Первые лица / 27.08.20 07:37

Работники остаются на БАМе

Как модернизировать дорогу и найти общий язык с экологами

Работники остаются на БАМе | Первые лица
фото:фото: Пресс-служба ВСЖД

Восточно-Сибирская дорога – одна из магистралей, на которой идёт работа по расширению провозной способности БАМа и Транссиба. Здесь же располагается и озеро Байкал, заповедная территория, где проходит железная дорога. О том, как будет идти работа по расширению БАМа, и о том, что нужно сделать для того, чтобы люди оставались там работать, «Гудку» рассказал начальник ВСЖД Василий Фролов.

– Спад грузопотока после начала пандемии и его нынешнее восстановление – главная тема обсуждений для всей транспортной отрасли. Какие грузы и грузоотправители стали драйверами восстановления на ВСЖД?

– При общем снижении объёмов грузоперевозок по сети восточное направление показывает рост грузооборота. Прежде всего это транзитные перевозки. На Восточно-Сибирской железной дороге за полугодие тарифный грузооборот увеличился на 1% к аналогичному периоду прошлого года. То есть мы сумели в сложных условиях улучшить свою работу.
Снизилась собственная погрузка железной дороги по таким номенклатурам, как нефтепродукты, минерально-строительные грузы, металлолом, каменный уголь.
При этом по итогам работы за полугодие выполнены бюджетные задания по объёмным показателям работы. Погружено более 30 млн тонн грузов, что выше плана на 0,6%, или на 190 тыс. тонн.
В границах Восточно-Сибирской железной дороги увеличилась отгрузка жмыхов на 70,7%, соли – на 8,2%, продовольственных товаров – на 14,3%, в том числе за счёт байкальской воды со станции Байкал, соевого масла и маргарина – продукции Иркутского масложиркомбината.
Несмотря на пандемию, части грузоотправителей удалось нарастить объёмы отправления грузов железнодорожным транспортом. В их числе АО «Разрез Тугнуйский», Ангасольский щебёночный завод, филиалы АО «Группа Илим» демонстрируют рост перевозок целлюлозы и картона после проведённой в 2019 году модернизации производств. Кроме того, в апреле было запущено крупное предприятие – ООО «ОК РУСАЛ Тайшетская анодная фабрика».
Однако говорить о полном восстановлении грузоперевозок в границах Восточно-Сибирской железной дороги в настоящее время преждевременно, так как режим ограничительных мер продолжает действовать как в Иркутской области, так и в Республике Бурятия.

– Режим самоизоляции выявил слабые звенья в структуре работы с клиентами, слишком высокий уровень персонального контакта. Как на дороге внедрялись дистанционные методы работы, какие из них признаны перспективными и будут развиваться уже вне эпидемиологического периода?

– В условиях пандемии за короткое время были сформированы новые принципы работы с нашими клиентами и пассажирами. Все позитивные привычки, возникшие в новых условиях, должны остаться в нашей жизни – как в части гигиены, так и в развитии дистанционных услуг. Переход на удалённое общение напрямую отвечает видению цифровой трансформации компании.
К примеру, удалённо осуществляются разработка и согласование схем размещения и крепления грузов с использованием Единой автоматизированной системы документооборота (ЕАСД). С марта текущего года по настоящее время разработано 207 эскизов и схем НТУ (непредусмотренных технических условий).
Также в удалённом режиме производится приём экзаменов на мастера погрузки, что позволяет сократить сроки оказания услуг клиентам, привлечь на железнодорожный транспорт новых пользователей услуг. С начала режима самоизоляции проведено 297 аттестаций на мастера погрузки, из них 238 дистанционно.
Подчеркну, что на ВСЖД в текущем году количество электронных обращений грузоотправителей выросло более чем на 20%.

– Пассажирские перевозки по понятным причинам почти на три месяца остались без клиентов. Как в этот период была организована работа сотрудников дороги, занятых в этой сфере? Удалось ли избежать сокращений, применялся ли режим неполного рабочего дня?

– Разумеется, мы ставим задачу сохранить коллектив. Это единая позиция компании. В Восточной Сибири профессия железнодорожника высоко котируется, а на многих станциях является градообразующим предприятием. В нынешних условиях остаться без работы недопустимо. В АО «Байкальская ППК» сохранены все рабочие места, режимы неполного рабочего времени не применялись.
В Восточно-Сибирском филиале – пассажирском вагонном депо Иркутск АО «ФПК» были определены производственные участки, профессии, в отношении которых был применён режим простоя (нахождение дома с оплатой 2/3 от среднего заработка).
В Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обу-
стройств, Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов режим неполного рабочего времени, отпусков без сохранения заработной платы и вынужденного простоя не применялся. В Восточно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава, учитывая социальную значимость перевозок пригородного движения, сохранения высококвалифицированного персонала локомотивных и ремонтных бригад, было принято решение не препятствовать предоставлению режимов неполного рабочего времени по собственному желанию работников.
Дистанционный доступ к рабочим компьютерам был предоставлен для 6,3 тыс. сотрудников Восточно-Сибирской магистрали (в общей сложности на ВСЖД насчитывается порядка 12 тыс. компьютеризированных рабочих мест).

– Кругобайкальская дорога признана одним из красивейших железнодорожных маршрутов мира, а руководство РЖД ставит перед пассажирским блоком задачу развивать туристические продукты на основе железнодорожных маршрутов. Как можно развивать туризм в регионе с использованием ресурсов железной дороги?

– Туристический поток на Байкал ежегодно растёт. По оценкам специалистов, Байкал находится на четвёртом месте по привлекательности путешествий внутри страны. В нынешних условиях мы максимально нацелены на развитие инфраструктуры отдыха и оказание качественных услуг.
Начиная с 2015 года наблюдается положительная динамика назначенных поездов и отправленных пассажиров по КБЖД, которой в этом году исполняется 115 лет.
В прошлом году по Кругобайкальской железной дороге проследовало 336 поездов, перевезено 80,4 тыс. пассажиров (для сравнения: в 2018-м – 246 поездов, 58,2 тыс. пассажиров).
Для повышения туристической привлекательности инфраструктура Кругобайкальской дороги с 2016 года приводится к ретростилю по единому дизайн-проекту.
Сейчас ведётся работа по разработке проекта строительства поворотного круга на станции Байкал. После его окончания можно будет увеличить число паровозных рейсов на участке Слюдянка-1 – Байкал.

– Государственная дума приняла закон, выводящий работы по расширению возможностей БАМа и Транссиба из-под ряда экологических ограничений. Глава РЖД Олег Белозёров уже заявил о том, что данный закон накладывает на компанию огромную ответственность в области разумного природопользования. Как на дороге будет исполняться поручение главы компании?

– Увеличение пропускных способностей действующих магистралей не предполагает строительства новых линий железных дорог.
Работы будут проводиться в тех местах, где расширение БАМа предусматривалось первоначальными проектами десятилетия назад. Изначально Байкало-Амурская магистраль проектировалась и закладывалась в двухпутном исполнении, то есть лесная просека, отсыпка земляного полотна были сделаны 40 лет назад.
Расчистка леса будет проходить только вдоль существующих железнодорожных линий под дополнительные технологические объекты железнодорожного транспорта. Суммарно в центральной экологической зоне эта площадь составляет от 6 до 10 га.
Для расширения БАМа под вырубку попадает в основном кустарник. Разумеется, будут проведены компенсационные мероприятия по восстановлению лесного фонда: высадка саженцев деревьев, строительство очистных сооружений и рекультивация земель в полосе отвода.
Работа строителей будет находиться под контролем. В августе мы пригласили более 20 представителей общественных экологических организаций, чтобы показать фронт работ, необходимый для увеличения пропускных способностей железной дороги.
На территории Бурятии принято решение о допуске членов Общественной палаты республики к осуществлению проверок ведения работ.
В Иркутской области будут организованы мобильные экологические посты для мониторинга строительства.
В проект соглашения между Иркутской областью и ОАО «РЖД» о взаимодействии в области окружающей среды на Байкальской природной территории пообъектово будет внесён перечень участков железной дороги, где планируется проводить строительные работы. Никакого ущерба заповедным лесам вокруг Байкала не будет.

– Наводнение в Тулуне и Нижнеудинске стало событием федерального масштаба. Как сейчас живут железнодорожники, пострадавшие от него? Как им помогла компания?

– Столкнувшись со стихией, железнодорожники проявили свой характер, сплочённость, стойкость и силу духа. Говорю прежде всего о тех, кто непосредственно пострадал, и, конечно, наших коллегах-железнодорожниках, кто ежедневно вкладывал все свои знания и умения для ликвидации последствий ЧС.
В период стихийного бедствия на протяжении нескольких дней наземное сообщение осуществлялось только железнодорожным транспортом. Дорога приняла на себя значительный объём работы и ответственность в решении вопросов оперативного перемещения местного населения, ответственных лиц и грузов. Мы выделили вагоны для транспортировки гуманитарной помощи и доставки добровольцев на подтопленные территории.
От паводка пострадали 1137 человек, это работники ОАО «РЖД» и неработающие пенсионеры (639 – работники ОАО «РЖД», 266 – работники ДЗО и сервисных компаний, 18 – работники НУЗ и ЧОУ, 214 – неработающие пенсионеры ОАО «РЖД» и ДЗО).
В качестве первой помощи пострадавшим сотрудникам и ветеранам-железнодорожникам было выделено по 10 тыс. руб. из средств ОАО «РЖД» и по 10 тыс. руб. – из профсоюзных средств (для членов Роспрофжела). Руководством дороги и дорпрофжела принято решение организовать централизованный сбор пожертвований через Благотворительный фонд «Забота».
Всего была произведена выплата 831 пострадавшему в соответствии со степенью ущерба имущества, определённой региональной комиссией ВСЖД по оценке ущерба имущества, на сумму 73,159 млн руб.
Муниципальными органами было выдано 207 свидетельств на приобретение, строительство жилого помещения и капитальный ремонт (в Нижнеудинске – 109 и в Тулуне – 98).
Сейчас в районах Иркутской области, пострадавших от паводка летом 2019 года, силами железнодорожников строятся четыре 25-квартирных дома: три в Тулуне и один в Нижнеудинске. Общий объём инвестиций составляет около 310 млн руб. В ближайшее время объекты будут сданы в эксплуатацию.
Два дома на 50 квартир в Тулуне – в финальной части строительства и благоустройства, они возведены как подарок городу от РЖД. Муниципальное образование самостоятельно будет принимать решение, кого заселять в эти дома.
Кроме того, на условиях софинансирования ОАО «РЖД» участвует в возведении в Тулуне школы на 1275 мест. Средства компании составят более 750 млн руб.
Возведение объекта начнётся осенью текущего года после получения положительного заключения Главгосэкспертизы, а с 1 сентября 2021 года школа начнёт принимать учеников.
Помимо этого ВСЖД было принято решение о создании 597 новых рабочих мест в пострадавших от паводка Нижнеудинске и Тулуне. Сейчас все они уже укомплектованы.

– Работа волонтёрского движения стала особенно важна как после наводнения, так и в период пандемии. Как вы оцениваете участие в нём работников дороги? Можете отметить особо отличившихся волонтёров или важные проекты, реализованные ими?

– Добровольцы были важны во все времена. Железнодорожники всегда отличались отзывчивостью и широким сердцем, они готовы прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Непосредственное участие наших волонтёров в ликвидации последствий наводнения и оказании помощи неработающим пенсионерам в период самоизоляции это ещё раз доказывает.
На Восточно-Сибирской железной дороге работают 12 добровольческих узловых волонтёрских отрядов. За это время оказана помощь более чем 1000 пенсионерам-железнодорожникам и нуждающимся, которые обратились на горячую линию волонтёров или к координаторам добровольческих отрядов.
Особо хочу отметить активное участие наших сотрудников в волонтёрской деятельности в период ликвидации последствий наводнения в прошлом году и во время пандемии. Это Антон Ромашов (ВЧДЭ-13 Тайшет), Лариса Голодницкая (ДЦС‑3 Улан-Удэ), Анна Лысых (ДТВ, Иркутск), Антон Романов (ПЧ-24 Северобайкальск) и, конечно же, все волонтёры – координаторы узловых отрядов.
Волонтёрских проектов на сегодняшний день достаточно много, и каждый из них является частью общей работы. Есть конкретные примеры: День донора на ВСЖД «Дорога жизни», проводимый с 2013 года; Корпоративная школа волонтёра, которая проходит у нас уже два года, на ней ребятам дают знания для реализации их волонтёрских проектов; «Ярмарка добра» – выставка работ из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. После проведения слёта волонтёров в Северобайкальске в июне 2019 года у нас на дороге получило развитие «серебряное волонтёрство» – добровольческая деятельность, в которой принимают участие железнодорожники старшего поколения.
Откровенно говоря, я горжусь, что, достигнув определённого успеха и материального благополучия, наши железнодорожники находят время и ресурсы, чтобы помочь тем, к кому судьба оказалась не так благосклонна.

– Дефицит кадров – общая проблема дорог Восточного полигона. Как ВСЖД привлекает и удерживает специалистов? Каких работников сейчас не хватает дороге?

– Основной проблемой для Восточно-Сибирской железной дороги является дефицит кадров в подразделениях, расположенных на территории БАМа. В компании утверждён План мероприятий по привлечению и сохранению персонала в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Байкало-Амурской магистрали (на участке от станции Лена до станции Комсомольск-на-Амуре), до 2025 года.
Он включает в себя три направления работы: развитие социальной инфраструктуры, создание комфортных условий труда, развитие системы мотивации персонала.
В рамках этого плана до 2025 года запланировано строительство восьми 27-квартирных жилых домов, предусмотрено выделение денежных средств на покупку жилья сотрудникам, которые продолжительное время отработали на БАМе.
Реализация плана уже позволила улучшить условия содержания детей в муниципальных и железнодорожных детских садах, увеличить с 2020 года должностные оклады на 5% всем работникам частных образовательных учреждений ОАО «РЖД» на станциях БАМа, повысить качество социальной инфраструктуры в Северобайкальске, Таксимо, Усть-Куте и Новой Чаре.
Что касается финансовой стороны вопроса, то работникам, приглашённым, переведённым или имеющим наибольший непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории БАМа, предоставляется право на получение денежных средств для приобретения жилого помещения. Для этого с работником подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору. Сейчас заключено 310 таких дополнительных соглашений, в том числе в 2019 году – 159, в 2020-м – 151. Первые выплаты по ним начнутся в августе 2024 года. Это позволило привлечь 16 руководителей и специалистов, переведённых из других регионов дороги.
Всем работникам предприятий ОАО «РЖД», расположенных в границах БАМа, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10% к зарплате: в 2019 году 8185 работникам выплачено 417,4 млн руб., за пять месяцев 2020 года –180,8 млн руб. Данная надбавка позволила обеспечить опережающий рост заработной платы на 5,8% в сравнении с оплатой труда в целом по полигону дороги. Средний размер надбавки работника составил 5,8 тыс. руб. в месяц.
С 1 января 2020 года размер вознаграждения за стаж работы на БАМе увеличен с 0,5 до 1,5 оклада, на данные цели программой до 2025 года предусмотрено 130,2 млн руб., за пять месяцев 2020 года выплачено 6,4 млн руб. 383 работникам. Размер вознаграждения одного работника увеличится в среднем на 10–15 тыс. руб.
В целом эти мероприятия позволили снизить показатель текучести кадров на предприятиях БАМа с 3,05% в первом полугодии 2019 года до 2,88% в первом полугодии 2020-го.

– РЖД пригласили женщин на работу машинистами и помощниками машиниста. Есть ли спрос на такую профессию?

– Мысль о том, что поездами начнут управлять женщины, многих будоражит. На дороге набор объявлен Дирекцией моторвагонного подвижного состава для обучения и трудоустройства в качестве помощников машиниста пригородного поезда.
Тенденции таковы, что в железнодорожной отрасли неженских профессий становится всё меньше, конечно, это связано с развитием технологий. Не исключаю, что в скором времени пульт грузового поезда тоже займёт женщина.

Беседовал Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →