Новости дня

Владимир Климанов: "Правительству приходится лавировать между очень сложными решениями"

Экономика | Пятница | 30.01.2015 | 18:41
В пятницу вице-премьер Игорь Шувалов представил в Госдуме антикризисный план правительства. Оценивал усилия правительства завкафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.
В пятницу вице-премьер Игорь Шувалов представил в Госдуме антикризисный план правительства. Оценивал усилия правительства завкафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. | Экономика
Владимир Климанов, завкафедры госрегулирования экономики РАНХиГС (фото: gosrf.ru)

 

— Большая часть средств в рамках антикризисного плана правительства досталась банкам, а не реальной экономике. Справедливо ли такое распределение помощи?

 

— В целом правительство использует рецепт, который использовало в 2009 году, — они весьма похожи. И если эти меры оказались эффективны в то время, нет смысла им не доверять сейчас. Хотя надо понимать, что и первопричины кризиса, и макроусловия его протекания сейчас несколько иные, чем были в тот период. Но в целом действия правительства являются оправданными и обоснованными.

 

В то же время наряду с вливаниями в банковскую сферу в нынешнем антикризисном плане есть и поддержка реального сектора — промышленности, сельского хозяйства, — чего не было в прошлом антикризисном плане. Так что некоторое смещение акцентов наблюдается. Правда, это связано не столько с кризисом, сколько с необходимостью продолжения курса на импортозамещение в условиях противостояния с Западом.

 

— В новом плане появились расходы на поддержку занятости. Помогут ли они избежать безработицы?

 

— На самом деле эти меры вышли раньше, чем весь антикризисный план правительства. И они вполне логичны. Меры по снятию напряженности на рынке труда сегодня те же, что были в прежние годы, — это стимулирование занятости, финансирование переподготовки, дополнительный мониторинг предприятий и работников, которые находятся под угрозой увольнения.

 

Но одновременно анонсировано сдерживание роста заработных плат. И этим ситуация отличается от 2009 года, когда уже в ходе кризиса продолжалось увеличение зарплат бюджетникам, пенсий и довольствия военнослужащим. И зачастую эти меры противоречили планам по сокращению расходов бюджета, в целом. Сейчас же речь идет о замораживании заработных плат, что, с одной стороны, создаст некоторую напряженность на рынке труда, но с другой — сделает весь план борьбы с кризисом более последовательным.

 

— Не видите ли вы несогласованности в том, что выделяются огромные средства банкам, чтобы они кредитовали реальный сектор, и одновременно кредитные ставки усилиями ЦБ РФ остаются на высоком уровне (даже после снижения ключевой ставки ЦБ с 17% до 15% годовых)?

 

— Действительно некоторая несогласованность в этом есть, но она, скорее, вынужденная. И позиции Центробанка сегодня не позавидуешь. Ведь дальнейшее снижение ключевой ставки Банка России может обрушить курс национальной валюты, который сегодня вызывает наибольшую озабоченность у граждан. Дальнейшее снижение рубля может вызвать рост напряженности в обществе.

 

Но поддержка реальному сектору очень нужна. У предприятий прибыль исчезла, свободные оборотные ресурсы также сократились, население с опаской несет деньги на депозиты, а западные ресурсы вследствие санкций недоступны. Он оказался отрезанным от западных рынков, и обратиться, кроме федерального бюджета, ему сейчас некуда. Так что в этих условиях действия правительства оправданы. Хотя лавировать приходится между очень сложными решениями. И эти противоречия приходится учитывать на ходу.

 

— Антикризисный план критикуют за то, что он практически не содержит налоговых послаблений (кроме снижения НДС для внутренних авиаперевозок). Стоит ли снижать налоги для бизнеса в кризис?

 

— Уровень налогового бремени в нашей стране сложился, и лучше его не трогать совсем — ни в большую, ни в меньшую сторону. В декабрьском послании президента говорилось, что необходимо на время заморозить любые изменения в налоговом законодательстве. Поэтому печально, что, пытаясь решить проблему повышения доходов региональных бюджетов, им дали дополнительные полномочия по увеличению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В результате в этой сфере может сложиться очень тяжелая ситуация. И так нельзя сказать, что малый бизнес у нас процветает. А тут еще на него накладываются дополнительные издержки, да еще и в условиях кризиса.

 

Поэтому есть смысл в предложении объявить мораторий на эти решения до окончания кризиса. Но в целом пересматривать налоговое бремя в сторону снижения я бы не советовал. Даже в кризисной ситуации. Если мы будем подстраиваться под нынешнюю трудную ситуацию, с учетом краткосрочной конъюнктуры, впоследствии это вызовет больше негативных явлений в экономике, чем если ничего не трогать.

 

Михаил Хмелев

Cегодня в СМИ

Первые лица