Культура / 02.11.20 07:50

«Эрмитажу железных дорог» исполнилось три года

С момента открытия комплекс посетили более 700 тыс. человек

С момента открытия комплекс посетили более 700 тыс. человек | Культура
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

– Владимир Алексеевич, удалось ли добиться намеченных целей за три года существования музея?

– За такой небольшой для крупных музеев период времени нам уже удалось добиться определённых успехов. К примеру, постепенно увеличили посещаемость музея, в том числе за счёт расширения перечня предоставляемых услуг: в продаже появились квест-карты, билеты на тренажёр машиниста тепловоза, экскурсионная поездка на паровозике.
За три года работы наш комплекс посетили более 700 тыс. человек. И это с учётом ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Больше четырёх месяцев музей не принимал гостей. Отмечу, что, стараясь увеличить количество, мы не потеряли в качестве – порядка 94% отзывов посетителей музея на нашем сайте, в социальных сетях, на геолокационных сервисах – положительные.
Отмечу усиленную работу в мировом и городском историко-культурном пространстве. Музей как участник объединённых стендов или в качестве самостоятельного экспонента присутствовал на ключевых, крупнейших туристических федеральных и мировых выставках: MITT (Москва), KITF (Казахстан), ITB ASIA (Сингапур), SIFT (Сочи) и ряде других отраслевых событий. Также мы принимали посетителей во время проведения городской акции «Ночь музеев», фестиваля Science fest в 2019 году и многих других мероприятий.

– Каким образом музею удаётся, оставаясь частью корпоративной культуры РЖД, вливаться в музейное сообщество? Чувствуете ли вы себя своими среди остальных музеев?

– Одна из приоритетных целей корпоративного музея – это популяризация той отрасли, которую он представляет. Мы транслируем ценности ОАО «РЖД» будущим и настоящим клиентам компании, бережём память о вкладе железнодорожников в развитие России, формируем уважение к их труду, воспитываем патриотические чувства.
Конечно же, мы свои в музейном сообществе, потому что миссия у нас общая – сохранять и популяризировать памятники истории и культуры.

– Музей изначально называли «Эрмитажем железных дорог» как обладателя самого крупного хранилища железнодорожной техники. Какими экспонатами пополнился музей за три года? Приносят ли семейные железнодорожные реликвии обычные люди?

– Уже после открытия музея в постоянной экспозиции появились первый рельсовый автобус РА1-0001 и вагон аптека-перевязочная.
Что же касается фондового хранилища, то в нём сегодня насчитывается почти 30 тыс. предметов. Все они разбиты на тематические группы: документы, фотографии, вещи, нумизматика, графика, альбомы, негативы. Пополнение происходит из разных источников. Семейные реликвии, ценные предметы передают сотрудники железных дорог, работники и посетители музея, не равнодушные к железнодорожной теме, и, конечно же, потомки железнодорожных династий.

– Какие совместные проекты удалось осуществить с музеями в нашей стране и за рубежом?

– Разумеется, совместная работа с другими музеям очень важна. К 75-летию Великой Победы мы организовали совместный проект с Военно-медицинским музеем Министерства обороны РФ «Поезда милосердия». Он посвящён военно-санитарным поездам и включает три выставки. Первая открылась 7 февраля этого года. В вагоне пригородного сообщения Ок3906 были представлены макет санитарного вагона для тяжелораненых, предоставленный Военно-медицинским музеем, и станок НИИСИ-42.
9 мая 2020 года в зале для временных выставок заработала экспозиция, посвящённая санитарным поездам. Наконец 1 октября мы открыли новый экспонат – вагон аптеку-перевязочную. Здесь воссоздана обстановка вагона военно-санитарного поезда времён войны с подлинными экспонатами того времени и уникальными фотоматериалами от наших партнёров. Дополняют экспозицию обстановочные сцены – «медсестра перевязывает раненого» и «заведующий аптекой за работой».
С Финским железнодорожным музеем мы планируем организовать совместную выставку, посвящённую 150-летию линии Санкт-Петербург – Рийхимяки (Хельсинки). Она откроется предположительно в декабре на площадке нашего музея. Финские коллеги опубликовали виртуальный выставочный проект, посвящённый этой же теме, 13 октября в онлайн-формате.

– Музейная работа предполагает организацию выездных выставок. Есть ли такая практика в Музее железных дорог?

– Каждый год 7 февраля музей проводит выездную выставку на Финляндском вокзале, посвящённую прибытию первого после прорыва блокады поезда.
Кроме того, мы ежегодно принимаем участие в фестивале Русского музея «Музеи – детям», который проходит в преддверии Дня знаний. Сотрудники музея в оборудованном шатре в Летнем саду в 2018 и 2019 годах для юных посетителей проводили мастер-классы, викторины, действовала специальная фотозона. В этом году из-за ограничений фестиваль прошёл в онлайн-формате. Присоединившись к нему, музей продемонстрировал очередную образовательную серию проекта «Приключения Мышонка в Музее железных дорог России». Он всегда собирает большой отклик у аудитории.
Кроме того, более 3 тыс. человек посетили площадку музея 20 и 21 июля 2019 года в Парке 300-летия Санкт-Петербурга во время фестиваля VK Fest. В шатре гости приняли участие в гонках на дрезинах, приводя в движение модели поездов «Сапсан» на специальном макете и соревнуясь в скорости их передвижения. Также можно было попробовать себя в роли машиниста электровоза на VR-тренажёре, который моделировал в виртуальной реальности кабину управления локомотивом. Все желающие делали фото в 3D-реальности в интерьерах музейного комплекса.
Мы намерены расширять сотрудничество с другими площадками. Так, планируем организовать выездную выставку на территории историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» в Выборге. Надеемся, что они будут проходить на регулярной основе.

– Пандемия заставила культурные площадки переходить в онлайн-режим. Что вы предлагали посетителю, пока музей был закрыт?

– С 20 марта по 30 июля музей был закрыт для посещения, мы были вынуждены отменить все запланированные экскурсии и мероприятия. И для туристов, и для музея этот период стал непростым испытанием. Чтобы не терять связь с нашими посетителями, мы решили дистанционно знакомить их с музейной коллекцией и в виртуальном формате рассказывать об истории железных дорог. У музея есть аккаунты во всех социальных сетях, где мы публикуем познавательный контент: «ВКонтакте», Facebook, Instargam, «Одноклассники», YouTube. Количество подписчиков постоянно растёт, а просмотры видеоэкскурсий во всех аккаунтах перешагнули отметку в 2 млн.
Такой способ общения предоставил и возможности: те уголки музея и части экспозиции, куда во время обычного визита доступ для посетителей невозможен (например, музейные ремонтные мастерские), мы смогли показать в наших видеосюжетах и рассказать о них более подробно. Сотрудники музея подготовили ряд видеоэкскурсий, в том числе для детей. Они регулярно выходили в эфир на сайте и в соцсетях музея. Наши виртуальные музейные путешествия оказались востребованными, приобрели постоянных зрителей и поклонников.

– Удалось ли интегрировать виртуальные сервисы в текущую жизнь музея? Приведите примеры?

– Сегодня музей предлагает ряд услуг и сервисов. На нашем сайте можно принять участие в виртуальной экскурсии, заглянуть внутрь вагонов, доступ к которым закрыт в самом музее из соображений безопасности. Также оцифрованы архивные документы по мобилизации железных дорог СССР, которые раньше носили гриф «Совершенно секретно».
При посещении экспозиции в зале временных выставок можно бесплатно воспользоваться аудиогидом с помощью своего смартфона или планшета. Отзыв о визите в музей теперь можно оставить на сайте, для этого во входной зоне размещён QR-код.
Кроме того, сейчас проводится масштабная оцифровка всего музея, сбор архивных чертежей и фотографий для создания цифровой платформы, которая предоставит возможность не только посмотреть на экспонаты снаружи, но и узнать их историю, конструкционные особенности. Работу над этим проектом планируется завершить в следующем году.
Запущен интернет-магазин сувенирной лавки музея с возможностью доставки товаров во все населённые пункты России, Украины, Беларуси и Казахстана.

– Недавно в музее открылся вагон-ресторан. Пользуется ли он популярностью?

– Вагон-ресторан в стиле «Восточного экспресса» – одна из визитных карточек музея. В социальных сетях можно найти массу положительных отзывов посетителей. В том числе и благодаря необычным позициям в меню. Например, есть даже сет с осетриной и мясом дикого кабана по рецептуре конца XIX – начала ХХ столетия.

– Одно из направлений работы музея – это профориентация подрастающего поколения. На что дети больше всего реагируют и что музей предлагает им?

– В работе со школьной аудиторией важно помнить, что ребёнку познавать мир всегда сложнее, чем взрослому. Диалог и игра – вот на чём строятся наши культурно-образовательные программы.
Направлений профессиональной ориентации несколько. Во-первых, сотрудники научно-просветительского отдела проводят культурно-образовательные программы: «Введение в профессию», «Встречи молодёжи с ветеранами труда Октябрьской железной дороги» и обзорные экскурсии.
Во-вторых, педагогами Детского музейного центра разработаны интерактивные экскурсии с играми: «Стук молотка осмотрщика вагонов», «Я б в проводники пошёл, пусть меня научат» и «Я – машинист», ориентированные на младших школьников и подростков. Для учащихся средней школы в Детском центре проходит экскурсия-викторина «Дежурный по станции». На занятиях дети знакомятся с развитием железнодорожного транспорта, профессиями, предметами и одеждой железнодорожников.

– Сейчас прогнозируют вторую волну пандемии. Готовитесь ли вы к ней и как?

– В условиях текущей эпидемиологической обстановки здоровье посетителей и сотрудников остаётся нашим главным приоритетом. Мы прилагаем все усилия, чтобы визит каждого гостя в музей был максимально безопасным и комфортным. Посещение обязательно в средствах индивидуальной защиты (масках и перчатках). Во входной зоне установлены сенсорные санитайзеры с антисептиками, нанесена сигнальная разметка с напоминанием о соблюдении социальной дистанции, все контактные поверхности обрабатываются дезинфицирующими средствами.
Сейчас музей работает в ограниченном режиме: посещение осуществляется по сеансам каждые 15 минут, экскурсионное обслуживание проводится для групп до пяти человек в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Работа некоторых инсталляций, функционирование которых не совместимо с их постоянной обработкой дезинфицирующими средствами, временно приостановлена.

– За три года существования музея – уже множество побед: лучший корпоративный музей страны, победа в номинации «Общественное признание», недавняя победа в Международном конкурсе Terres Travel Festival. Как это помогает развитию музея?

– Участие и тем более победы в международных и всероссийских конкурсах позволяют нам интегрироваться в мировое музейное сообщество. Мы принимаем участие в международных фестивалях и конгрессно-выставочной деятельности, повышая узнаваемость в туристической и бизнес-среде.
Сегодня мы уже начали подготовку к проведению Международной конференции железнодорожных музеев RAILCONF в следующем году.
Достижение таких высоких результатов и организация мероприятий международного уровня – это одна из приоритетных задач с учётом того, что с точки зрения интерактивности мы входим в число мировых лидеров среди технических музеев.

– Как разрабатываются новые формы работы с посетителями? Кто придумывает новые программы, экскурсии, тематические зоны?

– В музее продуктивно работает научно-просветительский отдел, который занимается созданием экскурсий, культурно-образовательных программ и их проведением. Его сотрудники изучают материалы, консультируются со специалистами железнодорожного транспорта, апробируют созданные программы, а затем внедряют их в работу музея.

– Каждый музей – это центр научной работы. Какая научная работа ведётся в Музее железных дорог? К вам историки из других стран приезжают, чтобы с экспонатами поработать?

– В ходе научной деятельности мы изучаем различные темы, в том числе для организации временных выставок, публикаций статей, брошюр, буклетов. Так, для нашего проекта по военно-санитарным поездам была проведена большая научная работа в архивах и фондах других музеев. Тема оказалась сравнительно малоизученной, и нашим сотрудникам пришлось просмотреть большое количество документов, фотографий, предметов для того, чтобы достоверно представить эту интереснейшую страницу из истории железных дорог.
К нам нередко обращаются с запросами историки железных дорог, любители и профессионалы, в том числе и из-за рубежа. Конечно, мы консультируем их, а в случае необходимости предоставляем доступ к нашим фондам.

– Насколько важна для музея волонтёрская поддержка? Чем помогают «серебряные волонтёры» и молодые железнодорожники?

– Музей участвует в различных фестивалях: VK fest, «Ночь музеев», Science fest, «Современное искусство в традиционном музее». Это требует большой концентрации сил и человеческих ресурсов. Наши волонтёры помогают реализовать все идеи на практике. Они работают с потоками посетителей, консультируют в тематических зонах. Нам очень важна помощь «серебряных волонтёров», но сегодня они находятся в группе риска, и поэтому их просим остаться дома.

– Где и как реставрируются экспонаты, техника? Кто работает в реставрационных мастерских?

– В этом году был воссоздан утраченный интерьер вагона аптеки-перевязочной из состава военно-санитарного поезда. Колоссальный объём работы тщательно проводили сотрудники Экспериментального завода Октябрьской дороги. Кроме этого, подрядными организациями на конкурсной основе ежегодно по экспонатам производятся наружные ремонтные работы косметического характера. Большинство из них производится в цеху (ремонтной зоне) музея, в некоторых случаях – на фондовой площадке, находящейся рядом с платформой «Паровозный музей».

– Когда музей создавался, он должен был стать новым современным историко-культурным пространством, представляющим историческое наследие железнодорожного транспорта, в самом насыщенном учреждениями культуры городе России – Санкт-Петербурге. Удалось ли реализовать эту задумку, как строится взаимодействие с другими музеями?

– Сегодня музей – полноправный член Международной ассоциации музеев транспорта и связи, Международного совета музеев, Союза музеев России. Плодотворное взаимодействие с коллегами по всему миру и, конечно, в Санкт-Петербурге позволяет нам оперативно получать информацию о всех изменениях в музейной среде, обмениваться опытом, знаниями, навыками, лучшими практиками, принимать взвешенные совместные решения.
Вы наверняка помните, что во время проведения VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в 2018 году ОАО «РЖД» и Национальный железнодорожный музей города Йорка (Великобритания) подписали соглашение о сотрудничестве в области культурной и научной деятельности. Работа в этом направлении не останавливалась и в период ограничений.

Яна Позолотчикова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →