Новости дня

Александр Зажигалкин: «Полный перечень наших открытых запросов на этот год содержит более 30 направлений»

Первые лица | Понедельник | 25.05.2020 | 07:41
Ежегодно холдингу требуются десятки инновационных разработок
Александр Зажигалкин: «Полный перечень наших открытых запросов на этот год содержит более 30 направлений» | Первые лица
Gudok.ru
Ежегодно холдингу «РЖД» требуются десятки инновационных разработок, которые позволят улучшить технологические процессы и снизить затраты на операционную деятельность. Часто бывает так, что практически готовые нужные решения уже есть на рынке у небольших технологичных компаний, но их надо найти, оценить перспективы и доработать под задачи крупного железнодорожного холдинга. Как определяются параметры запроса, проходят поиск и процедуры согласования и какие решения уже подготовлены к внедрению на сети, «Гудку» рассказал руководитель Центра инновационного развития Александр Зажигалкин.

– Центр инновационного развития в интересах подразделений ОАО «РЖД» с 2018 года каждый квартал организует проведение открытых запросов по поиску необходимых для холдинга инновационных решений на внешних рынках. Какие запросы вы организовали в I квартале этого года и какие планируете на второй?

– В январе – марте мы выделили 11 тематических направлений, которые предложили для рассмотрения инновационным компаниям на рынке. В частности, нам необходимы такие решения, как инновационная система по оповещению работников, находящихся на путях, о приближении поезда, по автоматизации сбора информации о неисправностях (остаточного ресурса) деталей локомотива и её дистанционная передача в режиме реального времени в единую базу данных, по мониторингу предотказного состояния моторвагонного подвижного состава на основных узлах и агрегатах, по мобильной диагностике буксового узла колёсной пары грузового вагона.
Спектр того, что нам нужно, довольно широк – от обучающих программ для наших сотрудников до сложных программных продуктов и приборов. Но всё это должно улучшать и удешевлять технологические процессы в ОАО «РЖД».
На II квартал мы подготовили 10 направлений для решения задач в семи структурах холдинга. Там также весьма интересные задачи, например создание нового поколения бортовых локомотивных систем безопасности с использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта для Дирекции тяги. Публичное оповещение по ним мы дадим 1 июня. При этом полный перечень открытых запросов на этот год содержит более 30 направлений.

– Повлияла ли пандемия коронавируса на работу центра?

– Даже при таком непростом периоде, как пандемия коронавируса, мы активно продолжаем работу, разумеется, при соблюдении всех карантинных мер. Предложения продолжают поступать. Я уверяю, что с неменьшей внимательностью, чем до эпидемии, организуется и проводится их отбор, подготовка к процессам испытаний на объектах холдинга, определяются возможные источники финансирования.
В компании развиваются цифровые технологии, и мы используем на постоянной основе наш ресурс «Единое окно инноваций ОАО «РЖД». Поэтому мы в полной мере сохранили взаимосвязь между внутренним контуром, то есть клиентами, которым нужны инновации, и внешним – поставщиками и в условиях дистанционного режима.

– Как центр формирует запросы, кто определяет потребность в инновациях?

– С 2018 года мы работаем с подразделениями ОАО «РЖД», чтобы найти те, которым необходимы новые решения или продукты. Эти подразделения могут быть как на центральном, так и на региональном уровне управления.
Мы совместно формируем требования к предложениям. К примеру, к концу 2019 года было проведено 12 открытых запросов в интересах 10 функциональных заказчиков – подразделений ОАО «РЖД». Преимуществом такого инструмента, как открытый запрос перед самостоятельными поисками подразделениями холдинга необходимых решений, является возможность в короткие сроки довести до неограниченного круга лиц конкретные потребности ОАО «РЖД» в инновационных решениях, а высокотехнологичным организациям внешнего контура заявить и в дальнейшем апробировать инновационные решения на нашей сети.
Поданные инновационные решения оцениваются рабочей группой профильных специалистов из различных структурных подразделений компании (и, разумеется, из того, которое является заказчиком поиска решения), отраслевых экспертных организаций и институтов развития. Эту временную группу создаёт сам заказчик с помощью сотрудников нашего центра. В первую очередь группа оценивает предложения, поступившие в рамках открытых запросов, на соответствие заранее сформированным требованиям. Затем мы предлагаем специалистам использовать инструмент анкетирования на основе балльных оценок. В анкетах отражены такие вопросы, как оценка целесообразности, готовности решения к внедрению, сравнение с конкурентами и уже применяемыми в РЖД решениями.
Этот год станет годом массового тиражирования инструмента открытых запросов в ОАО «РЖД» как готового «пакетного предложения». Для этого в августе 2019 года процедура проведения открытых запросов была подробно описана и официально закреплена в ОАО «РЖД» с использованием процессного подхода к управлению (распоряжение от 27 августа 2019 года № 1880/р). Это важно потому, что позволяет работать по известному алгоритму, когда определённая последовательность действий и даёт нужный результат. Мы предоставляем участникам типовые шаблонные формы, куда они вписывают необходимые параметры.
На основе наиболее приоритетных запросов на инновации заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» сформирован и утверждён план-график проведения открытых запросов на 2020 год. Он включает проведение 33 открытых запросов в интересах 16 функциональных заказчиков. Допускается и проведение дополнительных, не вошедших в план-график, открытых запросов по инициативе подразделений холдинга. В I квартале организовано два таких запроса. Это «Автоматизированный учёт производственных операций работников ОАО «РЖД» в сфере организации движения поездов» в интересах Центральной дирекции управления движением и «Мобильная диагностика буксового узла колёсной пары грузового вагона» в интересах Центральной дирекции инфраструктуры.
План-график и требования к инновационным решениям в рамках конкретных тем открытых запросов публикуются в разделе «Запросы» информационно-функционального ресурса «Единое окно инноваций ОАО «РЖД».

– Проявляют ли инновационные компании активность в отношении запросов ОАО «РЖД»?

– На открытые запросы 2018–2019 годов мы получили 212 заявок. Из них две трети поступили из регионов обслуживания Московской, Октябрьской, Горьковской, Западно-Сибирской, Северной и Приволжской дорог. Поступило также четыре предложения и от зарубежных компаний во время одного из открытых запросов в III квартале 2019 года. Они касались защиты населения от сверхнормативного акустического воздействия поездов. По организованным в I квартале этого года запросам на 22 мая поступило 45 предложений. Точное число будет известно 31 мая, после окончания приёма заявок.

– Какова эффективность этих предложений? Сколько заявок ОАО «РЖД» посчитало перспективными и продолжает работу с их авторами?

– Для реализации в ОАО «РЖД», в том числе проведения испытаний, за два года отобрано 49 инновационных предложений.
Например, по открытому запросу по распознаванию неисправностей и коммерческой непригодности подвижного состава в автоматическом режиме, организованному в интересах Центра фирменного транспортного обслуживания, готовятся документы для проведения испытаний по пяти решениям. Всего же по этой теме поступило 23 предложения. По результатам до конца 2020 года запланированы мероприятия по выбору наиболее эффективного подхода к решению поставленной задачи.
По трём открытым запросам уже ведутся испытания отобранных инновационных решений. Среди них, к примеру, по тематике предотвращения образования наледи и скопления мокрого снега на подвагонном оборудовании и ходовых частях пассажирских вагонов, организованного в интересах АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). С 16 декабря 2019 года по 14 февраля 2020 года прошли эксплуатационные испытания по нанесению антиобледенительных средств на ходовые части автотормозного и подвагонного оборудования пассажирского поезда сообщением Санкт-Петербург – Мурманск, Санкт-Петербург – Воркута, Москва – Новый Уренгой – четыре инновационных решения из восьми отобранных (всего поступило 31 предложение). По решению АО «ФПК» определена целесообразность проведения второго этапа испытаний в зимнем сезоне 2020–2021 годов.
По двум открытым запросам проекты продвинулись уже довольно далеко. Среди них можно выделить запрос по предотвращению аварий на переездах с участием автотранспорта, организованный в интересах Центральной дирекции инфраструктуры в 2018 году. По нему всего поступило 18 предложений, из которых три отобрано и два из них уже прошли испытания на Западно-Сибирской и Приволжской дорогах.
Первый – это проект по внедению световой системы индикации переездов производства ООО «НПП «ЛОСЕВ» (город Барнаул). Решение представляет собой ярко-красную световую линию, проецируемую на проезжую часть автомобильной дороги на подходе к переезду. С декабря 2018 года система введена в опытную эксплуатацию на переезде Бурлинский станции Новосибирск-Главный Западно-Сибирской дороги. Эксплуатация показала значительное увеличение остановок автомобилей перед проецируемой линией, а также снижение числа машин, стремящихся проехать переезд на запрещающий сигнал до поднятия плит устройства заграждения переезда. По информации железных дорог, существует заинтересованность в оборудовании 2722 переездов 5444 устройствами индикации. В настоящее время рассматривается возможность тиражирования решения.
Второй проект – интеллектуальная система защиты переездов разработки ООО «Электромеханический завод «Машиностроитель» (город Саратов). Она использует ряд мер информационного (при применении системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС) и механического воздействия на водителя и транспортное средство при приближении к неохраняемому переезду для предотвращения несанкционированного въезда на переезд при прохождении поезда.
В середине июня 2019 года проведены тестовые испытания этого инновационного решения на полигоне Приволжской дороги на наиболее аварийном, неохраняемом переезде, расположенном в черте Саратова на 5-м км перегона Князевка – Саратов-3. Результаты показали положительный эффект, но разработчику сформулированы предложения по доработке функциональных возможностей. Сейчас доработка инновационного решения завершена, со стороны организации-разработчика определена возможность производства опытно-серийного образца для постоянной эксплуатации в течение II квартала 2020 года.

– Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что на открытый запрос вообще не поступило ни одного предложения?

– Ещё не было ситуации, когда рынок не предложил бы решение. Другой вопрос – насколько эти решения соответствуют предъявляемым к предложениям требованиям.
Есть примеры, когда на запрос поступило много предложений, но в результате не выбрано ни одного для дальнейшей реализации в ОАО «РЖД». Это касается, в частности, поиска решений в области достоверности учёта топливно-энергетических ресурсов, и он организован в интересах Центральной дирекции закупок и снабжения. Поданные предложения или не соответствовали параметрам запроса, или в ОАО «РЖД» уже применяются аналогичные приборы.
Такая ситуация, впрочем, предусмотрена в документах по открытому запросу, и в случае её возникновения одним из возможных шагов может быть выполнение работ либо в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ самого ОАО «РЖД», либо специализированного гранта. Но пока к предоставлению грантов прибегать не приходилось.

– Есть ли более чем за два года работы уже готовый и используемый на сети проект?

– Можно отметить проект по запросу «Погружной датчик для определения содержания нефтепродуктов в сточных водах». Речь идёт о системе, разработанной ООО «Институт «Газэнергопроект». Датчик предназначен для непрерывного контроля качества сточных вод до и после очистных сооружений, выявления нарушителей. В результате это может привести к минимизации случаев загрязнения воды и снижению расходов ОАО «РЖД» на штрафы. Потребность очистных сооружений компании на всей сети в этом изделии значительна. В настоящий момент завершается процесс испытаний устройства на Московской железной дороге в локомотивном депо Курск-Сортировочный и решается вопрос о подготовке технико-экономического обоснования его возможного применения на сети.

– Какова дальнейшая судьба тех инновационных решений, которые понравятся ОАО «РЖД»?

– В большей части все решения проходят процесс испытаний, их эффективность нужно доказать. Но если действительно изделие или решение подходит нам по всем параметрам, есть несколько возможностей, и мы указываем это в условиях открытого запроса. Это может быть закупка со стороны ОАО «РЖД» необходимого инновационного решения.
Также есть возможность опытной эксплуатации этого решения или изделия на объектах нашей компании на безвозмездной основе, что позволяет инновационной компании довести своё решение до итоговой стадии, получить результаты испытаний и подтвердить его эффективность. Если бы она самостоятельно проводила испытания, то, разумеется, сама несла бы затраты, а здесь ОАО «РЖД» даёт и доступ к инфраструктуре, и своих сотрудников, которые также заняты в процессе испытаний. Впоследствии компания сможет выйти на рынок с уже готовым продуктом, принимать участие в закупочных процедурах холдинга и предлагать его другим участникам рынка.
Беседовал Сергей Плетнёв

Cегодня в СМИ

Первые лица