих инновационных проектах, перспективных направлениях развития отрасли и возможностях для профессионального роста, если хотим привлечь талантливую молодёжь.
В прошлом году мы запустили Карьерный портал холдинга – по сути, это лицо компании в Интернете, интерактивный навигатор, который помогает расширить представление о компании и самых востребованных профессиях на железной дороге. Кстати, для абитуриентов портал стал удобным способом подать заявку на целевое обучение. В прошлом году таким образом было получено более 500 онлайн-заявок.
Большие надежды мы связываем с программой RZD.GENERATION. Она позволяет привлекать в компанию талантливых студентов из лучших вузов страны. Программа предлагает около десятка разных активностей – от кейс-чемпионатов, хакатонов и научных проектов до практики и стажировок в компании, это позволяет вживую познакомиться с железной дорогой. В начале года запустили ещё один проект для студентов – «Студенческие амбассадоры РЖД».
Также мы продолжаем поддерживать строительные отряды и осваиваем новые форматы работы с этой аудиторией, чтобы продвигать бренд работодателя. Так, в феврале Корпоративный университет РЖД запустил дистанционную образовательную программу для бойцов студенческих отрядов, чтобы познакомить ребят с компанией, со структурой холдинга «РЖД», корпоративной культурой. В общей сложности более 700 слушателей приступили к обучению под руководством экспертов Центра молодёжных проектов.
Весной 2020 года в Москве при участии РЖД было открыто новое мультиформатное пространство «СО.Здание», теперь у бойцов студотрядов есть свой дом, где под одной крышей находятся музей движения, коворкинг, конференц-зал, студия звукозаписи и даже типография. В общем, получилось молодёжное пространство для общения, обмена идеями и демонстрации результатов своего творчества.
Что касается железнодорожных вузов, там тоже были созданы особые пространства: брендированные аудитории и коворкинги, где компания может проводить свои мероприятия, лекции и мастер-классы, чтобы сформировать образ привлекательного работодателя.
В планах – создать аналогичные помещения в филиалах вузов.

– Качество образования напрямую зависит от профессионализма преподавателей. Что за год удалось сделать для поддержки преподавателей?

– Одна из наших главных задач состоит в том, чтобы создать сообщество преподавателей, которые готовы развиваться. Это поможет им обмениваться опытом, внедрять передовые практики и создавать новую образовательную среду. И первый шаг в этом направлении – совместная работа сотрудников высшей школы и преподавателей наших учебных центров. Для этого мы в прошлом году впервые провели конкурс профессионального мастерства, в котором участвовали работники вузов, колледжей и учебных центров компании, – это позволило профессионалам взаимно обогатить друг друга.
Ещё одно направление работы – развитие стажировок для преподавателей в компании. В прошлом году их участниками стали 117 педагогов. Полученные знания помогут им в обновлении образовательных программ.
Наконец, мы готовы материально поддерживать тех преподавателей и коллективы, которые нацелены на инновации.
В прошлом году впервые на конкурсной основе стали присуждать гранты в размере 1 млн руб. на реализацию проекта. Планируем, что каждый год компания будет финансировать не менее пяти интересных идей.

– С 2021 года при вузах будут создаваться студенческие научные бизнес-инкубаторы и акселераторы. Какую функцию они будут выполнять?

– Отраслевые вузы – это наш партнёр по широкому спектру научных исследований, которые проводятся в рамках научно-технического развития компании. Мы заинтересованы в усилении научно-исследовательского потенциала вузов и активно поддерживаем молодых учёных через систему грантов. При этом есть понимание, что для развития науки необходима особая среда, которая не только способствует увеличению количества научно-технических и инженерных проектов, но стимулирует появление качественных разработок, которые авторы могут довести до промышленной эксплуатации.
Речь идёт о том, чтобы воспитывать студентов в духе предпринимательства. И как раз бизнес-инкубаторы и акселераторы – тот формат, который должен помочь раскрыться молодым учёным. С одной стороны, студенты будут привлекаться к выполнению научно-исследовательских работ и инновационных разработок по заказу компании. Это станет для них хорошей школой и позволит развить нужные навыки, например умение оценивать потенциал различных проектов в рыночных условиях. С другой стороны, у них появится возможность реализовать свои идеи под руководством наставников. Они получат консультационное и методическое сопровождение, а значит, вырастут как профессионалы, освоят проектный подход, научатся работать в команде.

– В этом году планируется создание единой программы продвижения отраслевых вузов на международном образовательном рынке. Почему это так важно?

– Сейчас в наших вузах реализуется 35 международных программ, по которым обучается более 1500 студентов. Я уверен, что наши отраслевые университеты смогут играть более значимую роль в международном образовательном пространстве и занять достойные места в международных рейтингах.
Это позволит нам, во-первых, привлекать больше иностранных студентов и, во-вторых, создавать образовательные программы совместно с зарубежными партнёрами. Это выгодно всем участникам взаимодействия. Вузы смогут привлечь в свои бюджеты дополнительные средства для развития, а наша компания получит новые возможности для усиления своих международных проектов за счёт выпускников-иностранцев.
Программа продвижения отраслевых вузов за рубежом должна сформировать единый подход к развитию потенциала университетских комплексов на мировой арене. Работа в этом направлении сегодня уже ведётся на базе Российского университета транспорта.

– Какие задачи программы вы считаете ключевыми на 2021 год?

– Один из важнейших вопросов – обеспечение учебного процесса. Мы продолжим работу по оснащению университетов современными тренажёрами. В этом году планируем передать вузам 25 современных классов для локомотивного хозяйства.
В числе основных приоритетов для нас останется разработка новых образовательных программ. Мы планируем сосредоточить усилия на программах по IT и строительству.
Наконец, мы приступаем к развитию управленческих команд вузов – это ещё одно важное направление работы для нас в 2021 году.
Не могу обойти стороной и участие в государственной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Безусловно, эта задача не относится напрямую к нашей Программе взаимодействия. Вместе с тем мы воспринимаем её как дополнительную возможность для развития потенциала железнодорожных вузов.
«Приоритет-2030» – это большой проект по поддержке российских вузов, который реализуется на уровне правительства. Он направлен на повышение конкурентоспособности российской науки и образования. В этом году будет проведён конкурсный отбор вузов в программу, и мы рассчитываем, что наши отраслевые вузы войдут в число тех учебных заведений, которые смогут претендовать на гранты из федерального бюджета, – это хорошая возможность усилить образовательный и научный потенциал отрасли.

Беседовала Ирина Иванова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →