Блиц / 23.03.21 08:10

Функциональный навигатор станции Кинель

Славяна Бут Начальник службы корпоративной информатизации Куйбышевской дороги | Функциональный навигатор станции Кинель | Блиц
– На станции Кинель 18 марта завершилась подконтрольная эксплуатация модулей планирования и контроля исполнения по проекту «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС). Что представляет собой проект цифровизации станции?

– Цифровизация станции включает в себя описание технологических процессов станции в цифровом формате с дальнейшей разработкой программного обеспечения по различным модулям, обеспечивающим автоматическое выполнение различных функций и операций работников станции, с целью перехода от автоматизированного к автоматическому режиму планирования работы станции, то есть практически без вмешательства человека.
Работа по созданию комплекса взаимосвязанных сквозных информационных технологий с максимальной автоматизацией технологических процессов и цифровизацией технологических операций на станции Кинель стартовала в 2018 году. Разработчиками выступили ООО «НТЦ ТрансСистемоТехника» и ООО «ТрансСофтТелематика».
На станции разработаны, протестированы и внедрены в промышленную эксплуатацию модули планирования и контроля исполнения, обеспечивающие планирование поездообразования и процесса обработки составов, привязки грузовых составов, локомотивов и локомотивных бригад к расписанию движения грузовых поездов. Планирование осуществляется на основе прогноза прибытия поездов, планирования явок локомотивных бригад и выдачи локомотивов из локомотивных депо, а также в соответствии с планом формирования.
В качестве функционального развития ЦЖС реализован «Функциональный навигатор (ФН)», который представляет собой переосмысленный вариант бумажного Графика исполненной работы и частично Графика исполненного движения – классических движенческих инструментов. Станционный диспетчер на основании данных, получаемых по радиосвязи, отрисовывает на бумаге фактическое состояние поезда на станции, параллельно продумывая варианты обработки поезда согласно станционным техпроцессам. ФН обеспечивает формирование в реальном режиме времени полного цикла технических операций в соответствии с технико-распорядительным актом станции. При этом осуществляются мониторинг качества регистрации операций, контроль отклонения операций по времени от норматива.
В ходе реализации проекта ЦЖС были разработаны мобильные рабочие места (МРМ) как новый вид связи, когда радиообмен с составителями, экипировочными бригадами и работниками станции заменяется на прямую трансляцию нарядов на мобильное устройство прямо к участнику процесса без потерь и искажения информации.
МРМ обеспечивают передачу оперативных данных из системы АСУ СТ и нарядов на работу для составителя на горке и локомотивной экипировочной бригады. Использование МРМ позволяет исключить применение телефонной и радиосвязи, устранить печатающие устройства и повысить оперативность выполнения работ.
В перспективных планах разработка и тестирование МРМ для оператора-сигналиста, разрабатывается МРМ для оператора коммерческого осмотра вагонов и осмотрщика-ремонтника вагонов.
Все реализованные модули (модули планирования, контроля исполнения, ФН, МРМ) и основные показатели работы станции в наглядном и доступном формате отображаются на табло коллективного пользования (ТКП), установленном в диспетчерском зале станции Кинель, позволяя более эффективно контролировать и управлять работой станции. Применение ТКП позволяет вместо отдельных справок видеть взаимосвязь всех показателей и получать их изменения непосредственно по факту возникновения событий.

– Почему появилась необходимость в проведении подконтрольной эксплуатации?

– В ноябре-декабре 2020 года, во время приёмки модулей планирования и контроля исполнения в постоянную эксплуатацию, совместно с разработчиками был сформирован реестр предложений, направленных на совершенствование и повышение качества процессов планирования поездообразования, которые не предусмотрены техническим заданием, но позволят существенно повысить эффективность использования программного продукта. Для отработки этих предложений было решено провести подконтрольную эксплуатацию. Она велась с 18 января 2021 года в течение 60 дней. По результатам разработчики совместно с работниками станции Кинель отработали подходы к технологиям и усовершенствовали алгоритмы планирования.
Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев во время визита на Куйбышевскую дорогу в феврале отметил, что система ЦЖС, внедряемая на Кинеле, не имеет аналогов за рубежом и является первой на сети.

– Какие станции на Куйбышевской дороге станут цифровыми?

– До 2022 года запланировано тиражирование модулей Цифровой железнодорожной станции, обеспечивающих технологии автоматического планирования и контроля исполнения на сортировочных и важнейших станциях дороги – Дёма, Рузаевка, Пенза-3, Абдулино, Сызрань-1 и Октябрьск. В процессе тиражирования предстоит реализовать ряд задач: трансформировать работу станций с оптимальным использованием всех функциональных возможностей ЦЖС, усовершенствовать технологические процессы и алгоритмы планирования, а также повысить пропускные способности станций и качество использования тяговых ресурсов.

Беседовал Александр Северов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →