Новости дня

Сергей Павлов: «Холдинг продолжит реализацию зарубежных инфраструктурных проектов»

Первые лица | Понедельник | 06.04.2020 | 07:15
Железнодорожные компании мира создают единую систему решений для обеспечения эпидемиологической безопасности
Сергей Павлов: «Холдинг продолжит реализацию зарубежных инфраструктурных проектов» | Первые лица
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на железнодорожную отрасль всего мира: закрыты железнодорожные пункты пропуска через границы, во многих странах остановлено или частично ограничено пассажирское сообщение, равно как и строительство важных транспортных объектов. Об идеях и предложениях ОАО «РЖД» на международной арене по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции и лучших практиках мировых железнодорожных компаний по борьбе с общей угрозой в интервью «Гудку» рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД», курирующий вопросы развития зарубежного бизнеса и международной деятельности, Сергей Павлов.

– Сергей Алексеевич, пандемия COVID-19 повлияла на устойчивость работы практически всех сегментов мировой экономики. Есть ли у зарубежных транспортников опыт, который перенимает холдинг «РЖД»? Вообще существует ли взаимодействие у железнодорожников по борьбе с пандемией или каждая страна принимает свои меры?

– С момента возникновения пандемии роль ведущей организации, координирующей действия всех мировых железнодорожных компаний по предотвращению распространения инфекции, взял на себя Международный союз железных дорог (МСЖД), в деятельности которого ОАО «РЖД» принимает непосредственное участие. Сотрудничество не прекращается ни на минуту. Мы координируем и реализуем мероприятия по всем аспектам функционирования железнодорожного транспорта.
ОАО «РЖД» участвует в целевой группе МСЖД, обеспечивающей непрерывный обмен информацией о принимаемых компаниями мерах, – здесь создано интерактивное рабочее пространство, организован медиацентр. В ходе заседания целевой группы МСЖД по коронавирусу, состоявшегося 31 марта в режиме видеоконференции, Департамент зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» предложил союзу провести исследование последствий пандемии для железнодорожной отрасли, а также выработать антикризисные меры.
При нашем непосредственном участии подготовлено и применяется членами организации практическое руководство МСЖД по предотвращению распространения коронавируса, готовится его обновлённая редакция с учётом поступающей ежедневно информации от железнодорожных компаний – членов МСЖД.

– Какие меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции предусмотрены данным практическим руководством?

– Практическое руководство МСЖД содержит описание комплекса мер по следующим вопросам: защита пассажиров и персонала железнодорожных компаний; дезинфекция и санитарная обработка подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; информирование пассажиров и наглядная агитация; подготовка и реализация планов по обеспечению бесперебойной работы железнодорожных компаний; организация карантина для заболевших сотрудников железных дорог; развитие программ подготовки персонала и другие мероприятия.
Мы сформировали и постоянно актуализируем единый реестр мер противодействия COVID-19, реализуемых на российских и иностранных железных дорогах – Франции, Германии, Италии, Великобритании, Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, Австрии, Финляндии, Китая и других стран, а также формируем обзор мер государственной поддержки, оказываемых железнодорожному сектору по всему миру.
Эти инструменты помогают нам видеть лучшие мировые практики железнодорожных компаний по борьбе с общей для всех угрозой и при необходимости транслировать их на национальную сеть железных дорог.

– Отличаются ли подходы железнодорожных компаний разных стран мира в борьбе с распространением COVID-19? Какие лучшие мировые практики железнодорожных компаний вы можете выделить?

– Отмечается единство в системе принимаемых железнодорожными компаниями решений – перевод сотрудников на удалённый режим работы, организация дополнительного обучения поездных бригад, подбор заместителей, дублёров для сотрудников, занимающих критически важные должности. Важны и профилактические меры, такие как замер температуры, проведение информационных сессий и так далее.
Получает распространение дистанционное взаимодействие с партнёрами посредством аудио- и видеоконференций, электронной почты. Таким образом, мы не теряем переговорную динамику и не откладываем решение важных задач.
Схожесть подходов транслируется на организацию движения и систему информирования пассажиров, включая размещение памяток в подвижном составе и на вокзалах. Усилены меры по дезинфекции объектов инфраструктуры и подвижного состава. Созданы оперативные штабы по координации профилактики и противодействия распространению коронавирусной инфекции.
Более серьёзные меры нацелены на использование железных дорог в качестве передвижных медицинских центров. Такой опыт есть в Европе и Азии. Министерство железных дорог Индии ведёт работы по переоборудованию вагонов в изоляторы для заболевших коронавирусом. Аналогичная работа проведена французским SNCF.
Железнодорожные компании, будучи социально ориентированными, вносят свой вклад в борьбу с пандемией – индийские железнодорожники перечислили средства в специальный фонд Н. Моди, а клиники «РЖД-Медицина» выделили в общей сложности 640 коек для госпитализации пациентов с подозрением на коронавирус.

– Существуют ли, на ваш взгляд, в сложившейся ситуации перспективы дальнейшего развития железнодорожной отрасли? За счёт чего сейчас можно привлечь новые грузопотоки на железную дорогу?

– Стало очевидно, что мы входим в новую реальность, в которой нам необходимо быстро оценить роль железнодорожного транспорта. Уже сейчас мы оцениваем перспективы развития грузоперевозок в сообщении между Европой и Азией. Несмотря на кризисные явления и ограничения деловой активности, просматриваются возможности для наращивания объёмов перевозок за счёт переключения новых грузопотоков на железную дорогу.
В силу многих факторов национальная сеть железных дорог традиционно играет роль «сухопутного моста», связывающего крупнейшие экономики Европы и Азии. По итогам 2019 года в транзитном сообщении было перевезено около 618 тыс. ДФЭ (+11,8%) – с учётом возврата порожних контейнеров из Европы в Китай по новым логистическим схемам. Благодаря положительной динамике транзитных контейнерных перевозок в марте 2020 года за истекший период с начала года их общий объём составляет 131 тыс. ДФЭ с ростом на 8% к аналогичному периоду 2019-го.
Возможности для наращивания объёмов железнодорожных перевозок формируются за счёт как нарушения традиционных цепочек доставки и нестабильности морских сервисов в последнее время, так и складывающихся перспектив наращивания объёмов перевозок между странами АТР и Европой мультимодальными сервисами. В этих условиях железные дороги обладают неоспоримым преимуществом, поскольку могут предоставить клиентам стабильный сервис высокого качества.
Пандемия серьёзно повлияла на время пересечения границы грузовиками, а в ряде стран введён прямой запрет на въезд любых автотранспортных средств, включая коммерческие грузовые транспортные средства. В этих условиях железнодорожный транспорт рассматривается как единственная надёжная альтернатива для обеспечения внешней торговли, а также жизнеобеспечения товарами первой необходимости, такими как продовольствие и медицинские изделия.
В этом контексте, следуя европейскому опыту, одним из важных направлений с точки зрения перспективного переключения грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт может стать развитие контрейлерных перевозок.
Железнодорожные перевозки всё чаще рассматриваются в качестве жизнеспособной и безопасной, в том числе с точки зрения эпидемиологической ситуации, альтернативы автомобильным перевозкам на большие расстояния, особенно с пересечением государственных границ.
В связи с этим мы поддержали обращение Минтранса России к профильным ведомствам стран-партнёров по переключению грузопотоков с альтернативных видов транспорта на железную дорогу.

– Какие меры принимает для развития международных и транзитных грузоперевозок ОАО «РЖД»?

– В рамках реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утверждённой Правительством Российской Федерации, предстоит масштабная работа, направленная на устранение узких мест инфраструктуры, повышение качества грузовых железнодорожных перевозок, а также уровня комфорта для пассажиров, повышение транспортной безопасности.
Наряду с развитием инфраструктуры приоритетное внимание будет уделено такому направлению работы, как совершенствование нормативной правовой базы и сохранение технологического единства отрасли. Ключевой международной межведомственной структурой, обеспечивающей решение этой задачи, остаётся Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.
Выработка нормативных и правовых условий для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров продолжается по линии Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В настоящее время практически завершено согласование основного текста Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении, положения которой разработаны под руководством ОАО «РЖД». Проект конвенции регламентирует все аспекты (технические, технологические, эксплуатационные, финансовые, экономические) организации и осуществления международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров на всём евразийском пространстве. Предполагается создание единого документа для клиента и других участников рынка.
Под эгидой Азиатско-Тихоокеанской региональной ассамблеи МСЖД организован проект ИНТЕРТРАН. Одним из его результатов стало сокращение общего времени оформления груза при осуществлении интермодальных перевозок из портов Японии, Китая и Южной Кореи через порт Владивосток на четверо суток.
Мир постоянно меняется, с внедрением цифровых технологий доставка товаров становится ещё быстрее, требования ко всем этапам перевозочного процесса жёстче, и это требует принятия важных решений. В связи с этим проект ИНТЕРТРАН является важным шагом вперёд по развитию интермодальных контейнерных сервисов, связывающих страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Россию и Европу, с использованием инфраструктуры и логистических возможностей портов российского Дальнего Востока.
Важная особенность проекта заключается в создании новой единой информационной технологии «море – порт – железная дорога» и предоставлении современного информационно-логистического сервиса, позволяющего осуществлять сопровождение цифровыми данными на всём пути следования и обеспечить необходимыми электронными документами не только участников процесса перевозки, но и государственные контролирующие органы.
Проект ИНТЕРТРАН обеспечивает взаимную выгоду как для грузоотправителей за счёт предоставления новых логистических возможностей, так и для участников процесса перевозки – железных дорог, портов и судоходных компаний. В выигрыше и транспортный комплекс нашей страны, поскольку создаются новые возможности для реализации российского транзитно-транспортного потенциала.
По состоянию на конец марта с использованием информационной технологии ИНТЕРТРАН из портов Японии, Китая, Южной Кореи отправлено 1023 контейнера, включая 789 контейнеров на станцию Силикатная Московской железной дороги, 185 контейнеров на станцию Кольцово Свердловской железной дороги, а также 49 контейнеров на станцию Новосибирск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги.
С 10 марта все отправки контейнеров из Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) на станции Кольцово и Новосибирск-Восточный в полном объёме осуществляются с использованием информационной технологии ИНТЕРТРАН.
Второе направление развития международных и транзитных грузоперевозок заключается в упрощении процедур пересечения государственных границ, досмотров, а также сокращении времени на эти операции. Нужно мыслить в категориях создания комплексного, интегрированного транспортного продукта с формированием сквозной тарифной ставки, а не просто организации перевозки из пункта А в пункт Б. Такая работа ведётся совместно с профильными ведомствами и международными организациями.
Третье направление работы – экология. Степень влияния видов транспорта на окружающую среду различна, но подход должен быть единым: необходимо, насколько это возможно и экономически оправданно, минимизировать вредное воздействие. Сегодня ОАО «РЖД» задаёт общемировой тренд в этой работе – компания имеет престижные награды в области экологии и энергоэффективности. Компания «РЖД» признана Международным энергетическим агентством номером один среди глобальных транспортных компаний по энергоэффективности грузовых перевозок.
Четвёртое направление – подготовка кадров. Хотел бы отметить богатый опыт, накопленный российскими железнодорожниками в этой сфере, и подтвердить нашу готовность транслировать его в страны, где есть необходимость в опережающем развитии железных дорог. Есть положительные примеры этой работы: недавно на площадке Корпоративного университета РЖД прошли программу повышения квалификации железнодорожники Индии и Южной Кореи. Ещё одним достижением стало проведение в прошлом году пилотного проекта Академии ОСЖД (на базе МИИТа), главная задача которой – профессиональная подготовка персонала по вопросам использования многосторонней нормативной правовой базы ОСЖД для организации железнодорожных перевозок.
И наконец, пятое направление работы – повсеместное внедрение цифровых технологий в транспортную отрасль – электронный обмен данными в объёме накладной СМГС при организации перевозки, расширение географии применения электронной накладной ЦИМ/СМГС, которая позволяет везти груз между разными государствами, применяющими разное транспортное право, по одному перевозочному документу и ускорять погранично-таможенные операции, развитие проекта ИНТЕРТРАН и другие направления.

– Планируется ли продолжать реализацию зарубежных проектов ОАО «РЖД» на фоне эпидемии?

– Да, холдинг продолжает реализацию зарубежных инфраструктурных проектов. Сегодня компания объединяет под единым брендом передовые компетенции и новейшие технологии в области строительства и инжиниринга, а также оказывает сопутствующие сервисы: консалтинг, включая подготовку технико-экономического обоснования и разработку программ развития железных дорог, подготовку и обучение персонала, а также осуществление поставки техники и подвижного состава. Таким образом, реализация зарубежных проектов предполагает диверсификацию источников дохода за счёт роста доли присутствия на зарубежных рынках путём продвижения российской продукции и сопутствующих услуг для железнодорожного сектора.
Одним из примеров служит проект создания Единого диспетчерского центра на железных дорогах Сербии, включающий предоставление инжиниринговых услуг и консалтинга. Контракт на проведение этой работы был подписан в прошлом году и дополнил уже реализуемый комплексный проект в этой стране.
При всей сложившейся непростой ситуации компания не сбавляет темпы работ в Сербии, соблюдая все необходимые меры противовирусной безопасности. В рамках первого контракта, подписанного в 2013 году между ООО «РЖД Интернешнл» и АО «Железные дороги Сербии», ведутся работы по строительству тоннеля Чортановци и виадука в пойме реки Дунай на участке Стара Пазова – Нови Сад. Темпы строительства тоннеля и виадука, а также выполнения работ по верхнему строению пути участка соответствуют плановым параметрам.
3 апреля состоялось одно из важнейших событий в строительстве тоннеля Чортановци – рабочая сбойка по правому порталу (протяжённостью около 1 км). Важно отметить высокое качество выполняемых работ. Точность сбойки можно назвать ювелирной – разница по высоте порталов составила 5 мм. Это при том, что он проложен на глубине до 40 м под землёй в сложном горно-геологическом районе, в обводнённых грунтах и со стороны северного портала выходит в оползневую зону.
Сбойка в левом тоннеле намечена на июнь. Сдача объекта в эксплуатацию планируется в ноябре 2021 года.
С опережением графика идёт строительство второго уникального объекта – двухпутного железнодорожного виадука в пойме реки Дунай. На сегодняшний день фактический прогресс составляет 91% с опережением плана.
В соответствии с утверждённым графиком ведётся сооружение верхнего строения пути на линии Стара Пазова – Нови Сад. Больше половины работ уже выполнено.
Также комплексный характер будут носить работы по контракту на восстановление и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Республики Куба. Передовые компетенции российских железнодорожников востребованы при реализации проектов по управлению железными дорогами в Армении и Монголии.
Максимально возможное использование российских технологических решений, оборудования и устройств предполагается при работе на индийском направлении. Переговоры по проектным инициативам в этой стране, а также Вьетнаме, Египте и других ведутся ежедневно в дистанционном формате.

– Какие задачи ставит перед собой ОАО «РЖД» по развитию международной деятельности в 2020 году?

– На 2020 год ставим перед собой несколько крупных задач. Во-первых, это реализация текущих инфраструктурных проектов за рубежом и увеличение проектного портфеля. Во-вторых, продвижение инициатив и защита интересов компании в рамках участия в работе международных организаций. В-третьих, расширение сотрудничества с зарубежными партнёрами в целях увеличения объёмов контейнерных перевозок в транзитном сообщении через территорию России.
Однако первостепенной задачей, безусловно, остаются сбор и анализ информации о последствиях пандемии COVID-19 для развития мирового железнодорожного транспорта, а также повсеместное внедрение лучших практик для эффективного противостояния этой угрозе.
Беседовал Вадим Павлов

Cегодня в СМИ

Первые лица