Культура / 22.10.20 07:52

«Поезд Победы» отправляется

Проект станет завершающим мероприятием Года памяти и славы

Проект станет завершающим мероприятием Года памяти и славы
 | Культура
фото:Александр Саверкин /ИД «Гудок»

С Белорусского вокзала 23 октября отправляется «Поезд Победы» – состав из 12 вагонов, в восьми из которых размещена иммерсивная инсталляция, посвящённая Великой Отечественной войне. Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» и при поддержке Министерства науки и высшего образования и ОАО «Российские железные дороги».

«Поезд Победы» пройдёт через всю страну. В первой части пути он приедет в 13 городов, в том числе Псков, Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Тулу, Курск, Владикавказ, Новороссийск, Волгоград. Вторая часть маршрута – путешествие до Владивостока. На каждой остановке жители этих городов смогут осмотреть экспозицию.

Уникальность «Поезда Победы» в том, что в нём совмещены трёхмерная панорама, иммерсивный аудиоспектакль, проекции на экраны-окна, в которых зрители увидят сценки из довоенной, военной жизни, кадры кинохроники.

«Перед нами стояла цель создать поезд-музей, который бы путешествовал по всей стране, – рассказывает Дмитрий Поштаренко, автор экспозиции и руководитель команды «Невский баталист». – Мы собрали экспозицию, с помощью которой можно было бы доходчиво объяснить и ребёнку, и взрослому, что такое война. У нас есть опыт поисковой работы (Дмитрий – командир поискового отряда «Шлиссельбург»), кроме того, на протяжении шести лет мы с командой создавали трёхмерные панорамы. И в каждом случае это была история, которая рассказывается от лица главного героя».

Главным героем экспозиции «Поезда Победы», от лица которого рассказывается о войне, стала машинист Лидия. Один из её прототипов – Елена Чухнюк (легендарный машинист паровоза, в годы Великой Отечественной войны она водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта)».

Машинист Лидия выступает в роли гида, именно её голос звучит в наушниках экскурсантов (аудиогид можно получить в первом вагоне). Она рассказывает о том или ином этапе войны, вплетая в свое повествование истории людей. 

Первый из экскурсионных вагонов – это довоенный плацкарт. «Это в каком-то смысле утраченный образ довоенной страны», – говорит Маргарита Попова, координатор команды «Невский баталист». Люди, которые едут по своим делам, не зная, что скоро начнётся война: кто-то играет в шахматы, моряки флиртуют с девушками, дед с внуком возвращается с рыбалки. Всё это сценки из обычной жизни. Но в этом же вагоне мы встречаем инвалида. Он задумался о чем-то своём. В этом задумчивом человеке уже есть что-то тревожное, что предвещает будущую беду.

«В «Поезде Победы» 150 персонажей, а это значит, что каждого надо одеть, подобрать аутентичный костюм той эпохи, позаботиться о соответствующих аксессуарах», – рассказывает Мария Волох, реквизитор команды.

В следующем вагоне воссоздаётся атмосфера осени 1941 года. Электричка увозит бойцов на фронт, под Москву. Здесь герои – совсем мальчишки, которых командир учит заполнять смертные медальоны, и опытные воины, участники Финской войны, которые хорошо понимают, что их ждёт.

Пожалуй, самое сильное впечатление производит вагон, в котором разыгрывается сцена из концлагерного барака. На нарах – тени, высохшие от голода заключённые. Здесь лица героев расписаны не до конца.

Следующий вагон поделён надвое. В одной его части воспроизводятся реалии санитарного поезда. А вторая его часть посвящена науке: здесь Зинаида Ермольева, микробиолог и эпидемиолог, которая в 1942 году впервые в СССР получила пенициллин (крустозин ВИЭМ) и участвовала в организации его промышленного производства. Это позволило спасти сотни тысяч жизней советских солдат во время Великой Отечественной войны. Другой герой – Игорь Курчатов, физик, отец советской атомной бомбы. Возвращаясь в поезде из эвакуации в Москву, он не прекращал работу, используя в качестве меловой доски дощатые стены вагона.

Есть в «Поезде Победы» и теплушка, которая в феврале 1943 года, после снятия блокады, везёт продукты в Ленинград по ветке Поляны – Шлиссельбург.

Последний вагон состава – трофейный. В нём солдаты-победители возвращаются домой. Здесь ощущаются и радость победы, и горечь от того, какой ценой она завоёвана.

«Почему такие проекты, как наш, мне кажутся сегодня чрезвычайно важными? Они наглядно показывают, как страшна война», – резюмирует скульптор команды «Невский баталист» Заурбек Дзуцев.

Наталья Гриднева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →