Первые лица / 01.02.21 08:14

«После нас должно быть лучше, чем до нас»

ОАО «РЖД» в новой Экологической стратегии ужесточает подходы к сохранению окружающей среды

«После нас должно быть лучше, чем до нас» | Первые лица | Андрей Лисицын, начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Этот год объявлен в ОАО «РЖД» Годом экологии. Компания реализует крупные инвестиционные проекты, где особое внимание будет уделяться охране окружающей среды. О том, каким образом удастся сбалансировать экономическое развитие и сохранение природы, «Гудку» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Андрей Лисицын.

– Почему потребовалось разработать новую концепцию Экологической стратегии компании?

– Потребность в актуализации связана с окончанием промежуточного периода реализации Экологической стратегии до 2020 года, принятием в 2016–2020 годах на правительственном уровне ряда важных стратегических документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, необходимостью гармонизации целевых ориентиров и сроков их достижения с учётом параметров Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года.

– В ОАО «РЖД» действует Экологическая стратегия, принятая в 2009 году и последний раз актуализированная в 2016-м. Каковы результаты её выполнения по итогам 2020 года?

– Первая Экологическая стратегия была утверждена распоряжением компании 13 февраля 2009 года. В этот документ были заложены стратегические параметры по снижению негативного воздействия на окружающую среду по отношению к 2007 году.
С учётом изменения национальных целей в сфере экологии и внутренней трансформации компании параметры экологической стратегии дважды корректировались – в 2014 и 2016 годах.
С 1 января 2014 года компания организовала раздельный сбор отходов бумаги, картона, стекла, пластика во всех офисных зданиях, административно-бытовых помещениях и на вокзалах. В результате сегодня на переработку ежегодно передаётся более 1,5 тыс. тонн таких видов отходов.
За прошедшие 13 лет компании «РЖД» удалось достигнуть значительных успехов в сфере экологии. Так, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников снижены на 66% (в заложенных в первой Экологической стратегии планах этот показатель составлял –55%), выбросы от передвижных источников уменьшились на 34,4% (31,5%), сбросы недостаточно очищенных сточных вод снижены на 73% (66%). Мы также добились полного исключения сброса сточных вод без очистки.
Были разработаны и реализованы программа повышения экологической ответственности, концепция природоохранной деятельности, актуализирована политика в области охраны окружающей среды, установлены стандартизированные требования к системе управления охраной окружающей среды, к зданиям, сооружениям, продукции, сырью и материалам.
В настоящее время действует 45 организационно-распорядительных документов, регулирующих природоохранную деятельность холдинга в разных сферах.
При национальной цели обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов на 30% относительно уровня 1990 года компания за счёт внедрения ресурсосберегающих и реализации углеродно-негативных проектов уже в 2020 году достигла снижения выбросов СО2 на 49% при сопоставимых объёмах перевозок. С 2007 года доля обезвреживаемых и направляемых на переработку отходов в компании повысилась на 23% и составляет 83% всех образующихся отходов.

– Какие основные подходы в ней предложены и что изменится в работе компании, когда документ будет принят?

– Основные задачи Экологической стратегии ОАО «РЖД» получили конкретное выражение в стратегических ориентирах: определены приоритеты с учётом национальных целей и стратегических задач экологического развития России, целей устойчивого развития, установлены временные рамки и необходимые мероприятия, а также результаты, которых нужно достичь.
Основная цель до 2030 года – существенно снизить влияние производственной деятельности подразделений компании на окружающую среду за счёт внедрения инновационных прорывных ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Стратегия учитывает международную повестку устойчивого развития и «зелёной» экономики, позволит компании реализовать цели устойчивого развития ООН в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Речь идёт о таких направлениях, как снижение потребления воды и ликвидация сброса загрязнённых сточных вод; техническое перевооружение и внедрение экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий; вовлечение отходов во вторичный оборот, ликвидация накопленного экологического ущерба; сохранение природных экосистем и биоразнообразия, включая мероприятия по лесовосстановлению.
В конце прошлого года вновь разработанная Экологическая стратегия одобрена Центральной комиссией по природоохранной деятельности, подготовлена для рассмотрения правлением ОАО «РЖД».

– Сколько средств ОАО «РЖД» вкладывает в экологические программы и как в экологическом плане выглядят РЖД на фоне других крупных компаний в России?

– В число приоритетов компании уверенно вошла деятельность по защите окружающей среды. Это не только конкурентное преимущество, но и одно из условий финансовой устойчивости холдинга.
Компания сохраняет лидирующие позиции по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок среди железнодорожных компаний мира. По оценке Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, Россия занимает первое место по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок, а в пассажирском движении – четвёртое место после Индии, Китая и Японии.
Железнодорожный транспорт – самый экологичный вид транспорта с долей в общем объёме парниковых выбросов около 1,8%. Из них доля ОАО «РЖД» – менее 1%. Обусловлено это тем, что более 85% пассажиров и 86% грузов ОАО «РЖД» перевозит на электрической тяге. Это существенное преимущество позволило РЖД стать первой и единственной из российских компаний, разместившей «зелёные» еврооблигации.
Доля РЖД в общих показателях негативного воздействия на окружающую среду предприятий, функционирующих на территории РФ, составляет менее 1%: выбросы – 0,7%, сбросы сточных вод в водные объекты – 0,05%, образование отходов – 0,02%.
Лидерство ОАО «РЖД» в сфере экологии подтверждается различными агентствами. Так, по данным рейтингового агентства RAEX-Europe, в 2020 году холдинг «РЖД» занял 3-е место среди российских компаний в ESG-рэнкинге, переместившись с 6-го места в 2019-м. Деятельность компаний оценивалась по 200 индикаторам, которые отражают три основных блока: Environment – воздействие на окружающую среду, Social – персонал и местные сообщества и Governance – раскрытие информации и управление.
Несмотря на беспрецедентные внешние вызовы 2020 года, ОАО «РЖД» стало лидером финансовых инноваций, получив 11 декабря 2020 года российскую премию «Сделка года» от агентства Cbonds за размещение бессрочных «зелёных» облигаций, а также престижную международную премию Green Bond Pioneer Awards от Лондонской фондовой биржи и разработчика стандартов в области экологии Climate Bonds Initiative как первая российская компания, вышедшая на рынок «зелёного» финансирования. Эти победы демонстрируют высокую степень признания ОАО «РЖД» со стороны российского и международного инвестиционного сообщества.
Кроме того, в 2020 году удалось существенно улучшить позиции ОАО «РЖД» в национальном рейтинге устойчивого развития от РА «Эксперт», а также в международном рейтинге от MSCI (повышение на одну ступень до ВВ) и SustainAnalytics (улучшение с 43 до 26 баллов). Эти достижения позволили ОАО «РЖД» встать на один уровень с «Французскими железными дорогами» (SNCF).
Даже с учётом минимального «экологического следа» вклад компании в модернизацию подвижного состава, применение энерго- и материалосберегающих технологий, оптимальное использование природных ресурсов, которые позволяют существенно снижать нагрузку на окружающую среду, составляет не менее 120 млрд руб. в год. Вложения, направленные исключительно на создание природоохранных фондов – сооружений по очистке выбросов, объектов для обезвреживания, переработки, накопления отходов производства, оснащения экологических лабораторий, – составляют ежегодно 5–7 млрд руб.

– Какие сейчас основные болевые точки есть у компании и как она работает над решением этих проблем?

– У нас осталось серьёзное историческое наследие, связанное с деятельностью железнодорожного транспорта времён Советского Союза. Это прошлый экологический ущерб – то, что накоплено десятилетиями.
Со времени создания компании «РЖД» точечно, а начиная с 2013 года – системно стоит задача по выявлению загрязнений, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий железнодорожного транспорта до создания ОАО «РЖД», ведению реестра объектов накопленного экологического ущерба для поэтапной их ликвидации.
За шесть лет ликвидировано 42 крупных объекта накопленных загрязнений.
По результатам инвентаризации реестр объектов накопленного вреда сегодня ещё остаётся существенным – 304 объекта. Нам предстоит их ликвидировать.
Много ещё предстоит работы в сфере сокращения потребления воды, сбросов сточных вод от производственной деятельности в реки и озёра, внедрения технологий по снижению акустического и вибрационного влияния объектов железнодорожного транспорта на прилегающие территории.

– Какой экологической модели придерживается ОАО «РЖД» при работе в природоохранной зоне озера Байкал? Как организовано информирование общественности и работа со СМИ?

– «Зелёная» экономика делает акцент на удовлетворении потребностей человека с учётом взаимодействия с окружающей средой. Девиз деятельности компании определён такой: «После нас должно быть лучше, чем до нас!» Действительно, последующие годы пройдут под знаком масштабных инфраструктурных проектов: по развитию Восточного полигона, Центрального транспортного узла, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и ряда других. Все они затрагивают особо охраняемые природные территории, в том числе такой уникальный объект, как озеро Байкал.
Компания имеет комплексный подход при решении задач охраны окружающей среды. Все вновь планируемые производственные объекты, минимально затрагивающие функционирование природных систем, реализуются только на основе анализа и управления рисками. Проектирование и эксплуатация опасных производственных объектов ведётся в строгом соответствии с нормами российского законодательства.
Из запланированных к реализации на Байкальской природной территории 108 объектов, которые мы должны построить, на 34 объекта уже получены положительные заключения государственной экологической и государственной технической экспертиз.
Компания взяла дополнительные обязательства по охране окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры.
Совместно с общественностью, а это более 30 организаций, правительствами Иркутской области и Республики Бурятия разработаны планы дополнительных мер, включая создание системы экологического мониторинга и контроля, охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель, животного и растительного мира.

– Действительно ли положение с экологией на Байкале улучшится после завершения проекта расширения БАМа и Транссиба. И в чём?

– Исторически при строительстве БАМа и Транссиба действовали совершенно другие подходы, иные нормы законодательства. О вопросах экологии тогда мало кто задумывался.
При реализации проектов по реконструкции и строительства БАМа и Транссиба предусмотрены применение самых прогрессивных технологий при укладке пути с заменой деревянных шпал на железобетонные; перевод порядка 20 пунктов обогрева на электроэнергию с отказом от углеродного топлива, что позволит снизить выбросы в атмосферу; строительство и техническое перевооружение сооружений для очистки сточных вод для предотвращения загрязнения рек и ручьёв на уязвимой Байкальской природной территории; отказ от маслонаполненных выключателей с переходом на элегазовые (разновидность высоковольтного выключателя, использующего элегаз (шестифтористую серу в качестве среды гашения электрической дуги. – Ред.) и вакуумные, что сделает невозможными любые ситуации с выбросом масел в воду и почву; обустройство объектов электрификации птицезащитными устройствами, что предотвратит поражения птиц электрическим током; оборудование всех строительных площадок в центральной экологической зоне мойками для колёс, биотуалетами, бытовыми комплексами с замкнутой системой водоотведения; создание на вокзальных комплексах и пассажирских платформах системы раздельного сбора отходов; лесоразведение на территории Байкальского лесничества в объёме 20 га; мероприятия по популяризации биоразнообразия краснокнижных животных, обитающих на граничащих с полосой отвода железной дороги территориях Прибайкальского национального парка; создание условий для развития экотуризма на Кругобайкальской железной дороге.
Кроме того, в процессе создания сейчас находится уникальная система экологического контроля и мониторинга при проведении работ по строительству и реконструкции с элементами видеофиксации, автоматического контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ, с обобщением посредством информационной платформы сбора, обработки, анализа результатов экологического мониторинга и контроля. Она позволит в режиме онлайн получать информацию об экологической обстановке на объектах для принятия превентивных мер по пресечению любых нарушений технологических процессов при ведении строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Информация будет передаваться в Минприроды России и его надзорные ведомства.
Нами выбран способ публичного контроля и мониторинга с участием активных граждан, общественных организаций региона, когда каждый может принять участие в процессе обсуждения используемых технологий и удостовериться в безопасности выбранных технических решений.
Уверен, что все эти меры позволят нам стать ещё экологичнее, обеспечат чистоту воздуха, воды в зоне расположения объектов компании.

– Будет ли модель, которую использовали при работе на Байкале, в дальнейшем использоваться в работе компании?

– Безусловно, решения, которые мы применяем на Байкальской природной территории, будут использованы при строительстве Северного широтного хода и других комплексных проектов.
Кроме того, мы стремимся использовать самый передовой опыт, обновлять технологии, внедрять самые прогрессивные разработки для того, чтобы сделать перевозку грузов и пассажиров более экологичной и чистой. Ведь вопрос бережного отношения к природе и осознанного потребления ресурсов стал трендом нашей компании.

Беседовал Сергей Плетнёв

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир