Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Мастер, продлевающий жизнь экспонатам

Культура | Среда | 22.07.2020 | 06:18
Игорь Куршин сравнивает себя с врачом, который восстанавливает здоровье, пусть не людей, но предметов
Игорь Куршин сравнивает себя с врачом, который восстанавливает здоровье, пусть не людей, но предметов | Культура
фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»
Игорь Куршин – реставратор Центрального музея железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ), одного из старейших научно-технических музеев в мире и самого первого технического музея страны. Он сравнивает себя с врачом, который восстанавливает здоровье, пусть не людей, но предметов.

До введения ограничительных мер из-за коронавируса в музей ежедневно приходили около 160 человек. Но деятельность музея не прекращалась и во время пандемии. В частности, продолжали поддерживать в надлежащем состоянии хрупкие артефакты (а всего в ЦМЖТ хранится почти 72 тыс. экспонатов) двое реставраторов.

Один из мастеров, Павел Тычинин, специализируется на восстановлении живописных и графических произведений, второй, Игорь Куршин, реставрирует всё остальное.

«Необходимость в реставрации экспонатов возникает обычно по двум причинам, – рассказывает реставратор с 20-летним стажем об особенностях своей профессии. – Первая – это время. ЦМЖТ в прошлом году отметил 210-летие, а некоторые хранящиеся в его коллекции артефакты ещё старше и из-за своего возраста нуждаются в постоянной заботе. А вторая причина – вандалы».

По словам реставратора, некоторые посетители пытаются взять «на память» частичку того или иного раритета.

Так, макет Дворцового моста Санкт-Петербурга, который недавно переехал в Музей мостов (новый филиал ЦМЖТ), лишился части перил. Куршину пришлось изготавливать новые элементы конструкции.

Год назад перед Игорем Викторовичем встала задача посложнее: нужно было восстановить повреждённый макет пассажирского вагона, созданный в масштабе 1:5 в начале XX века. В вагоне кто-то из посетителей выбил окно, осколки стекла испортили миниатюрный диван в купе. Только подготовка к реставрации пострадавшего экспоната заняла у Куршина две недели.

Работать он мог только через окно размером 8х8 см, используя скальпель, пинцет, зажим, приспособления и инструменты собственного изобретения.

Макет было решено не выносить из зала, и мастер в течение трёх дней трудился по утрам и вечерам, когда в музее не было посетителей.

Сам Игорь Викторович сравнивает себя с врачом, который, совершая ежедневный обход музейных залов, сразу видит, каким экспонатам нужна срочная помощь, а какие могут дождаться «плановой операции».

Игорь Куршин родился в 1964 году в городе Альметьевске, что в 300 км от Казани. С детства любил мастерить из дерева и после школы поступил в профессионально-техническое училище учиться на столяра.

Освоив эту профессию, поступил на факультет культурологии Казанского института культуры. А получив диплом, решил продолжить образование и окончил ещё и операторские курсы ВГИКа.

Умение профессионально пользоваться кино- и фотокамерой очень помогает мастеру до сих пор.
«С экспонатами нельзя ничего делать без фотофиксации, которую мы обязаны производить до, в процессе и после окончания работ. Эти снимки являются официальной документацией», – объясняет Куршин.

Переехав в Санкт-Петербург, Игорь Викторович изучал секреты реставрации, работая в частных компаниях, в том числе на объектах за пределами Северной столицы.

Участвовал, например, в воссоздании интерьеров Большого Кремлёвского дворца, Московской консерватории. Затем около 10 лет трудился реставратором в Петропавловской крепости.

Реставрация – не только профессия, но и образ жизни, уверен мастер. Даже дома Куршин предпочитает стиль ретро.

«Некоторые старинные вещи мне дарят друзья, знакомые и соседи, – говорит он. – Как правило, это то, что проблематично восстановить. Поначалу, когда в моей квартире стали появляться старинные кресла, стулья, этажерка, шкаф, я смотрел на них и понимал: им нужна реставрация, и никто не поможет этим вещам, кроме меня. Зато теперь, когда часть мебели восстановлена (всё доделать ещё не успел), радуюсь, что в моём доме живут такие тёплые, уютные старинные вещи».

Сидя в своём старинном кресле, восстановленном собственными руками, Игорь Куршин часто продумывает новые приёмы реставрации. Изобретённые технологии порой опробует на домашней мебели. Есть у мастера и профессиональная мечта – чтобы в мастерской ЦМЖТ появилось самое современное оборудование, позволяющее спасать любой экспонат максимально легко и быстро. Например, 3D-принтер – он пригодился бы, чтобы воссоздать из пластика изящную решётку макета Дворцового моста, над которым реставратор продолжает работу.
Елена Харламова, Санкт-Петербург

Cегодня в СМИ

Первые лица