Новости дня

Для мостовика главное – надёжность

БАМ | Понедельник | 09.12.2019 | 12:05
Как сравнить бамовскую и северную специфику
Для мостовика главное – надёжность
архив «СМ»
Рассказывает Егор Кондаков, заместитель начальника службы пути Северной дирекции инфраструктуры (на снимке):

– Я провёл на Байкало-Амурской магистрали 32 года. Наша семья жила в Якутске. В 1977 году решили переехать на строящуюся дорогу, где требовались опытные сотрудники. Поселились в Тынде, родители работали в ШЧ. Мне было всего пять лет.

Детство, юность и часть взрослой жизни провёл в столице Байкало-Амурской магистрали. Город активно строился: приехав, мы снимали квартиру в многоэтажном панельном доме на улице Красная Пресня. Позже получили там же отдельную квартиру.

У выпускников школы был выбор: либо идти в сферу, связанную с лесозаготовкой, либо на железную дорогу. Последнее предпочтительнее, так как дороге требуются специалисты десятков профессий. Поэтому по окончании школы, 7 июля 1991 года, я пришёл в Тында-Бамовскую дистанцию пути мостовым рабочим.

Наш участок был довольно-таки большой – на юге почти доходил до станции Бамовская на Транссибе, на северо-востоке – до разъезда Бестужево, на запад тоже тянулся на 200 км. К тому же сложный: горный рельеф обеспечил колоссальное количество мостов и труб. В дистанции пути было всего три мостовых мастера, и у каждого – больше сотни объектов.

Мостовое и путевое хозяйство Тынды находилось в приличном состоянии. Всё-таки основной участок БАМа строился в конце 1970-х гг., малый БАМ – чуть раньше, но разница во времени была несущественной. Очень многое из материально-технической базы нам досталось от трестов и мостоотрядов, возводивших дорогу. И снабжение БАМа в советское время было почти идеальным. До середины 1990-х не испытывали существенного дефицита материалов и оборудования.

Работа мостовика, как и любого путейца, тяжёлая. Нужно всегда быть готовым к различным ситуациям, серьёзность которых нельзя предположить, работать длительное время в любую погоду: и при +35, и при –45, в снег, дождь, ветер… Но мы справлялись.

Если здесь, на севере, самое горячее время – весенний паводок, то на БАМе – ливни в летний и осенний периоды. Зимы для нас были относительно спокойными – из-за резко-континентального климата снега немного. Зато каждый циклон обеспечивал нашей системе искусственных сооружений настоящую проверку на прочность: с сопок обрушивались потоки воды и грязи, которые легко двигали тяжёлые камни. Но мы не только содержали в хорошем состоянии инфраструктуру, но и постоянно развивали её. К примеру, мост через реку Тынду на перегоне Беленькая – Сети. Старый был переустроен в автомобильный, а рядом построили новый, железнодорожный. Кстати, моим начальником в дистанции пути был Михаил Юрьевич Колобов, ныне преподаватель Ярославского подразделения Северного учебного центра профессиональных квалификаций.

В 1997 году, когда БАМ расформировали, многие стали уезжать из Тынды. Но в первое время я не придавал этому значения. Стал замечать только тогда, когда один за другим разъехались мои друзья. Думаю, именно конец 1990-х – начало нулевых было для Байкало-Амурской магистрали (уже поделённой на две части) самым тяжёлым периодом: падение грузопотока, задержка зарплаты, ухудшение материально-технической базы, отток специалистов и вообще населения. Сравните масштабы: помню Тынду, когда в ней жили около 70 тысяч человек, когда уезжал, не было и 35 тысяч.

Покинул БАМ в 2009 году. Было тяжело, но надо думать на перспективу: где работать и развиваться профессионально, где учить дочь. Местом работы и жительства выбрал Ярославль, в котором ранее не был ни разу.

Трудовой путь на Северной железной дороге начал в должности инженера мостоиспытательной станции. Конечно, когда приехал, сразу отметил колоссальную разницу между отделением и управлением дороги. Только мосты через Волгу, Двину, Печору чего стоят! Но работа мостовика одинакова везде – и на Дальнем Востоке, и в Центральной России. Главное – обеспечить надлежащее состояние всех инженерных сооружений.

Подготовил Андрей Тихонов
Материал опубликован в газете «Северная магистраль» 06.12.19

Cегодня в СМИ

Первые лица