Новости дня

Сергей Черногаев: «В новом Коллективном договоре сохранены все базовые льготы и гарантии»

Первые лица | Понедельник | 23.12.2019 | 11:32
Как ОАО «РЖД» будет поддерживать работников в следующем году
Интервью с Сергеем Черногаевым, начальником Департамента социального развития ОАО «РЖД»
АРХИВ/ИД «ГУДОК»
С 2020 года в ОАО «РЖД» начнёт действовать новый Коллективный договор – основной документ, регулирующий социально-трудовые отношения в компании. Как изменится порядок софинансирования льгот, что включает в себя бонусный социальный пакет и где появится корпоративное арендное жильё, рассказал «Гудку» начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Сергей Черногаев.

– С нового года вступает в силу Коллективный договор на следующий трёхлетний период. Изменится ли социальный пакет работника?

– В новом Коллективном договоре ОАО «РЖД» сохранены все базовые льготы и гарантии для работников и неработающих пенсионеров. Это самое главное – таким образом мы обеспечиваем социальную стабильность в коллективе.

Теперь о том, что нового появилось в документе. Мы внесли порядка 40 дополнений и корректировок, в том числе увеличили практически все социальные выплаты. Среди них – единовременные пособия при рождении или усыновлении ребёнка, а также ежемесячные выплаты работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Кроме того, более чем в два раза повысили финансирование физической культуры и спорта, спортивно-массовых мероприятий.

Соцпакет работника будет состоять из трёх элементов. Базовый пакет – это льготы, гарантии и компенсации, которые полностью финансируются компанией. К ним относятся, например, добровольное медицинское страхование и ежегодный проезд железнодорожным транспортом по личным надобностям. Здесь мы ничего не меняем.

Второй элемент – льготы и гарантии, которые предоставляются по принципу софинансирования: часть расходов берёт на себя компания, часть – работник. Сейчас эти доли чётко закреплены, что, на наш взгляд, не слишком правильно.

Мы хотим сделать систему более гибкой и адресной, чтобы при расчёте доли сотрудника учитывался более широкий набор факторов. Например, по нашей логике, если работник редко оформляет путёвку в санаторий, его доля при софинансировании должна быть меньше, чем у того, кто ездит на отдых чаще. На размер доли сотрудника при софинансировании также должны влиять условия труда и класс вредности, профессия, место жительства. Совместно с консультантами мы разрабатываем алгоритм, по которому сможем объективно вычислять доли компании и сотрудника при оплате льготы. Предполагается, что все расчёты будет производить компьютер, это позволит устранить влияние человеческого фактора.

Создание гибкой системы софинансирования – серьёзный шаг, поэтому нужно учесть все возможные риски. После того как алгоритм расчёта будет детально проработан, мы пропишем весь порядок в отдельном положении с указанием, как он работает, в какие сроки нужно подавать заявки на оформление льготы и как их корректировать.

Безусловно, прежде чем распространять эту модель на сеть, потребуется провести её апробацию на пилотном полигоне. До тех пор у нас будет действовать порядок чёткого распределения долей при софинансировании.

– Новинка Колдоговора – бонусный пакет. Кому он будет предоставляться?

– Это третий элемент социального пакета, который мы вводим, чтобы поощрить сотрудников за активную общественную деятельность за пределами рабочего времени. Бонусные баллы будут начисляться за участие в волонтёрском движении, занятие призовых мест на спортивных соревнованиях, достижения в рационализаторской деятельности, за работу общественным инспектором по безопасности движения или уполномоченным по охране труда. В результате за год работник сможет накопить некое количество бонусных баллов на условном лицевом счету.

На первом этапе, предполагаем, их можно будет потратить на элементы нематериальной мотивации. Это будет какая-то эксклюзивная сувенирная продукция или прохождение курсов и тренингов. Мы ведём переговоры с нашим спортивным оператором РФСО «Локомотив» и Роспрофжелом на предмет их участия в предоставлении бонусов. Выбирать поощрение, естественно, будет сам работник.

На следующем этапе добавятся элементы материальной мотивации: бонусные баллы можно будет использовать при получении льгот из софинансируемого пакета, например оплатить частично стоимость путёвки.

– Известны ли уже сроки введения бонусного соцпакета? Когда можно начинать копить баллы?

– Планируем в первом квартале следующего года протестировать бонусный соцпакет на Северной дороге. Договорённость об этом уже есть. Задача пилотного проекта – решить точечные вопросы. У нас есть экспертное представление, какое количество баллов должно присваиваться за конкретные достижения, но только апробация механизма подтвердит или опровергнет наши предположения. Поэтому для нас очень важна обратная связь. Надо сказать, что пока мы получаем только положительные отзывы от наших работников в связи с тем, что такой пакет в принципе появится.

– В РЖД растёт доля работников поколения Y, на пороге уже стоят представители поколения Z, которых называют «цифровыми аборигенами». Отличаются ли их потребности и пожелания в части социальной поддержки? Какой соцпакет им нужен?

– Поколение Z выросло на электронных играх, поэтому для них важен элемент геймификации. Мы учли эту особенность при разработке бонусного соцпакета: зарабатывание бонусов само по себе похоже на квест, когда ты за свои достижения получаешь баллы, формируешь свой рейтинг и при его повышении получаешь новый статус.

Для молодого поколения также очень важно оформлять льготы, получать справки и информацию в электронном виде. Мы разработали систему АИС «Льготы», которая интегрирована с «Сервисным порталом». Она позволяет уже сейчас заказывать путёвки в детские оздоровительные лагеря и отраслевые санатории в режиме онлайн. Больше не нужно никуда идти за подтверждением путёвки, её можно распечатать из личного кабинета. Мы будем двигаться в сторону дальнейшей цифровизации.

– Один из наиболее значимых элементов социальной поддержки – льготная ипотечная программа. В ноябре компания договорилась с ВТБ о снижении для ОАО «РЖД» ставки по льготной ипотеке. А другие банки-партнёры готовы идти на аналогичные уступки?

– Государство стремится к тому, чтобы сделать ипотеку доступной для населения. В последнее время ставки снижаются вслед за ключевой ставкой Центробанка. Наши банки-партнёры (ВТБ, Абсолют Банк и Сбербанк) также понижают ипотечные ставки. В ноябре ВТБ понизил её с 9,1% до 8,8% годовых, с 9 декабря аналогичная ставка установлена Абсолют Банком. Существует большая вероятность, что ипотечные ставки по нашей корпоративной программе, как и рыночные, и дальше будут снижаться. Сейчас рассматриваем вариант уменьшения не только общей ставки, но и реальной, которую платят участники льготной ипотечной программы. Напомню, что в настоящий момент молодые специалисты платят 2%, все остальные – 4,5%. Если для молодёжи это, наверное, нижняя планка и она меняться не будет, то для остальных работников возможно снижение.

Понижение ипотечной ставки важно ещё и потому, что растёт стоимость недвижимости. После вступления в силу закона о проектном финансировании строительства цены на квартиры в новостройке и на вторичном рынке практически сравнялись.

– У работников есть возможность выкупать технологическое жильё. Пользуются ли они этим правом?

– Возможность выкупа предусмотрена только в том случае, если у компании нет необходимости в этом жилище, и только на определённых условиях. Для приобретения жилья сотрудник должен проживать там не менее 10 лет и выплатить сразу всю сумму – рассрочки в данном случае не предусмотрено. Тем не менее, как показывает практика, сотрудники достаточно часто обращаются с просьбой продать им жильё и хотели бы при этом платить долями. Мы нашли, как нам кажется, оптимальный вариант. Совместно с компанией «Дом.РФ» разработали проект так называемого корпоративного арендного жилья.

Механизм будет действовать следующим образом. РЖД заявляют о потребности в жилье в том или ином регионе. «Дом.РФ» подбирает помещение (речь может идти о многоквартирном доме, нескольких либо одной квартире), приобретает его и сдаёт в наём нашим сотрудникам. В этом случае нам не нужно выбирать землю, разрабатывать проект, проводить экспертизу, строить, вводить в эксплуатацию и эксплуатировать этот дом. Что важно, мы быстро получаем достаточное количество жилья. Это что касается плюсов для компании.

Для сотрудников новая схема тоже будет удобна. Право на выкуп жилья у работника появится уже через 5 лет проживания в нём, а не через 10 лет, как сейчас. Причём он сможет оформить субсидированную ипотеку на льготных условиях, а часть арендной платы пойдёт в качестве первоначального взноса. Есть ещё один важный нюанс – цена квартиры замораживается в тот момент, когда работник в неё заселяется, так что он чётко понимает, сколько ему придётся заплатить при выкупе жилья. Если сотрудник не хочет приобретать жильё, то по договору с «Дом.РФ» через 10–15 лет жилым помещением распорядится ОАО «РЖД».

– Когда на сети появится корпоративное арендное жильё и означает ли это приостановку программы строительства технологического жилья?

– У нас есть несколько предложений готовых объектов от «Дом.РФ», и в настоящее время мы изучаем спрос со стороны наших сотрудников, чтобы понимать, какое количество жилья нам необходимо. Как только мы это поймём, приступим к реализации проекта. Начать планируем с Москвы и Московской области.

Что касается строительства, то на данный момент у нас сформирован достаточный жилищный фонд компании, который обеспечивает потребность в размещении наших сотрудников при их переезде к новому месту работы. Строительство продолжится в основном там, где растут объёмы работы, где вводятся новые предприятия.

– В следующем году ОАО «РЖД» планирует актуализировать Концепцию жилищной политики. С чем это связано и есть ли уже представление, какие изменения будут внесены в документ?

– Перед нами стоит задача сделать Концепцию более простой и понятной всем нашим сотрудникам, а также внести ряд корректировок, связанных с изменением законодательства. Например, предлагаем отменить коэффициенты в зависимости от должности при расчёте площади предоставляемого жилья и использовать для всех стандартные нормы: одиноко проживающему положено 33 кв. м, на семью из двух человек – 42 кв. м, на каждого члена семьи из трёх и более человек – по 18 кв. м на каждого. При строительстве квартир будем ориентироваться на то, чтобы в ней могла разместиться семья из трёх человек, то есть средняя площадь – до 65 кв. м.
В концепции также заложим основы развития мобильного жилищного фонда, предназначенного для быстрой передислокации работников. Это насущная проблема. Наша позиция в том, что любое жильё, даже временное, должно быть максимально комфортным. Весной провели открытый инновационный конкурс предложений, получили 25 разработок модульных домов, из них отобрали три наиболее подходящих. Теперь нам нужно понять, насколько они соответствуют условиям эксплуатации – это вибрация, частые перебазировки. Заявка уже внесена в план научной работы на следующий год.

– В 2020 году изменится организация производственного питания работников. Что именно предполагается сделать?

– Изменения коснутся всех сфер производственного питания: это питание в столовых и буфетах, в домах отдыха локомотивных бригад, организация приёма пищи работающих в «окна» и занятых на ликвидации последствий чрезвычайных происшествий. Реформа, которую мы готовим, имеет стратегическое значение, поскольку питание встроено в технологию перевозок. Нужно повысить качество услуг и предоставить работникам возможность обедать в комфортных условиях.

Центральной фигурой в новой модели будет Железнодорожная торговая компания (ЖТК). Компания получит статус единого провайдера услуги и новые полномочия, в частности у неё появится возможность заключать договоры со сторонними поставщиками, уже использующими прогрессивные технологии. При этом ЖТК будет выступать в абсолютно новой для себя роли – единого центра мониторинга качества питания. Будет контролировать работу поставщиков и отвечать перед РЖД и контролирующими органами.

В планах – модернизация пунктов питания, столовых и буфетов на сети. Сейчас уже есть предварительная концепция оформления. Первые две столовые в новом дизайне открылись в Тынде и Северобайкальске. Не останется без внимания и меню в столовых и буфетах.

В организации питания в «окна» тоже произойдут изменения. Новый формат полевого обслуживания предусматривает внедрение модульных кухонь, где будут зона приготовления пищи, зона приёма пищи, чтобы работникам было комфортно.

– Модульные технологии строительства планируется применять при модернизации инфраструктуры детских лагерей. Какие планы в этом направлении на 2020 год?

– У нас существует программа развития детских оздоровительных лагерей. Сейчас их на балансе 64. Ежегодно мы стараемся инвестировать в обновление инфраструктуры: возводим новые корпуса и столовые, реконструируем имеющиеся корпуса. Год назад было принято решение, что мы должны капитально реконструировать два лагеря: «Зелёный огонёк» на Северо-Кавказской дороге и подмосковный «Кратово». Проекты уже готовы, и со следующего года мы приступаем непосредственно к реконструкции. Работа предстоит большая, сроки сжатые. Мы не хотим, чтобы лагеря были выключены из процесса оздоровления. Для ускорение сроков и улучшения комфорта самих объектов предполагаем использовать модульное строительство. Такие модули собираются на заводе, там же выполняются отделочные работы, и на месте они только монтируются. Это значительно сокращает сроки по сравнению с обычным строительством. Здесь мы видим хорошие перспективы.

– В следующем году страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Как планируете поддержать ветеранов?

– Самое главное, что мы сделаем, – поможем им с ремонтом жилья. Наш департамент уже собрал информацию с железных дорог и из дирекций о том, в каких условиях живут ветераны войны. Мы определили, какие суммы нужны на проведение ремонтных работ, заложили их в бюджет и предполагаем сделать ветеранам такой подарок ко Дню Победы. Безусловно, будет оказана адресная материальная помощь ветеранам.

Беседовала
Мария Абдримова
a:2:{s:4:"TEXT";s:1740:"В Коллективном договоре на 2020–2022 годы увеличены социальные выплаты для разных категорий работников. Документ предполагает поэтапное повышение размера материальной помощи при рождении или усыновлении ребёнка: с 4600 руб. до 5100 руб. в 2020 году, 5250 руб. в 2021 году, 5450 руб. в 2022 году. Аналогичным образом вырастут ежемесячные пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Повышены компенсации увольняемым по сокращению численности или штата – проработавшим в ОАО «РЖД» и в организациях железнодорожного транспорта 15 лет и более будет начисляться 2550 руб. за каждый отработанный в компании год (в действующем Коллективном договоре – 2300 руб.). Причём при оптимизации штата теперь обязательна предварительная консультация с первичной профсоюзной организацией.

Детям работников, которые получили I группу инвалидности в результате несчастного случая на производстве, теперь будет предоставляться право бесплатного проезда по личным надобностям в дальнем следовании и пригородном сообщении, компания также будет оказывать им содействие в получении высшего или среднего профессионального образования.

Перечень лиц, работающих во вредных условиях труда, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 дней, дополнен кочегарами паровозов в депо.

Установлены новые размеры выплат неработающим пенсионерам Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, а также награждённым орденом Славы трёх степеней, орденом Трудовой Славы трёх степеней – 10 000 руб. вместо 7500 руб. Председателям Советов ветеранов выплаты увеличены на 20%.
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Cегодня в СМИ

Первые лица