Блиц / 13.11.20 08:47

Историческая смена тока

Владимир Каутц Заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 годах | Историческая смена тока | Блиц
– Владимир Эмильевич, четверть века назад, 14 ноября 1995 года, на Восточно-Сибирской дороге впервые в мировой практике перевели 434-километровый участок Транссиба Зима – Слюдянка с постоянного тока на переменный, не останавливая движение поездов. Как на дороге пришли к такому решению?

– Первый поезд на электротяге из Иркутска в Слюдянку прошёл 19 ноября 1955 года. На этом первом электрифицированном участке Восточно-Сибирской дороги был использован постоянный, а не переменный ток. Причина в рельефе, в затяжных подъёмах и спусках этого горно-перевального участка вблизи Байкала. Он до сих пор остаётся одним из сложнейших на Транссибе. Промышленность в то время не выпускала электровозы переменного тока с рекуперативным торможением, без которого электрическая тяга здесь не экономична, а главное, не обеспечивала безопасность движения.
В 1990-е годы, как известно, в стране шли рыночные реформы, многие предприятия прекращали деятельность, объёмы перевозок грузов по железной дороге падали. Руководитель ВСЖД Геннадий Комаров поставил перед командным составом магистрали задачу найти резервы для повышения эффективности труда и снижения затрат. Одной из таких мер стало предложение начальника службы электроснабжения Натана Фукса о переводе участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток. Источник финансирования этой работы в тех условиях нужно было искать у себя (ВСЖД тогда была самостоятельным юридическим лицом). Я как начальник экономической службы предложил применить на дороге механизм ускоренной амортизации основных фондов с коэффициентом 2, то есть отчислять на полное восстановление основных фондов в два раза больше средств, чем ранее.
Согласовав предложение с вышестоящими и контролирующими органами, мы реализовали эту идею. Затем по указанию начальника дороги руководители отраслевых служб подготовили проект приказа Министерства путей сообщения о переводе энергоснабжения участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток.
Документ был согласован в департаментах МПС и подписан министром. При этом мы ничего не просили у МПС, кроме разрешения на проведение работ, стоимость которых в ценах 2020 года составляла более 20 млрд руб.

– Как удалось выполнить столь масштабные работы, опираясь только на собственные силы?

– Объём работ действительно впечатляет: реконструировано 14 тяговых подстанций, усилена изоляция контактной сети, заменено около 3 тыс. опор контактной сети, контактная сеть обновлена на протяжении 100 км. Значительному переустройству подверглись устройства связи. Построена и внедрена в эксплуатацию более совершенная автоблокировка с тональными рельсовыми цепями на участке протяжённостью 210 км с вводом в эксплуатацию 558 централизованных стрелок. На восьми станциях возведены новые посты электрической централизации с учётом внедрения рельсовых цепей тональной частоты.
Самые главные работы выполняли работники хозяйства электрификации и электроснабжения во главе с Натаном Фуксом. Бок о бок с ними трудились работники хозяйства сигнализации и связи под руководством Владимира Зиннера. Во время подготовки к переходу на переменный ток возникали почти тупиковые ситуации, когда известные технологии не подходили ни по срокам, ни по средствам. Но благодаря рационализаторам все трудности удалось преодолеть.
Специалисты несколько раз просили у начальника дороги разные сроки «окон», от месяца до недели, на выполнение работ по переключению электроснабжения. Геннадий Комаров отвечал отказом: остановить движение поездов по Транссибирской магистрали невозможно, нужно готовить переключение в минимальные сроки. После тщательной подготовки переключение 434-километрового участка Зима – Слюдянка было произведено за семь часов.
В результате была создана единая непрерывная магистраль Мариинск – Хабаровск общей протяжённостью почти 5 тыс. км, электрифицированная по прогрессивной системе электроснабжения.

– Руководство страны оценило это достижение восточносибирских железнодорожников?

– На торжествах по поводу перевода участка Зима – Слюдянка на переменный ток министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев отметил, что громадные объёмы работ выполнены без централизованных капиталовложений, в основном за счёт концентрации собственных ресурсов ВСЖД, а выполненная работа принесёт ежегодное сокращение затрат примерно на 200 млрд руб. Президент России Борис Ельцин в поздравительной телеграмме подчеркнул, что «в очередной раз железнодорожники делом подтвердили свою способность выполнять самые сложные производственные задания».

Беседовал Александр Богачёв

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →