Культура / 24.09.20 07:56

Железнодорожный музей на Сахалине

Сегодня в хранилище около 2 тыс. единиц хранения в основном и вспомогательном фондах

Сегодня в хранилище около 2 тыс. единиц хранения в основном и вспомогательном фондах | Культура
фото:фото: Личный архив

Каждая земля пахнет по-особенному. 12 лет назад волею своих перелётных стремлений я попала на Сахалин. Знакомство с островом прошло на славу, и мы полюбили друг друга. И вот летом этого года я ещё раз отправилась в путешествие на край земли.

Сахалин остался во мне глотком солёной океанской воды, запахами буйной, неприрученной травы, острым морским йодистым солёным ветром, тёплой землёй, которая согревает ноги даже в сырую погоду, и острым желанием ещё раз ступить на эту землю.

И вот этим летом я вернулась на остров и внезапно для себя сделала пару увлекательных открытий. Моя подруга Татьяна Скворцова, театральный педагог гимназии № 3 Южно-Сахалинска, подсказала мне, что в городе есть Музей истории Сахалинской железной дороги, и мы отправились разыскивать его. Он находится в пешей доступности, рядом с вокзалом Южно-Сахалинска, на улице Железнодорожная.

И случилось открытие! Такой музей делает честь не только городу, в котором находится, но и всем относящимся к нему людям. В первую очередь, конечно, сотрудникам железной дороги, труду которых посвящён музей.

Основателем музея по праву считается Михаил Михайлович Заиченко – начальник Сахалинской железной дороги. Он принял решение об организации музея и нашёл для руководства человека профессионального, заинтересованного. Им был Юрий Аркадьевич Просёлков, почётный железнодорожник, ветеран. 30 июля 2004 года торжественно открылся выставочный зал по улице Вокзальная, 34, а следующим этапом был монтаж и открытие площадки с исторической железнодорожной техникой, которая делает музей ещё более уникальным. Это историческое событие для музея свершилось уже в 2005 году. Таким образом, музей имеет два взаимодополняющих отделения, связанных в единый комплекс.

Музей – это не собрание мёртвых экспонатов, это истории живых людей, их жизни, их праздников и трудовых будней. На входе нас встретил Андрей Николаевич Чиликин, который с 2012 года руководит музеем. С апреля этого года музей пережил переезд в новое, отдельно стоящее здание, рядом с площадкой для демонстрации железнодорожной техники.

Переезд… Это очень сложный период в жизни каждого музея, другое здание, новые стены, планировка требуют огромных затрат не только материального плана, но и творческого подхода к реэкспозиции. Всё привычное и устроенное с годами приходит в движение, и требуется немало выдумки, находчивости, научных изысканий, чтобы привести музейную экспозицию в соответствие с идеей и задачами, которые выполняет музей.

Но надо отдать должное Андрею Николаевичу. Он, работая со всем этим хозяйством один, без помощников, замечательно справился с неимоверно сложной задачей. Сегодня в фондах музея около 2 тыс. единиц хранения в основном и вспомогательном фондах. И количество это уже внушает уважение к тому, кто в одном лице совмещает несколько профессий – руководителя музея, администратора, экскурсовода, научного сотрудника. А на стадии переезда к этим работам добавились ещё и столярно-слесарные.

Конечно, определённую помощь в восстановлении оказывают железнодорожные подразделения, за что им можно выразить огромную благодарность. Но это помощь разовая, по запросу, когда она необходима. А вот мне как музейщику видится, что немаленькому музею с такой уникальной коллекцией железнодорожной техники, таким интересным наполнением выставочного зала надо иметь ещё как минимум и экскурсовода. Тогда музей может выполнять больший объём экскурсионной работы, распространяя и увеличивая славу профессии железнодорожника и давая возможность большему количеству посетителей ознакомиться с увлекательной историей развития Сахалинской железной дороги.

Теперь, когда выставочные залы и открытая площадка с железнодорожной техникой связаны территориально воедино, самое время подумать о наращивании экскурсионного потока, потому что таких экспонатов мы не увидим даже в знаменитых музеях, относящихся к железной дороге, поскольку история Сахалинской дороги тесно связана с Японией и долгое время сохраняла узкую колею 1067 мм.

Татьяна Ветрова, член Союза писателей России, методист Музея истории Северобайкальского региона ВСЖД, Северобайкальск

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →