Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

«Интертран» ускоряет интермодальные перевозки

Первые лица | Понедельник | 14.09.2020 | 08:08
Как цифровая технология способствует росту контейнерных отправок
«Интертран» ускоряет интермодальные перевозки | Первые лица
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Проект «Интертран» позволил наладить электронный документооборот при мультимодальных перевозках контейнеров в экспортно-импортном и транзитном сообщении. Что означает внедрение новой технологии для рынка и какие у неё перспективы, рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов.

– Год назад состоялась первая интермодальная перевозка контейнеров с использованием технологии «Интертран». В чём суть этого проекта и в чём его привлекательность для участников перевозочного процесса?

– Этот проект, направленный на развитие цифровых сервисов доставки контейнеров в интермодальном сообщении, – наш вклад в реализацию национальных целей развития Российской Федерации, утверждённых Указом президента № 474 от 20.07.2020 в части цифровой трансформации. Он был инициирован нами в 2018 году во время председательства генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова в Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблее Международного союза железных дорог (МСЖД).
Создание информационной технологии «Интертран», выстраивание последовательного плана реализации проекта осуществлялись рабочей группой ОАО «РЖД» и ТГ FESCO по развитию интермодальных перевозок с использованием электронного документооборота. Проведённая работа позволила осуществить в сентябре 2019 года пилотную отправку контейнеров из японского порта Йокогама, через порт Владивосток на станцию Силикатная Московской железной дороги.
В основе этого проекта лежит идея создания бесшовной среды информационного взаимодействия оператора морской линии, перевозчика в лице ОАО «РЖД», таможенных органов, грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении интермодальной перевозки с оформлением электронных документов.
В результате проведённой работы создана единая информационная технология «Электронное взаимодействие «Порт – железная дорога», которая содержит спецификации по обработке операций участников перевозки в своих информационных системах, формирующих единую информационную среду по каждой перевозке. Она включает безбумажное проведение до 30 операций и позволяет оформлять в безбумажном виде транспортные документы, а также производить таможенное декларирование товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита. Также в электронном виде обеспечивается завершение процедуры таможенного транзита на станции назначения.
За прошедший год объём перевозок с использованием информационной технологии «Интертран» вырос до 6000 контейнеров. При этом в 2020 году эти перевозки росли со среднемесячным темпом 36%, что гораздо выше, чем показатель роста международных контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД».
Ещё один важный результат – международная поддержка проекта, что способствует укреплению международного имиджа компании. «Российские железные дороги» предложили современный цифровой сервис, который востребован на международном рынке, особенно в условиях глобального тренда на цифровизацию.

– Как повлияло внедрение информационной технологии «Интертран» на время доставки товаров?

– Реализация цифровых технологий и автоматизация операций по оформлению документов в рамках проекта «Интертран» позволили сократить общее время оформления груза в среднем на 4 суток. Сокращение срока происходит прежде всего за счёт перевода заявок в электронный вид, впервые были внедрены мобильные рабочие места для приёмосдатчиков и тальманов в порту, осуществлены операции по электронному закрытию таможенного транзита на станции прибытия. Кроме того, сокращены непроизводительные потери, связанные с перемещением работников для оформления таможенных, перевозочных документов в порту и на станции назначения.
Пожалуй, самое важное – сокращается время на административные процедуры при неизменном графике движения поездов. А это значит, что, не меняя скорости и интенсивности движения контейнерных поездов на сети, мы предоставляем грузоотправителю общую экономию времени доставки товаров в пункт назначения. Это повышает скорость оборота капитала и в итоге приносит клиентам дополнительные экономические эффекты.

– Вы сказали об эффектах для клиента. Какие эффекты есть для других участников перевозки?

– Эффекты от внедрения информационной технологии «Интертран» носят комплексный характер для всех участников перевозки. Сформирован современный информационно-логистический сервис, позволяющий сопровождать перевозку контейнера любого экспедитора или оператора электронными данными на всём пути следования, обеспечить необходимой электронной информацией не только заинтересованных лиц, но и государственные контролирующие органы.
Что касается железных дорог, то сокращение общего времени доставки грузов даёт нам дополнительные преимущества перед морскими линейными маршрутами доставки контейнеров из Азии в Европу через Суэцкий канал.
Для морских портов сокращение времени на административные процедуры позволяет ускорить обработку контейнеров и снизить инфраструктурные потребности в площадках для их складирования.
Интерес морских перевозчиков заключается в развитии новых фидерных сервисов доставки контейнеров между портами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Существенный эффект также получают государственные контролирующие органы, в частности таможня – сокращение сроков проведения таможенных операций и исключение человеческого фактора при принятии решений о выпуске товаров и завершении процедуры таможенного транзита.
В целом и государство, и транспортный бизнес заинтересованы в увеличении объёмов интермодальных перевозок, потенциал которых может дать серьёзную прибавку к уже существующему контейнерному потоку по наземным маршрутам из Китая в Россию, страны ЕАЭС и Европы.

– Как вы оцениваете востребованность технологии «Интертран»?

– География проекта в 2020 году значительно расширилась. К настоящему времени информационная технология «Интертран» растиражирована на станции ОАО «РЖД», принимающие контейнеры.
Хочу также отметить, что проект «Интертран» подтолкнул переход на использование электронного документооборота при осуществлении контейнерных перевозок и на других припортовых станциях Восточного полигона сети ОАО «РЖД».

– 3 сентября на станцию Колядичи Белорусской железной дороги был доставлен груз из Китая, перевозка которого была осуществлена с использованием информационной технологии «Интертран». Это первая подобная транзитная перевозка?

– Уникальность заключается в том, что это первая в истории транзитная интермодальная перевозка в полностью безбумажном формате. Железнодорожный транспорт значительно опережает в процессе цифровизации транзита наших партнёров из автотранспортного сектора. Ни транспортная накладная CMR, ни книжка МДП пока не применяются в электронном виде на автомобильном транспорте ни в России, ни в большинстве стран наших стратегических партнёров. То есть все международные, в том числе транзитные, автомобильные, перевозки являются «бумажными». Благодаря проекту «Интертран» мы имеем возможность воспользоваться нашим цифровым преимуществом для привлечения дополнительных грузопотоков на железную дорогу.

– Какая работа по использованию информационной технологии «Интертран» проводится с другими зарубежными железнодорожными компаниями?

– ОАО «РЖД» ведёт интенсивные переговоры со своими зарубежными партнёрами в ходе реализации проекта «Интертран», а состоявшаяся пилотная перевозка на станцию Колядичи стала результатом совместной работы с белорусскими коллегами в рамках плана совместных действий по развитию интермодальных перевозок из портов Японии, Южной Кореи и Китая через порт Владивосток на станции назначения в Республике Беларусь.
Очень важен переговорный процесс с Казахстаном. ОАО «РЖД» и НК «Казахстан темир жолы» подписали план совместных действий по организации интермодальных перевозок из портов Китая/Южной Кореи/Японии в порт Владивосток и далее железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации назначением в Республику Казахстан с использованием информационной технологии «Интертран».
Кроме того, в настоящее время ОАО «РЖД» совместно с партнёрами по проекту рассматривает возможность осуществления перевозки транзитом в Польшу через Республику Беларусь. В конце мая проведена презентационная встреча с представителями АО «ПКП» с целью продления маршрутов перевозок с использованием технологии «Интертран» до станций в Республике Польша.

– Вы сказали, что проект «Интертран» был инициирован в рамках Международного союза железных дорог. Нашёл ли он поддержку в других международных организациях?

– Мы активно продвигаем проект «Интертран» на различных площадках. Презентации, состоявшиеся за последние два года на заседаниях межправительственных и неправительственных органов, показали полную поддержку проекта «Интертран» со стороны Организации сотрудничества железных дорог, Европейской экономической комиссии ООН, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, Координационного совета по трансъевразийским перевозкам и других.
Под эгидой МСЖД мы организовали два международных семинара во Владивостоке с посещением морского торгового порта. В них приняли участие руководители и эксперты международных организаций, государственных контролирующих органов, железнодорожных и логистических компаний из Китая, Японии, Казахстана, Монголии и Южной Кореи, которых мы рассчитываем видеть в числе будущих участников проекта «Интертран».
Резолюции, принятые на семинарах во Владивостоке, содержат рекомендации по дальнейшему развитию цифровых интермодальных перевозок грузов в обширном АТР.

– Каким вы видите будущее проекта «Интертран»?

– Проект «Интертран» является прорывным шагом на пути внедрения полностью цифровой технологии доставки грузов «от двери до двери» с участием нескольких видов транспорта на базе уже существующих транспортных и коммерческих документов, не дожидаясь появления единого транспортного документа.
Благодаря развитию эффективного цифрового взаимодействия между железной дорогой, морскими портами и контролирующими государственными органами будут расширены возможности для ускорения мультимодальных и интермодальных перевозок, а также созданы стимулы для повышения уровня контейнеризации внутренних и внешнеторговых грузопотоков.
Модель цифрового взаимодействия в рамках проекта предусматривает не только ускорение перевозочного процесса, но прежде всего сокращение времени и затрат на внутренний финансовый учёт, взаимоотношения с государством в части оплаты налогов. Повышение скорости оборота финансовых средств позволит улучшить показатели экономической эффективности перевозочного процесса.
Наконец, проект является ярким примером успешного сотрудничества морского и железнодорожного транспорта, и дальнейшая географическая экспансия информационной технологии «Интертран» создаст дополнительные мультипликативные эффекты для всех партнёров ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе.
Сейчас информационная технология «Интертран» уже перешла из стадии пилотного международного проекта в обычную практику, используемую на сети ОАО «РЖД». Будущее проекта мы видим в расширении использования «Интертран» в странах Евразийского экономического союза и других государствах Азии и Европы.

– Повлияла ли на реализацию проекта пандемия коронавирусной инфекции?

– Безусловно, это был новый вызов, с которым мы достойно справляемся.
В условиях пандемии контейнерные перевозки грузов получили новый импульс развития за счёт минимизации участия человека в транспортном процессе. Поэтому оформление перевозок контейнеров в безбумажном формате по информационной технологии «Интертран» в этот достаточно сложный для мировой экономики период интенсивно росло.
Благодаря контейнерным поездам, в том числе в рамках проекта «Интертран», по сети ОАО «РЖД» весной 2020 года из Китая в Россию и Европу были доставлены десятки тысяч тонн масок и других средств индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского оборудования.
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица