Новости дня

Рашид Сайбаталов: «Сегодня каждый инноватор может прийти и получить оценку востребованности его идеи в компании»

Первые лица | Среда | 11.03.2020 | 12:03
Магистраль делает ставку на цифровые технологии
Рашид Сайбаталов: «Сегодня каждый инноватор может прийти и получить оценку востребованности его идеи в компании»
Роман Вяткин
Одним из ключевых процессов, происходящих сегодня на сети, является цифровая трансформация. На Куйбышевской дороге создание мобильных рабочих мест для линейных работников станции Кинель как один из этапов перехода на «цифру» позволило увеличить производительность труда на 6,6%. Вместе с тем идёт работа по наращиванию грузооборота и развитию пассажирского комплекса. О том, как магистрали удаётся, наращивая объемы, переходить на цифровые технологии, наш разговор с начальником Куйбышевской дороги Рашидом Сайбаталовым.

– Рашид Фердаусович, какова динамика грузооборота и погрузки на дороге за последние три года?

– Грузооборот за прошлый год составил 191,2 млрд ткм с увеличением к 2016 году на 24,8%. Погрузка – 68,3 млн тонн с ростом к 2016 году на 2,1%. Последний показатель мог бы быть и выше, но на объём погрузки оказали влияние сразу несколько факторов. Среди них несбывшиеся прогнозы аграриев, у которых значительно снизился валовый сбор зерна, и внеплановые остановки на ремонт предприятий химической промышленности.
Чтобы обезопасить себя от подобных рисков, предприятия дороги предлагают имеющимся и потенциальным клиентам новые услуги и сервисы. Так, в 2019 году был открыт новый регулярный сервис – организация перевозок грузов ускоренными контейнерными поездами грузополучателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время такие поезда с продукцией ведущих производителей Самарской, Пензенской и Оренбургской областей, Республики Башкортостан для грузополучателей Камчатки, Сахалина, Китая отправляются из нескольких регионов КбшЖД. Этот сервис сокращает время доставки груза в разы. А 12 февраля со станции Салават отправлен первый поезд с танк-контейнерами в Финляндию. Учитывая заинтересованность предприятий Поволжского региона в освоении новых рынков сбыта, уверен, сервис, как и новые маршруты, будет пользоваться большим спросом у грузоотправителей. Помимо этого, предприятиями транспортно-логистического бизнес-блока на полигоне дороги в период с 2017 по 2019 год были реализованы востребованные сервисы по доставке зерна «Зерновой грузовой экспресс», комплектующих для сборки автомобилей и меланина для производства полимеров по схеме «до двери», сервис по выгрузке в крытом складе контейнеров с боковой загрузкой и выгрузкой. В итоге за указанный период к перевозкам по железной дороге привлечено 116 новых клиентов, что позволило получить дополнительные доходы в объёме 1059 млн руб. со среднегодовым ростом 22%.

– Клиенты дороги не только промышленные предприятия, но и жители регионов обслуживания магистрали. Пассажиропоток растёт, появляются комфортабельные вагоны, открываются удобные маршруты. Какие услуги и сервисы предлагаете пассажирам?

– Главным драйвером для пассажирского комплекса дороги стал чемпионат мира по футболу. Подготовка к этому событию заложила основу фундамента развития сервисов и стала источником вдохновения для разработки новых туристических направлений. Так, в 2018 году на дороге при поддержке Департамента туризма Самарской области реализован туристический маршрут Пенза – Самара – Винновка с посещением монастыря Волжский Афон. На этом маршруте впервые на сети организованы мультимодальные перевозки с применением трёх видов транспорта – железнодорожного, автомобильного и речного.
В 2019 году, объявленном Годом театра в России, реализован межрегиональный туристический проект для жителей Пензы и Самары «В театр лучше поездом». При поддержке Министерства культуры Самарской области получил путёвку в жизнь межрегиональный культурно-туристический проект «Поезд на пленэр» с выездом на теплоходе в село Ширяево Самарской области. В мероприятии участвовали профессиональные художники и творческие путешественники из Пензы, Ярославля и Москвы. Ещё один значимый проект реализован совместно с правительством Пензенской области. В прошлом году желающих посетить Всероссийский Лермонтовский праздник в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова «Тарханы» доставил первый на магистрали туристический ретропоезд на паровой тяге. При поддержке региона курсирование поезда планируется организовывать ежегодно.
Активно развиваются межрегиональные направления. С конца 2018 года начал курсировать ежедневный поезд Самара – Казань, а с декабря 2019-го в его состав включены беспересадочные вагоны Уфа – Ульяновск – Казань курсированием через день. В новом графике движения с декабря 2019 года фирменный поезд «Сура» Пенза – Москва курсирует составами из двухэтажных вагонов. Использование данного вида подвижного состава позволяет перевозить до 802 пассажиров, что на 270 человек больше, чем обычным составом. При этом стоимость проезда стала ниже.

– Цифровая трансформация – процесс, который идёт во всём холдинге «РЖД». Опыт других компаний, проходящих через схожие изменения, говорит о том, что самое сложное – изменить сознание работников, убедить их в том, что цифровые процессы – это не угроза их работе, а союзник в повышении производительности труда. Насколько готова дорога к новым, цифровым вызовам?

– Работа, которая до этого планомерно проводилась на дороге, – автоматизация систем управления, разработка и внедрение клиентских сервисов – выходит на более совершенный уровень. В 2018 году мы инициировали внедрение ряда передовых технологий на одной из крупнейших сортировочных станций, Кинель. В результате на базе АРМ «Полиграф» был разработан модуль автоматического планирования и контроля отправления поездов ПИКОП. Это позволило автоматизировать процесс планирования и подвязки к поездам локомотивов и бригад на «нитки» актуализированного графика. Для автоматизированной поддержки технологических процессов диспетчерского управления на основе непрерывного пооперационного плана работы станции с формированием основных показателей работы и сигнальных событий об отклонении от плановых показателей внедрён модуль «Функциональный навигатор». На станции Кинель «цифра» трансформировала традиционное восприятие функционала работников линейного уровня – составителей поездов, сигналистов, осмотрщиков вагонов и экипировочных локомотивных бригад. Их рабочие места оснастили мобильными рабочими местами (МРМ) – компактными планшетами. Теперь у них нет необходимости перемещаться по территории, чтобы оформить первичную документацию, получить сортировочные листы или вести дополнительные переговоры для получения плана роспуска вагонов и маневровой работы. Вся необходимая информация и документы уже находятся в мобильном устройстве. Внедрение МРМ сократило время обработки поездов в парках станций на 3% и увеличило производительность труда работников на 6,6%. Опыт станции Кинель планируется распространить на все ключевые сортировочные станции дороги. В 2020 году такие работы запланированы на станциях Дёма, Сызрань-1 и Октябрьск.
Стоит отметить, что опыт станции Кинель изучался во время проходившего в Самаре осенью прошлого года сетевого совещания первых заместителей начальников дорог при участии первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Анатолия Краснощёка. Участники семинара ознакомились и с Центром управления тяговыми ресурсами Юго-Западного полигона (ЦУТР), который заработал весной 2019 года в Самаре. На сегодняшний день в оперативном управлении ЦУТРа находятся порядка 3 тыс. локомотивов и 30 тыс. локомотивных бригад приписки 41 эксплуатационного локомотивного депо. Уже сейчас на долю полигона приходится 23% работы сети. Обеспечиваются погрузка и безостановочный пропуск транзитных грузов в порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада.
«Цифра» создаёт умные станции, узлы, депо и локомотивы, формируя мощный задел по повышению эффективности во всех сферах деятельности. На Куйбышевской появится умный топливный склад. В прошлом году началась реализация инвестиционного проекта по техническому перевооружению топливного склада станции Сызрань-1, который предполагает ввод в эксплуатацию автоматизированной системы управления технологическими процессами АСУ ТП. Речь идёт о создании автономной схемы топливного склада, которая ранее никогда и нигде в нашей стране не разрабатывалась и не внедрялась, то есть является, по сути, инновационной. Запланированы масштабные работы по техническому переоснащению топливного склада, а параллельно у склада появится «интеллект»: здесь внедрят автоматизированную систему управления технологическими процессами и учётом дизельного топлива АСУТП и АСУДТ. После реализации проекта экипировка подвижного состава локомотивной бригадой будет осуществляться по образцу современных АЗС, а благодаря возможностям АСУТП и АСУДТ машинист оперативно получит необходимые отчётные документы. На сегодняшний день завершены проектно-изыскательные работы, получено заключение технико-технологической экспертизы проекта, и в этом году на объекте начнутся строительно-монтажные работы.

– Вы отчасти затронули инновационную составляющую развития магистрали. Какие успехи уже есть в этой сфере?

– В десяти субъектах РФ, обслуживаемых дорогой, развиты космический, автомобильный и нефтехимические кластеры, интенсивно разрабатываются новые технологии. Для взаимодействия с ними совместно с Центром инновационного развития на дороге проделана серьёзная работа по выстраиванию инфраструктуры привлечения высокотехнологичных решений. В частности, для формирования поддержки инновационной деятельности на дороге летом прошлого года был создан отдел инновационного развития. За это время дорогой получено более 450 инновационных предложений. В настоящее время 14 проектов проходят апробацию на инфраструктуре, шесть проектов завершены, проводится оценка эффекта.
Можно с уверенностью сказать, что сформированная система поддержки инноваций позволяет целевым образом транслировать наши запросы и оперативно находить наиболее технологичные и эффективные решения. Сегодня каждый имеющий инновационную идею, решение может прийти и получить оценку их применимости и востребованности в компании.
На дороге ведутся работы по созданию региональной инновационной площадки, которая сейчас готовится к открытию. Она впитала в себя все основные элементы современной инфраструктуры: креативное пространство для совместной генерации идей, условия для быстрого симбиоза технологий и разработки уникального инновационного продукта, соответствующего запросам дороги.
Функционал площадки поддерживает главный для РЖД тренд, направленный на продуктивное взаимодействие с внешней инновационной средой, где сосредоточены лучшие практики, в том числе по созданию элементов искусственного интеллекта. Таким образом, создание региональной инновационной площадки отвечает основным потребностям и магистрали, и регионов в генерации новых идей.

– Непроизводственный травматизм на железных дорогах, к сожалению, снижается слишком медленно. Как можно радикально изменить ситуацию?

– Традиционный набор профилактических мер – ужесточение запретов и наказаний, информационная кампания, сообщающая об опасности пребывания на путях, увеличение количества плакатов и знаков безопасности. Но, согласитесь, все они бессильны перед намеренным нежеланием граждан соблюдать правила поведения на объектах транспорта. Поэтому дорога реализует комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на снижение уровня травмирования граждан.
Организовано взаимодействие с министерствами образования и науки областей и республик по размещению на сайтах образовательных учреждений информации о безопасном поведении на железнодорожном транспорте, распространение электронных буклетов и видеороликов. К тому же продолжается работа по внедрению программы для мобильных устройств «Безопасный поезд – SafeTrain», на сегодняшний день количество скачиваний уже превысило 5 тыс. Для расширения возможностей информирования школьников небольших городов и населённых пунктов в текущем году планируется задействовать вагон охраны труда, который будет оснащён интерактивным комплексом, комплексами виртуальной реальности, а также тренажёрами по оказанию неотложной доврачебной помощи.
Что же касается реализации технических мероприятий, то подчеркну, что компания выделяет значительные финансовые средства на установку технических средств, препятствующих проникновению граждан на пути. Так, за последние годы по инвестиционной программе «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» в границах дороги построено 15 пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией. В этом году запланировано строительство ещё девяти пешеходных переходов. Ведётся работа с администрациями Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и Республики Башкортостан по согласованию строительства 13 переходов и двух пешеходных мостов за счёт целевых субсидий из областных и республиканского бюджетов.
Хочу отметить, что проводимая работа приносит результаты. За три года количество случаев непроизводственного травматизма на дороге снизилось более чем на 20%, со смертельным исходом – почти на 40%.

– Дефицит кадров – проблема, остро стоящая перед большинством дорог. Как работает над созданием кадрового резерва Куйбышевская магистраль, как формируется среди потенциальных работников компании образ РЖД как ответственного и перспективного работодателя?

– Особое внимание уделяется работе с молодёжью. Мы прекрасно понимаем, что молодёжь – это новая, активная, талантливая, динамичная сила, ориентированная на инновации. Это будущее компании. В 2019 году было проведено более 100 мероприятий, охвативших около 50 тыс. человек – как наших потенциальных работников (воспитанников детсадов, учащихся школ, студентов), так и молодых специалистов предприятий полигона дороги.
Проводимая работа даёт свои результаты. Сегодня на дороге наблюдается положительная динамика с укомплектованностью штата. На 2,5% снизилась текучесть кадров. Доля молодёжи в возрасте до 35 лет выросла с 40,9% в 2016 году до 41,3% сейчас.
Для молодых работников реализуется комплексная программа проектов по профориентации и адаптации, вовлечению в инновационную деятельность, развитию корпоративных компетенций и управленческому наставничеству. Ряд проектов уникален не только для дороги, но и для компании. Это проекты по развитию института наставничества «Железная команда», высокопотенциальных молодых работников «Авангард магистрали 2.0.», мастер-класс по управлению личной эффективностью «Точка роста». А в 2020 году реализуется проект по развитию культуры внутренних инноваций «Внутренние чемпионы». Проекты постоянно адаптируются под интересы современной молодёжи, расширяется перечень коммуникационных каналов, что позволяет информировать молодое поколение о возможностях, предоставляемых компанией, и быть в постоянном контакте.
Немаловажный фактор для формирования и развития кадрового потенциала – социальная защищённость работников. И в этом вопросе гарантом выступают Коллективный договор и корпоративная поддержка ОАО «РЖД». Например, за последние три года при помощи корпоративной поддержки РЖД жилищные условия улучшили 682 работника, из них 475 человек – молодые специалисты.

– В 2019 году был подписан новый Колдоговор, в котором сохранились практически все льготы и гарантии. Но любой договор – это взаимная ответственность. Выполнили ли трудовые коллективы и профсоюзные ячейки свою часть обязательств?

– Трудовые коллективы и профсоюзная организация на дороге в полном объёме выполняют обязательства, обеспечивая социальную поддержку не только работникам, но и членам их семей и ветеранам отрасли. Одно из приоритетных направлений для дороги как работодателя – улучшение условий труда персонала. Ведь комфортный труд – это прежде всего труд безопасный. В 2019 году обновились дома отдыха локомотивных бригад на станциях Пенза-3, Кинель, Рузаевка и Жигулёвское Море. В ближайшие несколько лет аналогичная работа развернётся ещё в 17 домах отдыха. В течение трёх лет выполнен капитальный ремонт на 27 постах электрической централизации, проведена большая работа по улучшению санитарно-бытовых условий работников более чем на 120 объектах.
Мы определили на ближайшую трёхлетку планомерное приведение в соответствие с требованиями санитарных норм к эстетическому и корпоративному стилю производственных баз, механических мастерских, тяговых подстанций, табельных и пунктов обогрева, включая демонтаж и консервацию строений.
Всего на дороге реализуется порядка 30 программ, направленных на повышение эффективности использования инфраструктуры, хозяйства электроснабжения, а также приведения к эстетическому состоянию зданий, служебных помещений и рабочих мест. Реализация этих программ рассчитана не на один год, и поэтому работа продолжится.

– Какие задачи стоят перед коллективом?

– Мы не ставим самоцелью побить какие-либо рекорды. Основная наша задача – стабильная работа по качественному транспортному обслуживанию предприятий и населения. Нам необходимо в полном объёме реализовать дорожные программы, о которых я сказал, и проекты по развитию инфраструктуры, включённые в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД».
Кроме этого, перед нами стоит задача эффективной реализации совместных с региональными органами власти проектов, способствующих повышению транспортной доступности для населения и его мобильности, росту инвестиционной привлекательности регионов. В Самарской области, в частности, речь идёт об организации ускоренного движения по маршруту Новокуйбышевск – Самара – Тольятти и строительстве железнодорожной инфраструктуры для особой экономической зоны «Тольятти». В Республике Башкортостан – о завершении реконструкции вокзала станции Уфа, реализации проекта строительства вторых сплошных путей на участке Дёма Южная – Иглино, а также дальнейшего развития проекта «Городская электричка» в Уфе. Совместно с правительством Республики Татарстан предстоит решить вопросы дальнейшего развития инновационно-производственного кластера «ИнноКам». Как видите, дел впереди много, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Всё это, безусловно, требует от коллектива полной самоотдачи и ответственного отношения к делу. Но, зная потенциал наших сотрудников, я уверен, что мы реализуем все запланированные проекты.
Беседовал Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица